Сегодня рассмотрим тему: "перечень видов гос. контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода в 2019 - 2020 год" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 На двухлетний период (2019 – 2020 годы) предлагается установить “надзорные каникулы” для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход
- 2 Особенности организации и проведения в 2019-2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства с учетом риск-ориентированного подхода
- 3 Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса
- 4 Одобрен проект федерального закона о «надзорных каникулах» для малого бизнеса
- 5 Определены виды госконтроля, при которых до 1 января 2018 года будет применяться риск-ориентированный подход
- 6 Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса
- 7 Перечень видов гос. контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода в 2019 – 2020 году
- 8 Какие Инспекционные Органы С 01.01.2018 Используют Риск-Ориентированный Подход
На двухлетний период (2019 – 2020 годы) предлагается установить “надзорные каникулы” для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход
Согласно проекту с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом предусматривается, что данные ограничения не применяются, в частности:
при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
в отношении плановых проверок в рамках проведения:
– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;
– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
– федерального государственного пробирного надзора.
Согласно проекту проведение плановой проверки с нарушением указанных требований будет являться грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и повлечет недействительность ее результатов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Особенности организации и проведения в 2019-2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства с учетом риск-ориентированного подхода
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен ст.26.2 «Особенности организации и проведения в 2019-2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства», устанавливающей, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением:
1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
2) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;
Видео (кликните для воспроизведения). |
4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) плановых проверок, проводимых в рамках:
а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности»;
г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
д) федерального государственного пробирного надзора.
Согласно утвержденного Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан цель проведения плановых проверок – осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с ст.8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. №806, п.10.1 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. №476, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор с применением риск- ориентированного подхода.
Подп. «а» п.7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №489, внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях, в части исключения проверки из ежегодного плана:
в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;
в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;
в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;
в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии – для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;
в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что одним из оснований для исключения проверки из ежегодного плана является принятие органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности и установленной периодичности проведения плановых проверок.
П.п. 17-19 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее – заявление).
Заявление содержит следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
О расширении перечня видов государственного контроля с применением риск-ориентированного подхода
Постановление от 2 марта 2017 года №245. Перечень видов государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, дополнен 33 видами государственного контроля (надзора). Внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора), снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми предусмотрено, что органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) будет применяться риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством России.
Постановлением Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов государственного контроля с применением риск-ориентированного подхода (далее – перечень).
До настоящего времени к таким видам контроля относились: федеральный государственный надзор в сфере связи, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводимый Росздравнадзором и ФМБА России, федеральный государственный пожарный надзор и федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Подписанным постановлением перечень дополнен ещё 33 видами государственного контроля (надзора). В том числе в него включены некоторые виды регионального государственного контроля (надзора) и лицензионного контроля.
Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, поручено разработать критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности по отдельным видам государственного контроля (надзора).
Внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора), снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.
Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса
Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).
Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.
Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.
Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.
Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Закон вступит в силу с 5 января 2019 года.
Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.
Одобрен проект федерального закона о «надзорных каникулах» для малого бизнеса
Государственной Думой принят во втором чтении проект федерального закона № 490497-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Принятая во втором чтении редакция законопроекта содержит положения о введении с 1 января 2019 г. до 31 декабря 2020 г. нового периода «надзорных каникул», то есть запрета на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Решение о необходимости введения нового периода надзорных каникул было озвучено Президентом России 23 октября 2018 г. на Форуме «Опоры России».
Новый период надзорных каникул распространяется на виды государственного контроля (надзора), которые не перешли на риск-ориентированный подход, а также на все виды муниципального контроля.
Также в число исключений входят – плановые проверки лиц, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения, или к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, проверки по лицензируемым видам деятельности; проверки по ряду видов федерального государственного контроля (надзора), включая надзор в области обеспечения радиационной безопасности; контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций; надзор в области использования атомной энергии; государственный пробирный надзор.
Итоги первого моратория на проведение плановых проверок, который заканчивается в 2018 года, доказывают эффективность данного инструмента для малого бизнеса, что не раз отмечалось в докладах бизнес-ассоциаций. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое.
Новый отказ от плановых проверок позволит сохранить направление политики государства по снижению административной нагрузки на бизнес начиная с 2019 года.
С соответствии с поставленными Президентом России задачами, переход на риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) должен быть завершен в течение двух лет. На указанный период и устанавливается новый период «надзорных каникул».
