Сегодня рассмотрим тему: "применение в учете сгс «основные средства»" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
В связи с принятием с 1 января 2018 года федеральных стандартов учреждениям необходимо внести изменения в учетную политику. Но не переписывайте все нормы, а определите правила и особенности учета именно вашего учреждения. В учетной политике должны быть раскрыты только те вопросы, по которым учреждение имеет право выбора, либо те вопросы, которые не регламентированы действующими нормативными документами.
Как указано в Письме № 02-07-07/84237, положения СГС «Основные средства» применяются, если иное не предусмотрено:
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
В 2017 году вступил в силу Федеральный Стандарт по бухгалтерскому учёту для организаций государственного сектора (СГС) «Основные средства», утверждённый приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 257н. Положения СГС «Основные средства» применяются при ведении бюджетного учёта, бухгалтерского учёта государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, составлении бюджетной отчётности, бухгалтерской (финансовой) отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчётности 2018 года.
Переходные положения, которые необходимо соблюдать при первом применении СГС «Основные средства», описаны в разделе Х Стандарта. Однако одного только этого раздела для описания типичных ситуаций при переходе на применение Стандарта «Основные средства» крайне недостаточно. При отражении в учёте переходных положений необходимо руководствоваться официальными разъяснениями и методическими указаниями по переходу.
Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении, направленные письмом Минфина России от 30 ноября 2017 года Раздел 1. № 02-07-07/79257, предусматривают только решение вопросов в части отражения в бухгалтерском учёте на соответствующих балансовых счетах объектов недвижимого имущества. Переходные положения в части остальных объектов рассмотрены в соответствующем разделе письма Минфина России от 15 декабря 2017 года № 02-07-07/84237.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Эти письма дали ответы на следующие вопросы.
На какую дату отражаются в учёте переходные положения?
Формирование с учётом положений СГС «Основные средства» входящего остатка на 1 января 2018 года осуществляется операциями в межотчётный период через счёт 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов».
В СГС «Основные средства» по этому поводу формулировка расплывчатая: «Финансовый результат, сформированный при первом применении Стандарта от признания объектов основных средств, ранее не отражённых в бухгалтерском учёте, а также от пересмотра балансовой стоимости объектов недвижимости, отражается в качестве корректировки показателя финансового результата прошлых отчётных периодов на начало отчётного периода».
Каким первичным документом подтверждается этот факт хозяйственной жизни?
Основанием является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Как переходные положения отражаются в отчётности учреждения?
Указанная информация отражается в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
В СГС этот момент был сформулирован так: «Результаты этой корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчётности обособленно от иной информации».
Также следует иметь в виду, что отражение переходных положений в учёте производится на основании проведённой с этой целью инвентаризации, в процессе проведения которой необходимо оценить соответствие критериям отнесения объектов учёта к основным средствам, а также обосновать отнесение объекта к той или иной группе. В связи с этим Методические указания дублируют критерии и показатели, содержащиеся в СГС «Основные средства», обращая внимание на важность этого момента.
Применение второго федерального стандарта бухгалтерского учёта «Аренда»
Документами учётной политики, принятыми субъектом учёта в рамках формирования своей учётной политики, регулируются следующие положения учёта аренды:
- применяемые способы амортизации относительно групп объектов учёта аренды;
- особенности применения первичных (сводных) учётных документов при отражении операций по объектам учёта аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учёте, при досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учёта аренды;
- порядок проведения инвентаризации объектов учёта аренды, принимаемый с учётом положений Приказа № 52н.
Основные мероприятия по формированию входящих остатков по объектам учёта операционной аренды Методическими указаниями регламентированы в следующем порядке. В целях выявления объектов учёта аренды, подлежащих отражению на соответствующих счетах бухгалтерского учёта (балансовых, забалансовых), субъекту учёта необходимо:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- провести инвентаризацию объектов имущества, полученных (переданных) в пользование в соответствии с договорами, заключёнными до 1 января 2018 года и действующими в период применения СГС «Аренда»;
- определить оставшиеся сроки полезного использования объектов операционной аренды;
- определить суммы обязательств по уплате арендных платежей за оставшиеся сроки полезного использования объектов;
- сформировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) в целях формирования в межотчётный период входящих остатков по объектам учёта аренды.
