Освобождение от ндс по статье 149 нк рф

Сегодня рассмотрим тему: "освобождение от ндс по статье 149 нк рф" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Правила освобождения от НДС по статье 149 НК РФ в 2019 году

Налогом на добавленную стоимость облагается большинство предприятий, поэтому их руководителей и владельцев часто интересует освобождение от НДС.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это возможно при присутствии определенных условий. НДС является налогом косвенного вида, представляющим собой форму оплаты в государственный бюджет определенной части средств от стоимости товаров (услуг, работ) по мере их реализации.

Ст. 149 НК РФ – это целый справочник, который рассматривает ситуации, где уплата НДС не требуется. Она содержит правила и условия, соблюдая которые налогоплательщик имеет возможность освободить себя от уплаты налогов.

Освобождение от уплаты НДС – это понятие, которое включает в себя несколько причин не уплачивать налог:

Налог применяется к цене товара, что происходит в большинстве организаций. Поэтому собственники бизнеса ищут возможность освободить себя от НДС и это возможно, учитывая некоторые условия.

НДС входит в стоимость покупаемого товара, в счете-фактуре и платежных квитанциях прописано в виде «в том числе НДС».

Налоговый тариф в 2019 году – фиксированная цифра в размере 18%. Оплачивают его не реализаторы, а покупатели товаров, в связи с этим налог является косвенным.

Налогоплательщиками считаются:

  1. Торговые предприятия, промышленно-хозяйственные учреждения, которые занимаются финансированием и страхованием.
  2. Бизнесмены, которые имеют множество схем по освобождению от уплаты налогов.
  3. Налогоплательщики, которые занимаются экспортом.
  4. Иностранные бизнесмены, ведущие деятельность в Российской Федерации.

Рассмотрим, кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ. Разрешается освободить от налогообложения в определенной деятельности.

Данная статья содержит целый список таких ситуаций, например:

Положение данного подпункта вступает в силу, когда плательщик налогов может предоставить племенное свидетельство, соответствующее законам РФ.

Услуги и процессы не подвергаются налогообложению, если налогоплательщик имеет лицензионное разрешение на осуществление деятельности, предусмотренных законодательством РФ.

Освобождение от НДС не есть допустимым, если деятельность совершается в интересах третьего лица, путем составления документов о поручительстве, и то, что не предусматривает налоговый кодекс страны.

В законодательстве Российской федерации прописаны случаи, когда предпринимателем и организацией не уплачиваются налоги в государственную казну.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Процесс освобождения от налогообложения имеет чисто информативный характер, то есть не нужно ожидать согласия с налоговой службы, пока оно примет положительное решение.

Задача состоит в том, чтобы написать заявление, заполнив стандартный бланк. Заявление действует с даты его создания – заявитель считается свободным от НДС.

Налогоплательщиком в кратчайшие сроки должна быть предоставлена декларация о налогах. Каждый чек и квитанция сохраняется и заносится в книгу, при этом ведется учет льгот.

Согласно законодательству нужно придерживаться поставленных условий, в другом случае налоговая пересмотрит разрешение на освобождение от НДС, и работодатель заплатит должный налог за весь срок освобождения.

Нарушением условий считается, например, выручка в крупном размере и продажа подакцизной продукции.

В случае, если бюджет фирмы составляет более 2миллионов руб. за 3 месяца подряд – освобождение от налогообложения прекращает свое действие.

Специального оформления заявление на освобождение не требует, главное идти строго по подпунктам ст. 149 НК.

При получении организацией необходимого дохода в 2 млн. руб., можно обратиться с уведомлением в сроки с 1-го по 20-е число ежемесячно. Образец уведомления на освобождение от НДС можно скачать здесь.

Список документов таков:

  1. Выписка по балансам.
  2. Выписка из книги, где ведется учет торговли.
  3. Книга фиксированных счет-фактур.
  4. Физическое лицо предоставляет журнал расходов и доходов.

В случае разбирательств и запроса налоговой документации о праве на льготы, предприниматель обязан держать при себе пакет необходимых бумаг.

