Поддержка государством социально ориентированных нко и бизнеса

Сегодня рассмотрим тему: "поддержка государством социально ориентированных нко и бизнеса" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Видео (кликните для воспроизведения).

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

Реестры СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

– федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

– местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Читайте так же:  Форма сзв-корр кто, когда и зачем должен ее сдавать

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 “О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами”. Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО – путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Поддержка государством социально ориентированных НКО и бизнеса

В представлении руководства нашей страны социальная активность выражается в том числе в том, что социально ориентированное предпринимательство (СОНКО – соц. ориентированные некоммерческие структуры, СМП – субъекты малого предпринимательства) допущены к оказанию социальных услуг. Рассказываем, что будет предпринимать Правительство России для развития социальной деятельности предпринимателей и НКО.

29 сентября 2018 года российский кабинет министров утвердил Основные направления своей деятельности до 2024 года. Среди прочего, в сферу его внимания попали социально ориентированные субъекты малого предпринимательства и НКО.

Изображение - Поддержка государством социально ориентированных нко и бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-oktyabr-2018-veb-kak-1

Поддерживать деятельность социально ориентированных НКО и малого бизнеса власти собрались с целью повышения качества и доступности услуг в социальной сфере. Как известно, с этим у нас в стране всегда проблемы.

Также будет использован потенциал общественных инициатив – это поддержка благотворительной и добровольческой деятельности.

Заявлено, что поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и малого бизнеса будет выражаться в следующем:

Отметим, что поддержка НКО социально-ориентированного профиля, а также аналогичных СМП будет происходить в рамках:

  1. Национальных проектов «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
  2. Федерального проекта «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».

Подробно про доступ СОНКО к социальным услугам (а также частных фирм) мы писали здесь: «Госуслуги в социальной сфере с 2020 года смогут оказывать коммерческие фирмы».

Поддержка государством социально ориентированных НКО и бизнеса

Из 85 субъектов Российской Федерации в первую пятерку лидеров рейтинга вошли Ханты-Мансийский автономный округ (1 место; 42,84 балла), Хабаровский край (2 место; 37,24 балла), Республика Саха (Якутия) (3 место; 35,23 балла); Самарская область (4 место; 34,67 баллов), Пермский край (5 место; 32,72 балла).

Читайте так же:  Поведение сотрудников в соцсетях и требования работодателей к нему

Замыкает рейтинг следующая пятерка регионов-аутсайдеров: Чукотский автономный округ (85 место; 3,28 балла), Республика Марий Эл (84 место; 8,01 баллов), Республика Калмыкия (83 место; 8,93 баллов), Республика Тыва (82 место; 9,33 баллов), Саратовская область (82 место; 9,24 баллов).

Кроме того, подведены итоги по отдельным показателям рейтинга.

Показатель «Количество социально-ориентированные некоммерческие организации на 10 тыс. населения» – 1 место у Ненецкого автономного округа (35 СОНКО на 10 тыс. населения)

Показатель «Средняя доля работников в негосударственных организациях в общей численности работников, занятых в социальной сфере» – 1 место у Пермского края (18,2% средняя доля работников в негосударственных организациях в общей численности работников, занятых в социальной сфере)

Показатель «Удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций» – 1 место у Самарской области со значением 12,70%

Показатель «Доля выпадающих доходов в связи с применением налоговых льгот для СО НКО от налоговых доходов субъекта РФ в 2016 г.» – 1 место у Омской области (значение 0,06960%)

Показатель «Доля выпадающих доходов в связи с применением налоговых льгот для жертвователей от налоговых доходов субъекта РФ в 2016 г.» – 1 место у Нижегородской области (значение 0,85%)

Показатель «Доля муниципальных районов и городских округов, реализующих в 2017 г. муниципальные программы по поддержке СО НКО, в общем количестве муниципальных районов и городских округов в субъекте Российской Федерации» – 1 место разделили Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ со значением 100%

Показатель «Доля муниципальных районов и городских округов, реализующих меры по поддержке социального предпринимательства в рамках муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, в общем количестве муниципальных районов и городских округов в субъекте Российской Федерации, утвердивших муниципальные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства» – 1 место разделили Ханты-Мансийский Автономный округ и Республика Ингушетия (значение 100%)

Показатель «Доля бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки СО НКО, включая центры инноваций социальной сферы (без учета ассигнований, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию соответствующих мероприятий), в общем объеме расходов субъекта Российской Федерации» – 1 место Липецкая область (значение 0,0855%)

Показатель «Доля негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в общем количестве медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС» – 1 место Ленинградская область (значение 48,89%)

Показатель «Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации» – 1 место у Республики Башкортостан (значение 77,11%)

Работа по поддержке СО НКО и социального предпринимательства, обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрению конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере требует улучшения – даже лидирующий в рейтинге регион не набрал половины от максимально возможного числа рейтинговых баллов. Это означает, что и в регионах-лидерах есть пробелы в отношении системной работы по всем направлениям, которые отражают показатели рейтинга.