поправки о введение с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. нового периода «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства приняты Госдумой во втором чтении.
Данные поправки к проекту федерального закона № 490497-7 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разработаны для продления до 31 декабря 2020 г. запрета на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (поручение Президента Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. № Пр-2094).
Действие «надзорных каникул» не будет распространяться:
* на виды государственного контроля (надзора), которые перешли на риск-ориентированный подход;
* на проверки лиц, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения, или к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности,
* на проверки по лицензируемым видам деятельности;
* на проверки по ряду видов федерального государственного контроля (надзора), включая надзор в области обеспечения
радиационной безопасности; контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций; надзор в области использования атомной энергии; государственный пробирный надзор.
Итоги первого моратория на проведение плановых проверок, который заканчивается в 2018 года, доказывают эффективность данного инструмента для малого бизнеса, что не раз отмечалось в докладах бизнес-ассоциаций. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое.
Новый отказ от плановых проверок позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года.
Определены виды госконтроля, при которых до 1 января 2018 года будет применяться риск-ориентированный подход
Указанный подход будет применяться к:
- федеральному государственному надзору в сфере связи;
- федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, который проводит Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство;
- федеральному государственному пожарному надзору.
Как пояснил в ходе вчерашнего совещания в кабмине Председатель Правительства Дмитрий Медведев, с 2018 года планируется распространить риск-ориентированный подход на все без исключения виды надзора.
Наряду с этим правительство определило правила, в соответствии с которыми деятельность юрлиц и ИП будет относиться к определенной категории риска или классу опасности. Принадлежность к ним будет определять интенсивность (форму, продолжительность или периодичность) проведения контрольных мероприятий. Напомним, именно в этом и состоит суть риск-ориентированного подхода.
Каждой категории риска соответствует определенный класс опасности. Всего предусмотрено шесть таких категорий: низкий риск (шестой класс), умеренный (пятый класс), средний (четвертый класс), значительный (третий класс), высокий (второй класс), а также чрезвычайно высокий риск (первый класс). При низком риске плановые проверки не будут проводиться в принципе. В остальных случаях они должны осуществляться с определенной периодичностью.
Установлено, что при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к первому, второму или третьему классам опасности, уполномоченный орган будет размещать соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
Правительство отметило, что принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на бизнес.
Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса
Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).
Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.
Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.
Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.
Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Закон вступит в силу с 5 января 2019 года.
Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.
Перечень видов гос. контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода в 2019 – 2020 году
В настоящее время в стране идет реформирование всей контрольно-надзорной системы, происходит переход на риск-ориентированные подходы. Коснулись они и Россельхознадзора.
О том, как такой контроль будет вестись в республике и каким образом он скажется на деятельности предпринимателей, корреспонденту «СО» рассказывает заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия – Алания Вера БЕЛИКОВА.
– Вера Созрыкоевна, что такое риск-ориентированный контроль?
– Прежде всего отмечу, что законодательством предусмотрено, чтобы во всех сферах государственного надзора применялся риск-ориентированный подход с 1 января 2018 года. Он представляет собой государственный контроль, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации государственный ветеринарный надзор, земельный надзор и карантинный фитосанитарный контроль (надзор) отнесены к перечню видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
– И какова цель такого нововведения?
– Прежде всего – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,, в то же время – повышение результативности своей деятельности при организации отдельных видов госконтроля (надзора).
– Но все это требует постоянного контакта с предпринимателем?
– В деле повышения эффективности нашей деятельности большую роль уделяем огласке результатов проводимых контрольно-надзорных мероприятий и принимаемых по ним решениям. То есть в этом направлении мы уже работаем. Как это происходит? Проводим совещания, семинары, на которых рассказываем о результатах наших проверок на конкретных примерах. С выводами, указанием ошибок, которые допускают деловые люди, специалисты. Отвечаем на вопросы, знакомим с нормативными актами. В ходе таких встреч люди узнают много нового, а главное – учатся не допускать ошибок, соблюдать законы и правила.
– По каким критериям будет классифицироваться риск?
– Риск – это вероятность возникновения очагов карантинных инфекций и других вредных организмов, включенных в перечень карантинных объектов соответствующим приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Эти объекты зачастую приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрожающих продовольственной безопасности региона и снижающих устойчивость его экономики, к выпуску зараженной опасной продукции, способной нанести вред растительному миру и окружающей среде.