Арендатору (пользователю) объектов учёта операционной аренды необходимо отразить в бухгалтерском учёте следующие операции:
- в суммах прав пользования объектами операционной аренды – по дебету счёта 0 111 4х 000 «Право пользования имуществом» и кредиту счёта 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов»;
- одновременно отражается объём принятых обязательств по оплате арендных платежей – по дебету счёта 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов» и кредиту счёта 0 302 24 000 «Расчёты по арендной плате за пользование имуществом».
При этом субъектом учёта обеспечивается сверка показателей, принимаемых объектов учёта аренды на балансовые счета и объёма принятых обязательств, отражённых по итогам 2017 года (по состоянию на 1 января 2018 года) по соответствующим аналитическим счетам учёта принятых обязательств счетов 0 502 Х1 000 «Принятые обязательства», 0 502 Х2 000 «Принятые денежные обязательства» за годы, следующие за отчётным финансовым годом»;
- дополнительно по забалансовому счёту 01 «Имущество в пользовании» отражается выбытие (уменьшение) объектов, находящихся в пользовании.
Арендодателю (балансодержателю) объектов учёта операционной аренды необходимо отразить в бухгалтерском учёте следующие операции:
- в суммах расчётов с пользователями имущества по арендным платежам за оставшиеся сроки полезного использования объектов учёта аренды – по дебету счёта 0 205 21 000 «Расчёты с плательщиками доходов от операционной аренды» и кредиту счёта 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов»;
- одновременно отражается объём ожидаемого дохода от арендных платежей по дебету счёта 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов» и кредиту счёта 0 401 40 121 «Доходы будущих периодов по операционной аренде».
При этом субъектом учёта обеспечивается сверка показателей принимаемых объектов учёта аренды на балансовые счета и показателей, отражённых по итогам 2017 года (по состоянию на 1 января 2018 года) по соответствующим аналитическим счетам учёта забалансовых счетов 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Кроме того субъекту учёта необходимо проверить наличие информации о передаче имущества (части имущества) иному пользователю в рамках операционной аренды в Инвентарной карточке учёта нефинансовых активов (ф. 0504031). При отсутствии указанной информации в Инвентарной карточке (ф.0504031), её необходимо внести.
Вопрос недели: В каком случае и при каких видах ремонтных работ необходимо вносить изменение в стоимость основного средства?
В соответствии с п.27 ФСБУ «Основные средства» 257н от 31.12.2016, затраты по замене отдельных составных частей объекта, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств. В соответствии с п.28 ФСБУ «Основные средства» 257н от 31.12.2016, затраты при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов (поверка), а также при проведении ремонтов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств.
В каком случае и при каких видах ремонтных работ необходимо вносить изменение в стоимость основного средства?
В каких случаях ремонтные работы не влияют на изменение стоимости основного средства?
Затраты по поверке основных средств всегда отражаются в стоимости ОС?
Сообщаю Вам следующее:
При решении вопроса о включении затрат по ремонту в стоимость основного средства интерес представляет п. 27 ФСБУ «Основные средства», которым установлено, что, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены его отдельных составных частей, при условии что такие составные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, которые предусмотрены п. 8 ФСБУ «Основные средства», признаются активом, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями ФСБУ «Основные средства» о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств (при условии документарного подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).
Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.
Для применения п. 27 ФСБУ «Основные средства» и изменения стоимости объекта в результате работ по проведению его капитального ремонта должны выполняться следующие условия:
1) объект включает в себя несколько составных частей, каждая из которых признается активом (основным средством) в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства»;
2) порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных таких составных частей (составной части) объекта.
Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:
Документ 1
Важность отнесения ремонтных работ к работам капитального или текущего характера продиктована особенностями отражения данных расходов на счетах бухгалтерского учета. ФСБУ «Основные средства» установлены случаи изменения стоимости основного средства по итогам проведения капитального ремонта объекта. Расходы на выполнение работ по текущему ремонту основных средств не учитываются в стоимости таких объектов.
Включение расходов на проведение ремонтных работ в стоимость ОС
— замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;
при решении вопроса о включении затрат по ремонту в стоимость основного средства интерес представляет п. 27 ФСБУ «Основные средства», которым установлено, что, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены его отдельных составных частей, при условии что такие составные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, которые предусмотрены п. 8 ФСБУ «Основные средства», признаются активом, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями ФСБУ «Основные средства» о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств (при условии документарного подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).
Итак, для применения п. 27 ФСБУ «Основные средства» и изменения стоимости объекта в результате работ по проведению его капитального ремонта должны выполняться следующие условия:
1) объект включает в себя несколько составных частей, каждая из которых признается активом (основным средством) в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства»;
2) порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных таких составных частей (составной части) объекта.
Документ 2
Так, в силу п. 27 ФСБУ «Основные средства» в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств требует замены отдельных составных частей объекта при условии, что такие части, в соответствии с критериями признания объекта основных средств, предусмотренными п. 8 ФСБУ «Основные средства», признаются активом, затраты на подобную замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.
Стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены работы по капитальному ремонту, уменьшается на стоимость заменяемых (выбывающих) частей (при условии наличия документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту).
Учреждению необходимо закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств. Заметим, что, по нашему мнению, данные положения не нужно распространять на все без исключения основные средства. Указанные положения целесообразно применять, например, к тем группам основных средств, в состав которых входят комплексы конструктивно сочлененных предметов, например передвижной флюорографический кабинет. На обычные автомобили, идущие без дополнительного медицинского оборудования, данные положения распространять нецелесообразно, ведь даже в случае замены двигателя он не отвечает критериям, предусмотренным п. 8 ФСБУ «Основные средства», и не может считаться объектом основных средств.
Отметим, что согласно п. 28 ФСБУ «Основные средства», когда при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также при проведении ремонтов создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, установленных п. 8 ФСБУ «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств (либо увеличением стоимости учитываемого объекта, либо признанием самостоятельных объектов учета). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.
Положения указанного пункта также следует закрепить в учетной политике учреждения в отношении учета объектов основных средств, групп основных средств.
Обратите внимание! К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которого не создаются объекты, признаваемые активами (п. 6 Письма Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Документ 3
Обоснование: С 01.01.2018 вступил в силу ФСБУ «Основные средства». Из норм данного документа следует, что стоимость работ по капитальному ремонту здания увеличивает его первоначальную стоимость, если соблюдаются условия:
1) объект включает в себя несколько составных частей, каждая из которых признается активом (основным средством) в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства»;
2) порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных таких составных частей (составной части) объекта.
Документ 4
В силу п. 27 СГС «Основные средства» в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств требует замены отдельных составных частей объекта при условии, что данные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, предусмотренными п. 8 СГС «Основные средства», признаются активом, затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.
При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей (при условии наличия документального подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).
Учреждению необходимо закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств (например, в отношении групп «Машины и оборудования», «Транспортные средства»).
Согласно п. 28 СГС «Основные средства», когда при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также при проведении ремонтов создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств (либо увеличением стоимости учитываемого объекта, либо признанием самостоятельных объектов учета). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.
Положения указанного пункта также следует закрепить в учетной политике учреждения в отношении учета объектов основных средств, групп основных средств.
Обратите внимание! К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами. Например, затраты на осуществление ремонта помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основного средства (п. 6 Письма N 02-07-07/84237).