Подробно результаты рейтинга будут обсуждаться на конференции «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере» в декабре 2018 г.

Поддержка государством социально ориентированных НКО и бизнеса

Подготовленные в Минэкономразвития поправки к закону «О некоммерческих организациях», уточняющие особенности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), на этой неделе будут обсуждаться в Общественной палате в формате «нулевых чтений». Законопроект, в частности, разъясняет понятие «инфраструктура поддержки СОНКО» и предусматривает, что господдержка таких НКО осуществляется за счет федерального, региональных и местных бюджетов «путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий».

Законопроект позволит уравнять СОНКО с предприятиями малого и среднего бизнеса в возможностях получения поддержки, в частности гарантий для последующего привлечения кредитов, возможностей субсидирования процентных ставок, пояснил «Ведомостям» директор департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития Артем Шадрин, сейчас подобные инструменты есть в законодательстве о малом бизнесе, но их нет в законодательстве об НКО. Гарантийные или специализированные фонды, которые оказывают поддержку малому бизнесу, получив дополнительную поддержку со стороны бюджета, смогут помогать и НКО, говорит чиновник: «Проще распространить функции на уже существующие организации, выделив на это средства из бюджета субъектов или муниципальных образований, поскольку они не имеют права использовать на НКО средства, получаемые на поддержку малого бизнеса». Также проект предусматривает возможность предоставления поддержки как уже существующим, так и новым организациям, создающим инфраструктуру НКО. Предполагается, что закон вступит в силу в 2016 г.

Согласно ст. 31.1 закона об НКО органы госвласти и местного самоуправления могут оказывать социально ориентированным организациям финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку, а также предоставлять им налоговые льготы.

Одной из форм поддержки малого и среднего бизнеса является развитие специализированной инфраструктуры – ресурсных центров, бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов, позволяющих снизить издержки доступа к тем услугам, которые либо слишком дороги, либо отсутствуют на рынке, говорит директор центра «Грани» Светлана Маковецкая. Закон «Об основах социального обслуживания» предполагает, что СОНКО, которые оказывают услуги бесплатно или по ценам ниже рыночных, должны выходить на рынок соцуслуг, но оказалось, что инфраструктура их поддержки отсутствует, объясняет эксперт: «По сути, достраивается система господдержки НКО – помощь не только деньгами, но и предоставление услуг поддержки, самоорганизации, гарантий, что позволит СОНКО быть в равном положении с другими хозяйствующими субъектами». Сейчас регионы и муниципалитеты не понимают, зачем помогать ресурсным центрам, если есть поддержка НКО, подчеркивает Маковецкая: «НКО, создающим инфраструктуру, помогает Минэкономразвития за счет субсидий. Сейчас смысл в том, чтобы обозначить как государственную норму, что СОНКО поддерживаются не только деньгами, но и в виде формирования для них инфраструктуры оказания услуг».

Читайте так же:  Что такое договор к исполнению в соответствии с мсфо

Ресурсные центры позволяют НКО найти единомышленников, поделиться опытом, говорит директор центра «Сестры» Мария Мохова: «Каждая НКО изобретает свой велосипед, совершает ошибки, поэтому мы, официально не являясь ресурсным центром, подаем заявку на субсидии Минэкономразвития для поддержки НКО, которые помогают другим НКО, мы готовы проводить семинары, делиться опытом». Раньше деньги на такие программы выделяли иностранные фонды, сейчас единственная форма поддержки – субсидии Минэкономразвития, поясняет Мохова.