Наиболее вероятный риск причинения вреда растениям и окружающей среде – это ввоз подкарантинной продукции импортного происхождения и из карантинных фитосанитарных зон, систематическое игнорирование обследований, неисполнение Программы локализации очагов карантинных объектов и ликвидации их популяции. Аналогично определяются риски по ветеринарному и другим направлениям.
Если же мы возьмем земли сельскохозяйственного назначения, то здесь к категории среднего риска относятся земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу); мелиорируемые и мелиорированные земельные участки; участки, смежные с такими, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птице-мест и более); земельные участки, смежные с участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).
К категории умеренного риска относятся земельные участки промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы.
– И какова периодичность плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска?
– Для категории чрезвычайно высокого риска – два раза в год; для высокого риска – один раз в год; для категории значительного риска – один раз в два года; для категории среднего риска – не чаще, чем один раз в три года; для категории умеренного риска – не чаще, чем один раз в пять лет.
– Как предприниматель узнает о своей принадлежности к группе риска?
– По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют им истребуемую информацию, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном правилами.
– Вы готовы к работе по новым правилам?
– Да, подготовительная работа ведется полным ходом. Я уже говорила о проводимых публичных слушаниях с участием заинтересованных лиц. Создается и нормативная база. Отделом Госветнадзора для утверждения плана проверок по риск-ориентированному подходу на 2018 год в прокуратуру уже направлен перечень из 15 предприятий и организаций разных видов деятельности. А отделом Госземнадзора из Росреестра получены сведения о земельных участках сельскохозяйственного назначения. Теперь определяются их местоположение на карте, границы с соседними участками, чтобы сформировать перечни участков, отнесенных к определенным группам риска, составить планы проверок на 2018 год для физических лиц. Все это делается для того чтобы снизить административное давление на малый бизнес, но при этом эффективнее защищать интересы государства и его граждан.
Какие Инспекционные Органы С 01.01.2018 Используют Риск-Ориентированный Подход
С недавнего времени при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) используется риск-ориентированный подход. Применение такого подхода закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Указанной статьей в качестве основных целей использования риск-ориентированного подхода выделяются:
- оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
- снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).
При этом определяется риск-ориентированный подход как метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
При этом отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, приложением к которым установлены категории риска и классы (категории) опасности. В зависимости от того, к каким классу опасности и категории риска отнесена та или иная компания, определяется частота проведения в ней плановых проверок.
Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизировать причинение вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий невыполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, так же как и критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности. Оценка тяжести последствий невыполнения субъектами предпринимательства требований проводится с учетом:
- возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда;
- возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев;
- трудности преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.
При оценке вероятности негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и предпринимателями таких требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов государственного контроля (надзора) информация о результатах ранее проведенных проверок этого лица и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.
Что важно, отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-му классам опасности предполагает обязательное размещение органом государственного контроля (надзора) соответствующей информации об этих объектах на своем официальном сайте, что делает деятельность контрольно-надзорных органов гораздо более открытой, а проверки, осуществляемые государственными органами, – значительно более прогнозируемыми.
Рассмотрим для примера, как риск-ориентированный подход применяется органами Федеральной службы по труду и занятости РФ.
Так, Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. №875 определяется, что проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска – один раз в 2 года;
- для категории значительного риска – один раз в 3 года;
- для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Вместе с тем, в Приложении к Положению №875 определены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска, и каждый работодатель, взяв их за основу, может попытаться определить самостоятельно, к какой категории риска он относится. При этом в большей степени категории риска зависят от численности работников организации, а также от количества и степени тяжести несчастных случаев, которые случаются в организации, наличия административных санкций в отношении работодателя.
Работодатели, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, уже сегодня могут увидеть себя в соответствующих разделах на сайте Роструда в сети Интернет. Именно «обладателям» этих категорий придется встречаться с инспекторами наиболее часто. Небольшим организациям повезло больше – в большинстве своем им таких свиданий удастся избежать.
Риск-ориентированный подход начал массово применяться контрольно-надзорными органами с 1 января 2018 года. При этом существует Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, который утвержден 17 августа 2016 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 806, и уже претерпел несколько редакций, последняя из которых пополнилась федеральным государственным контролем за деятельностью аккредитованных лиц (п. 38 введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2017 №360).
В настоящее время Перечень объединяет 38 видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” в число видов надзора с использованием риск-ориентированного подхода введен федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Для удобства все виды государственного контроля (надзора) отражены в таблице с указанием органа, ответственного за осуществление конкретного вида контроля.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.