Эти же документы учреждение или спецслужба по бухгалтерским делам подает в налоговую службу с целью продлить период освобождения от налогов.

Ежегодно нужно продлевать освобождение от НДС, либо же отказаться, если в нем нет необходимости. Процесс продления/отказа имеет свои нюансы:

  1. Написать заявление.
  2. Успеть подать заявление до 20-го числа нового года, после предыдущего, в котором вышли сроки освобождения.
  3. В ИНФС предоставить форму 2 и выписку из книги регистрированных счет-фактур.

Итак, сдача отчетности должна быть под регулярным контролем организации, все действия которой направляются непосредственно на освобождение ее от НДС.

Налог будет начисляться в автоматическом режиме, если не соблюдать условий по продлению освобождения.

Читайте так же:  Запись в трудовой книжке о приеме гендиректора образец

Каждый работодатель – плательщик налогов лично принимает решение о пользовании правом ст. 149 НК. Поэтому стоит учесть все «за» и «против» этого права.

Преимущества освобождения от налогообложения:

  1. Стоимость товара ниже установленной.
  2. Нет необходимости начислять НДС на продукцию и внедрять его в бюджет.
  3. Себестоимость остается прежней – НДС входит в изначальную цену.
  4. Ведется общий учет по розничным и оптовым продажам (экономия времени на учет и заполнение документации).
  5. Не требуется каждый квартал заполнять отчет по НДС.
  6. Возможность не предоставлять счет-фактуры на отгрузку.

Недостатки освобождения от налогообложения:

  1. Не прибыльность в бизнесе — партнерство может не состояться по причине того, что крупные организации работают с НДС, без налогов сотрудничество не выгодно.
  2. Средства по заключенным сделкам до оформления освобождения нужно вернуть в государственную казну.
  3. Ежегодно требуется продлевать освобождение во избежание штрафных санкций, если отчетность по НДС отсутствует, что предусмотрено налоговой.
  4. Средства по восстановлению налогов не учитываются в расходах.
  5. За несоблюдение условий необходимо уплатить НДС, а также взымаются штрафы, насчитывается пеня.
  6. Обязательное формирование счет-фактуры с надписью «без НДС».

Таким образом, освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ выгодно использовать для организаций со средним размером вырученного дохода.

За счет льгот значительно увеличивается доходность фирм. Для оформления нужен пакет документов, которые подтвердят право на освобождение. Также существует ряд операций (предусмотренных НК), когда НДС не считается.

Такие операции находятся в закрытом списке в статье 149, обращаться в налоговую службу и получить право на освобождение нет необходимости, достаточно того, что данные операции прописаны и входят в ст.149 НК РФ.

По правилам статьи 149 НК РФ налогоплательщик освобождается от НДС. Данные правила используются для предприятий, которые имеют небольшую выручку.

Льгота разрешает снизить налоги и повысить доход. Все, что нужно для оформления известить ИФНС и иметь в наличии документы, которые подтверждают основания для освобождения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы – 8 (800) 333-88-93

Изображение - Освобождение от ндс по статье 149 нк рф proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-nalog.ru%2Ffiles%2F%2F6_1_tekst_st_149_nk_rf1

Ст. 149 НК РФ — это путеводитель по операциям, исполнение которых не требует взимания НДС. Комментарии к этой статье НК РФ, вопросы и ответы по ее содержанию позволят вам получить четкие ориентиры в осуществлении учета данного налога.

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  1. Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.
  2. Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).
  3. Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются аналогичные деяния соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.07 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 №ММВ-7-14/[email protected] Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2018 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?» .

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).
Читайте так же:  Как оплатить налог на имущество физических лиц через госуслуги

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;
  • ритуальные услуги и работы по изготовлению памятников;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию бытовых и медицинских товаров в течение гарантийного срока;
  • работы, связанные с объектами культурного наследия РФ, включенными в Госреестр;
  • работы по жилищному строительству для военнослужащих;
  • услуги по техническому осмотру автомобилей;
  • работы по постановке и съемке кинофильмов;
  • образовательные услуги некоммерческих организаций;
  • работы по обслуживанию воздушных, морских и речных судов;
  • другие работы и услуги.