Чем лучше будет развита инфраструктура НКО, тем сильнее будет сектор, поэтому была необходимость уточнения закона, поясняет член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. Сейчас инфраструктура поддержки СОНКО состоит из ресурсных центров поддержки, а также центров социальных инноваций – это те организации, которые работают в интересах других НКО, они стали появляться в России около 20 лет назад благодаря западным донорам, поскольку на Западе давно существовала подобная инфраструктура, рассказывает Тополева-Солдунова. Но сейчас подобные ресурсные центры начали активно записывать в иностранные агенты – Центр развития некоммерческих организаций, Сибирский центр поддержки общественных инициатив, центр «Грани» (вышел из реестра). Сегодня СОНКО не могут активно участвовать в оказании услуг населению, поскольку у них нет тех возможностей поддержки, которые есть, например, у малого и среднего бизнеса через разную инфраструктуру, говорит Тополева-Солдунова, и этот законопроект облегчит доступ к такой поддержке.

Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Ключевые слова: социально ориентированная некоммерческая организация, государственная поддержка, социально-экономическое развитие региона

В настоящее время потребность в реализации различных идей, проектов, любительских и профессиональных интересов становится все более актуальной, в связи с чем растет количество ассоциаций, союзов, клубов по интересам, различных общественных объединений. Функционирование таких объединений – некоммерческих организаций в рыночной экономике, позволяет решать социальные проблемы в обществе. Поддержка некоммерческих организаций является одной из важных задач социально-экономического развития региона и страны в целом.

Государственная поддержка некоммерческих организаций, в первую очередь социально ориентированных некоммерческих организаций, может принимать различные формы – от консультирования членов некоммерческой организации до совместной работы и непосредственного финансирования.

В 2009 году Президентом Российской Федерации, была обозначена необходимость институциализации социально ориентированного общественного движения и совершенствования существующей системы государственной поддержки третьего сектора. С принятием Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций” появилось понятие «социально ориентированные некоммерческие организации», как официальный фактор социально-политической системы России.

После законодательного выделения категории социально ориентированных НКО этот сектор динамично растет. В 2013 году общее количество таких НКО достигло 113 тыс. ( в 2011 году – 96 тысяч). Наблюдается рост численности работников сектора: в 2012 году здесь было задействовано 580 тыс. человек, в 2013 году – 625 тыс. человек. Растут финансовые возможности СОНКО. В 2013 году доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (кроме доходов от целевого капитала) СОНКО составили по России 193, миллиарда рублей. Доходы от целевого капитала составили в 2013 году 3,4 миллиарда рублей. Отмечается рост поступлений (включая пожертвования от российских физических лиц), которые в 2013 году составили 72,8 миллиарда рублей.

Законодатель выделил несколько форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах практически не используются такие формы поддержки, как:

  • размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Несомненно, самые популярные формы поддержки СОНКО на региональном и муниципальном уровнях, это:

  • получение субсидий и грантов;
  • получение в безвозмездное пользование помещения;
  • информационная поддержка.

В развитых странах между некоммерческим организациями и государством устанавливаются долгосрочные отношения, заключаются долгосрочные контракты на конкурсной основе. НКО принимают участие в разработке государственных социально-экономических программ.

В России государственное финансирование некоммерческих организаций осуществляется стихийно и зависит от многих факторов, например: умения оформить заявку на грант или субсидию, личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.

Эта проблема прозвучала на Общероссийском форуме. Обозначил ее Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Бречалов, который предложил использовать для финансирования некоммерческих организаций механизмы краудфандинга, наравне сгосударственным грантами.

В 2015 году стартует пилотный проект, который покажет можно ли привлекать финансовые средства через механизмы краудфандинга. Если данный проект сработает, то будет понимание, можно ли двигаться дальше в этом направлении.

Александр Бречалов подчеркивает, что на сегодняшний день вРоссии существует более 200000НКО, надеятельность которых выделяется около 5миллиардов рублей. При этом, авторы многих очевидно важных проектов неумеютих, повыражению СекретаряОП, «упаковывать» и, соответственно, неполучают государственную поддержку. Поэтому Общественная палата Российской Федерации икраудфандинг-проект Бумстартер (Boomstarter) запустили обучающую программу насайте компании. Это позволит всем желающим лучше разобраться втом, что такое краудфандинг.

Читайте так же:  Простая электронная подпись что это такое и как сделать

Полагаю, что в ближайшие годы, при реализации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, будет приветствоваться привлечение в проекты бизнес – партнеров, в том числе и в грантовых конкурсах некоммерческих организаций. Специалисты в области НКО утверждают, что в современных условиях развития их деятельности на первое место выходят социальные инвестиции, а не благотворительность и филантропия.