Документ 5
В стоимость основного средства при проведении ремонта включите затраты по замене составных частей основного средства. Включайте их в стоимость только при условии, что составные части являются активом согласно критериям признания основных средств (п. п. 19, 27, 28 Федерального стандарта N 257н).
Стоимость отремонтированного объекта уменьшите на стоимость заменяемых (выбывающих) частей. Обязательное условие — документально подтвердить стоимостную оценку части объекта, которая подлежит замене.
В случае когда определить стоимость замененной части невозможно или в результате замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, уменьшать стоимость ремонтируемого объекта не нужно (п. 27 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н, Письмо Минфина России от 25.05.2018 N 02-06-10/35540). Если при проведении ремонта создан самостоятельный актив, при условии соблюдения критериев признания основных средств затраты на создание такого актива признайте в стоимости основного средства. В этом случае любая учтенная ранее в стоимости сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего года в сумме остаточной стоимости заменяемого актива (Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н).
Не включайте в стоимость основного средства расходы на осуществление текущего (капитального) ремонта основных средств, в результате которых не создаются активы, например, затраты по ремонту помещения: покраска, побелка, замена окон, дверей, иных аналогичных работ. Относите такие затраты в расходы текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости основного средства (Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н).
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
В хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений выбытие объектов основных средств – событие рутинное. Основные средства выбывают по разным причинам, а основная проблема, как правило, одна: за какое время будут получены все согласования на снятие объекта с учета? Однако с этого года в порядок выбытия вступившие в силу федеральные стандарты учета внесли коррективы. В статье проанализируем отдельные вопросы выбытия ОС в отношении автономных учреждений.
В настоящее время сформировалась достаточно обширная база нормативных документов, регламентирующих порядок распоряжения имуществом в государственных и муниципальных учреждениях. У автономных учреждений к таким документам относятся:
- Гражданский кодекс;
- Бюджетный кодекс;
- Федеральный закон от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174 ФЗ);
- Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Постановление № 834) и ряд других постановлений Правительства РФ;
- нормативные документы федеральных органов власти, реализующих полномочия учредителей;
- инструкции по бухгалтерскому учету.
В Гражданском кодексе раскрывается смысл оперативного управления имуществом учреждениями всех типов. В Законе № 174 ФЗ определены условия распоряжения учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, а также условия его содержания. Постановлением № 834 установлен порядок выбытия федерального имущества в случае его списания, а нормативными документами учредителей такой порядок конкретизируется с учетом имеющихся особенностей. Инструкциями по бухгалтерскому учету установлены соответствующие бухгалтерские записи и первичные документы, подтверждающие операции с имуществом.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не предусмотрено законом, то распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника. При этом в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ только собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу п. 2 ст. 298 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Закона № 174 ФЗ автономные учреждения без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (в том числе недвижимым), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 14, 15 Закона № 174 ФЗ автономные учреждения обязаны согласовывать выбытие имущества, например, если ими совершается крупная сделка по его отчуждению, а также его передача в пользование или в залог, при условии, что стоимость такого имущества (цена сделки) превышает 10 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Другими словами, в отношении большинства используемого в рамках оперативного управления имущества учреждение не может самостоятельно принимать решения, в частности, о его выбытии.
Согласно п. 11 Постановления № 834 до утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом, не допускается. А в соответствии с п. 12 упомянутого постановления выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании в бухгалтерском (бюджетном) учете отражается в определенном порядке. То есть выбытие имущества в установленных случаях осуществляется только после согласования с собственником соответствующего акта.
Все это не вызывало каких либо вопросов у бухгалтеров до недавнего времени. Единственной проблемой был весьма длительный срок рассмотрения собственником документов, представленных ему учреждениями.
- другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2018 года;
- иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, в части требований по раскрытию информации об объектах нефинансовых, финансовых активов и обязательств, доходах, расходах при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных (автономных) учреждений.