Чтобы выжить в современном обществе социально ориентированные некоммерческие организации должны понимать, чем они могут быть интересны инвесторам, какие направления могут предложить бизнесу и власти, какого уровня квалификации их сотрудники, как их можно учить, чтобы повысить компетенцию, как достучаться до потенциальных инвесторов самим, где найти о них информацию.

Механизм вложения в социальные проекты можно рассматривать следующим образом: инвесторы – механизмы – среда предприятия – рынок для вложений.

Для реализации данного механизма важны:

1. Важна оценка бизнес – эффективности от социальных инвестиций

2. Трехстороннее партнерство: власть – бизнес – СОНКО.

3. Структурирование программ социального инвестирования.

4. Информационная структура – информационное пространство: что интересно бизнесу? во что он готов инвестировать?

5. Финансовые инструменты: пожертвования, целевое финансирование проектов, вложение в целевой капитал НКО

6. Меры нефинансового стимулирования социальных инвесторов, которые диктуются системным развитием территории.

Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации необходимы государству и бизнесу. В тоже время некоммерческие организации нуждаются в государственной поддержке. Для современной России механизмы некоммерческого хозяйствования являются принципиально новыми и им нужно учиться и государству и некоммерческому сектору.

Политика государственной поддержки социально ориентированных и некоммерческих организаций и развитие третьего сектора

В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством.

Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.

Система государственной поддержки социально ориентированных и некоммерческих организаций

Нормативная база поддержки НКО и “третьего сектора” и передачи ему ряда государственных функций в целом сформирована и продолжает совершенствоваться.

Благодаря усилиям Министерства экономического развития РФ, закладывается информационная, методологическая, образовательная инфраструктура “третьего сектора” как партнерского по отношению к государству.

Соглашаясь с тем, что в России, как и во многих других странах, для качественной и всесторонней реализации функций государственного управления органы государственной власти могут учреждать, поддерживать и финансировать различные негосударственные структуры, авторы доклада высказывают убежденность, что поддержка таких организаций должна быть прозрачной. Пусть не всегда даже предоставляться на конкурсной основе (и таких примеров в мире достаточно), но выделяться только на понятные цели или виды деятельности, включать не вызывающую нареканий процедуру и строгую отчетность.

Поддержка социально ориентированных НКО

В законе “О некоммерческих организациях” №7-ФЗ, с поправками, внесенными в него законом №40-ФЗ от 05.04.10г., отдельно прописана и закреплена роль субъектов РФ в оказании поддержки СО НКО.

Во-первых, в соответствии с законом №40-ФЗ, они получили право в законодательном порядке дополнять указанные в ст.31.1 №7-ФЗ направления деятельности СО НКО, иными видами деятельности:

“2. Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации”.

Во-вторых, за субъектами РФ закреплено право оказывать экономическую поддержку СО НКО за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, в т.ч. в иных формах, помимо перечисленных в законе.

В-третьих, регионам также была предоставлена возможность получения субсидий на поддержку СО НКО из федерального бюджета.

В-четвертых, субъектам было дано право формировать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, для оказания имущественной поддержки СО НКО.

В-пятых, регионам было предписано формировать и вести реестры СО НКО, которым они оказывают различные виды поддержки — с целью обеспечения прозрачности этой процедуры.

Важным нормативным документом для создания эффективного механизма поддержки СО НКО на региональном уровне стало принятое с целью эффективного исполнения упомянутого закона Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. №713 “О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям”. Этим постановлением были приняты Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки СО НКО и выделено в текущем году на их реализацию 600 млн. руб., а также определен уполномоченный орган — Минэкономразвития России.

В соответствии с принятыми Правилами, субсидии для софинансирования региональных программ поддержки СО НКО предоставляются Правительством РФ только на конкурсной основе. Проведение открытого конкурса является принципиально важным для формирования прозрачного механизма выделения федеральных бюджетных средств субъектам РФ.

По итогам работы Комиссии Координационный совет по господдержке СО НКО сформировал список субъектов РФ — победителей конкурсного отбора (49 регионов) и определил размеры субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов.

Средства Федерального бюджета в размере 600 млн. рублей, направленные в 2011 году на реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО в форме субсидий субъектам, были распределены в следующем порядке:

Читайте так же:  Усн остаточная стоимость ос должна быть меньше 150 млн руб. на 01.01.2019 - 2020

– 30 процентов — поровну между бюджетами субъектов РФ;

– 30 процентов — пропорционально численности населения субъекта;

– 40 процентов — пропорционально средней численности работников, занятых в НКО субъекта.

Если на федеральном уровне программа поддержки СО НКО сформулирована и разработан понятный механизм ее реализации, то организация этой работы на региональном уровне вызывает вопросы.

Для поиска ответов на вопросы были проанализировали интернет-ресурсы регионов — победителей конкурса на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ, проведенного Минэкономразвития РФ в 2011 году.

По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2011 года, наибольшее количество НКО зарегистрировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Среди субъектов по численности зарегистрированных НКО (более 12 тыс. организаций) лидируют:

– ЦФО: г. Москва и Московская область;

– СЗФО: г. Санкт-Петербург;

– ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область;

– ПФО: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область;

– УФО: Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область;

– СФО: Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область.

В ряде субъектов на протяжении многих лет активно действуют многие из зарегистрированных НКО; существуют НКО, работающие по технологиям фондов местных сообществ; действуют законы и положения о благотворительности, благотворительной деятельности и грантах, а также региональные программы по выявлению и поддержке на конкурсной основе социальных инициатив и проектов НКО, направленных на улучшение качества жизни населения; работают благотворительные и грантовые советы; действуют профильные комитеты в общественных палатах субъектов и крупных городов регионов.

В некоторых регионах сложились институты партнерского взаимодействия: региональные и муниципальные органы власти через организацию общественных советов, палат, различных конференций и круглых столов вовлекают общественность в обсуждение основных приоритетов развития, проводят конкурсы социальных проектов, организуют ярмарки проектов НКО. В ряде субъектов Российской Федерации, лидирующих по развитию механизмов социального партнерства и межсекторного взаимодействия, активно разрабатываются и принимаются региональные правовые акты, направленные на регулирование предоставления муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов НКО и прочим производителям социально-значимых услуг.

После принятия в 2010 г. законодательства о поддержке социально ориентированных НКО, разработка региональных законов в субъектах Российской Федерации существенно ускорилась. По данным Общественной палаты Российской Федерации, в 2011 г. в 53 субъектах Российской Федерации были приняты региональные программы поддержки социально ориентированных НКО с общим объемом финансирования более 3 млрд. рублей. В 2012 г. эта сумма составила более 4 млрд. рублей. По данным интернет-портала некоммерческого партнерства “Юристы за гражданское общество”, в настоящее время законодательство о государственной поддержке НКО и предоставлении грантов принято как минимум в 79 субъектах Российской Федерации.

Анализ практики взаимодействия региональных и муниципальных властей с некоммерческими организациями, проведенный по открытым источникам (официальные сайты органов власти), показывает, что в разных регионах и муниципалитетах эта работа ведется с разной степенью активности. Ее качество значительно отличается в зависимости от степени заинтересованности и нацеленности региональной и муниципальной власти на работу с НКО.

Основными формами поддержки НКО на региональном и муниципальном уровнях являются:

· предоставление помещений (бесплатно или по льготным ставкам аренды);

· Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах практически не используются такие формы поддержки, как:

· размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”;

· предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

· предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Впрочем, надо отметить, что сами некоммерческие организации в первую очередь хотят получать экономическую поддержку от властей, а не брать на себя некоторые социальные функции государства. Формы и размеры поддержки некоммерческих организаций определяются распоряжениями глав регионов, постановлениями региональных правительств, либо региональными законами.

В Калининграде в 2011–2012 гг. мэрия города в лице Комитета социальной поддержки населения проводила открытый конкурс на получение муниципального гранта для реализации целевых социальных программ общественными объединениями по тематике “Поддержка инвалидов — жителей города Калининграда” и “Поддержка ветеранов — жителей Калининграда”. Финансовую поддержку в виде субсидий предоставляли проектам, направленным на развитие творческих способностей граждан с ограниченными физическими возможностями и проведение реабилитационных мероприятий, а также на поддержку ветеранов. По итогам 2011 года по двум этим направлениям 20 общественных организаций — получателей муниципальных грантов реализовали свои социальные программы. На программу “Поддержка ветеранов-жителей города Калининграда” было выделено более 2 млн. руб., а на “Поддержку инвалидов-жителей города Калининграда” — 900 тыс. рублей.

Изображение - Поддержка государством социально ориентированных нко и бизнеса 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here