При этом Минфин к иным нормативным актам относит, в частности, инструкции № 33н, №157н, 183н.
Однако, очевидно, помимо стандартов учета и инструкций, утвержденных Минфином, к нормативным актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета, относятся федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные документы органов исполнительной власти, реализующих полномочия учредителей.
До недавнего времени к операциям по выбытию основных средств относились в основном случаи:
- продажи (реализации);
- списания по причине непригодности к дальнейшему использованию;
- передачи (в казну или другому учреждению);
- недостачи или хищения.
Все эти факты были вполне «осязаемы»: вот объект в учреждении был, а потом его не стало – он выбыл. Поэтому подобные операции были вполне понятны бухгалтерам, а различные унифицированные формы первичных документов для каждого случая выбытия обеспечивали своевременное отражение таких операций в учете. И каких либо проблем с отражением в учете операций по выбытию имущества не возникало.
Теперь в СГС «Основные средства» используется понятие «прекращение признания основного средства», при этом в скобках оно уточняется – выбытие с бухгалтерского учета. В СГС «Основные средства» есть даже целый разд. VIII «Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) объекта основных средств».
Сразу отметим, что уже здесь, то есть в заголовке данного раздела, возникает определенная путаница, которая сбивает с толку немало бухгалтеров:
- во первых, если брать за основу положения п. 8 СГС «Основные средства», то отсутствие у объекта ОС критериев основного средства означает лишь перевод его с балансового учета на забалансовый. При этом такой объект не выбывает с бухгалтерского учета;
- во вторых, выбытие с бухгалтерского учета (например, в случае продажи объекта или его передачи другому учреждению) не означает утраты им критериев основного средства, то есть объект в таких случаях не перестает признаваться объектом ОС;
- в третьих, в СГС «Основные средства» упоминается комиссия по поступлению и выбытию активов, а не комиссия по поступлению и прекращению признания объектов основных средств.
- 10 «Недвижимое имущество учреждения»;
- 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 30 «Иное движимое имущество учреждения»;
- 40 «Права пользования активами»;
- 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»;
- 90 «Имущество в концессии».
Следовательно, до отражения соответствующих хозяйственных операций по выбытию объекта основных средств в бухгалтерском учете бухгалтеру необходимо выяснить следующее:
- Относится ли выбывающий объект основного средства к особо ценному движимому имуществу?
- Является ли данный объект предметом договора концессии?
- Выбывающий объект является недвижимым или движимым?
Кроме того, не менее важной при принятии правильного решения является такая информация:
- Могут ли операции с данным объектом основных средств быть квалифицированы как крупная сделка?
- Изменится ли объем финансового обеспечения содержания имущества, выделяемого учредителем, при выбытии нефинансовых активов?
- Как правильно утилизировать, ликвидировать списанное основное средство?
В государственных и муниципальных учреждениях создаются комиссии, которые уполномочены принимать определенные решения:
- для целей бухгалтерского учета – комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов (согласно Инструкции № 157н);
- для определения возможности использования имущества – комиссия по списанию имущества (согласно Постановлению № 834).
В конце апреля и мае текущего года Минфин внес изменения в Инструкцию № 157н и инструкции по учету для каждого типа учреждений.
В обновленной редакции как Инструкции № 157н, так и инструкций по учету учтены некоторые положения вступивших в силу 01.01.2018 федеральных стандартов учета, в частности СГС «Основные средства». Однако внесенные изменения оказались более «консервативными» в части использования терминов при описании операций с объектами ОС. В Инструкции № 157н понятие «прекращение признания объекта» используется лишь несколько раз. При этом оно уточняется в скобках как выбытие с балансового учета, а не с бухгалтерского, как в СГС «Основные средства». Об этом упоминается в п. 34, 51 Инструкции № 157н. При этом «прекращению признания» соответствует лишь установление факта несоответствия актива установленным критериям. В остальных случаях в Инструкции № 157н в качестве выбытия объектов ОС рассматриваются «традиционные» хозяйственные операции.
А в новой редакции Инструкции № 183н понятие «прекращение признания» совсем не используется. Это еще раз подтверждает то, что положения стандартов не следует воспринимать буквально!
Согласно Приказу Минфина РФ от 28.02.2018 № 36н до наступления осени в СГС «Концептуальные основы» и во все инструкции по учету и отчетности планируется внесение очередных изменений. Хочется надеяться, что ожидаемые поправки устранят возникшую путаницу в понятиях и сделают тексты стандартов и инструкций более простыми и понятными для бухгалтеров.
Бухгалтерский учет движения основных средств в году
Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2019 года
Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда».
Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны. В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость.
Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС.
Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е.
Методические указания Минфина по применению СГС «Основные средства»
Обратите внимание: порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых основными средствами, находящихся у учреждения во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применявшийся до перехода на использование СГС «Основные средства» (то есть до 2019 года), не изменяется. Необходимо проанализировать, какое имущество следует учитывать согласно новым правилам в составе основных средств. В частности, Минфин рекомендует при переходе на применение СГС «Основные средства» в 2019 году выявить объекты бухгалтерского учета, которые подлежат согласно нормам СГС «Основные средства» отражению в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе основных средств и (или) отражавшиеся на забалансовом учете.
; 9) особенности ведения забалансового учета объектов основных средств, не соответствующих критериям признания в качестве таковых; 10) методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах; 11) способ пересчета накопленной амортизации при переоценке основных средств.
В целях получения дополнительных данных для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть следующую аналитику по объектам основных средств(п.
К ОС необходимо относить теперь и ряд казенного имущества.
В состав ОС будет нельзя относить эти предметы:
- Недвижимость под дальнейшую реализацию.
- Биологические субстанции, предназначающиеся для изготовления биопродукции.
Многолетние посадки, из которых не будет изготавливаться биопродукция, продолжают оставаться в структуре средств. Однако под них имеет смысл выделить отдельный счет. Объекты культурного наследия будут включаться в структуру ОС только при наличии этих условий:
- Предмет имеет не только культурную ценность, но и другой полезный потенциал.
- Если от объекта можно получить потенциальные выгоды.
Если объект культурного наследия не соответствует этим критериям, нужно поместить его на забалансовый счет.
В целом порядок ведения такого учета не претерпел изменений.
- которые находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде;
- в отношении которых субъект учета осуществляет контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов основных средств в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде.
Чтобы разобраться с особенностями учета объекта имущества, являющегося предметом договора аренды (имущественного найма, безвозмездного пользования), обратимся к положениям Федерального стандарта «Аренда».
Как бюджетникам по-новому учитывать основные средства в 2019 году
При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права; материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»; субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод); материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.
Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете, основные изменения в 2019 году
Согласно ПБУ к основным средствам нужно относить имущество, стоимость покупки которого установлена от 40000 рублей. Для налогового учета как указано в НК РФ цена объекта, который будет применяться как ОС, должна быть от 100000 рублей.
Поскольку объекты ОС разнообразны, их легче всего классифицировать по различным группам. Такое разделение имеет значение, так как согласно установленным нормам существуют некоторые особенности учета и переноса цены объекта на конечный продукт деятельности компании.
Выделяют такие ОС:
- Сооружения (временные постройки, мосты и т.д.).
- Передаточные устройства.
- Здания.
- Прочие (не включенные ни в одну из выше перечисленных групп)
- Транспортные средства.
- Инвентарь и принадлежности.
- Машины и оборудование.
- Инструменты.
Кроме этого, ОС могут делиться на производственные объекты и непроизводственные, на основании их назначения.
В противном случае проблем с ФНС не избежать. В этом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н.
Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.
Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2019 году?
Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям: Срок использования имущества — 12 месяцев и более.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.