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/[email protected]).

Читайте так же:  Пфр разместил на сайте разъяснение сзв-м нужно сдавать на директора-учредителя

Подробности см. здесь.

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

Подробности см. здесь.

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой «Льготы по НДС».

НДС: операции, освобождаемые по статье 149 НК РФ, не льготы

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы. Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее, что такое налоговая льгота с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налого­обложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации были отражены операции по пяти кодам:

■ 1010251 — реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010239 — реализация услуг по представлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции ­РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям ­РЕПО) (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);

Читайте так же:  Аудит учета кредитов и займов

■ 1010258 — операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010243 — реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

­ИФНС потребовала представить в десяти­дневный срок подтверждающие документы по этим операциям. Свои требования инспекторы аргументировали п. 6 ст. 88 НК РФ, который дает право налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы. Общество сочло этот запрос неправомерным и не представило документы. Инспекция привлекла общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения ­НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по ­НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и соответственно налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Апелляция подчеркнула, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. В этом деле спор касался операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по ­НДС (код 1010806). Президиум отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения. То есть отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

По мнению апелляции, данное Президиумом ­ВАС РФ толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 НК РФ. Сказанное также подтверждается Определением ­ВАС РФ от 12.11.2012 № ­ВАС-6809/12. В данном случае инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по ­НДС: 1010292 (уже упоминавшиеся операции займа) и 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Тройка судей напомнила, руководствуясь постановлением Президиум ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, что общество вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам. Дело действительно было пересмотрено (см. постановление ­ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409) в пользу налогоплательщика.

В следующем деле Межрайонная ­ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ­ВАС РФ от 15.11.2012 № ­ВАС-8834/12).

В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по операциям с уже упоминавшимися кодами 1010292 (операции займа) и 1010243 (реализация долей), а также с кодом 1010274 (по реализации лома и отходов цветных металлов). Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ­ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.

Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ­ВАС РФ от 31.01.2014 № ­ВАС-497/14. В этом деле инспекция также посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения ­НДС является льготой. Но суды трех инстанций указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена. С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ­ВАС РФ.

Читайте так же:  Изменены критерии признания сделок контролируемыми фнс россии

Последнее слово за ­ВАС РФ

Вернемся к нашему делу. Принимая решения в пользу налогоплательщика и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Кодекса и правовой позиций Президиума ­ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12.

Однако кассационная инстанция вопреки логике и здравому смыслу заняла позицию налоговых органов (постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013). Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ­ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству.

Верховный суд РФ: покупатель вправе заявить вычет по тем операциям, которые освобождены от НДС на основании статьи 149 НК РФ

Даже если операции освобождены от налогообложения НДС, продавец вправе выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы данного налога. В этом случае продавец должен уплатить налог в бюджет, а покупатель вправе заявить вычет по НДС. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 24.10.16 № 305-КГ16-6640.

Организация приобретала услуги по наземному обслуживанию судов. Данные услуги в силу подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождены от налогообложения НДС. Однако исполнители выставляли счета-фактуры с выделенной суммой НДС, в связи с чем налогоплательщик включал суммы налога по таким услугам в состав вычетов. Но инспекция отказала в вычете НДС. По мнению контролеров, в отношении операций, освобожденных от НДС на основании статьи 149 НК РФ, вычет невозможен вне зависимости от наличия выделенной суммы налога в счетах-фактурах.

Суды апелляционной и инстанций приняли решение в пользу налоговиков. Но Верховный суд РФ поддержал организацию. Аргументы следующие.

В постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.14 № 17-П разъяснено: лица, не являющиеся плательщиками НДС, или налогоплательщики, освобожденные от обязанностей плательщика НДС, вправе вступить в правоотношения по уплате данного налога. В силу пункта 5 статьи 173 НК РФ такие лица могут выставить счет-фактуру с выделенным НДС и исчислить сумму налога, уплачиваемую в бюджет. Впоследствии полученный покупателем счет-фактура будет служить основанием для принятия указанных в нем сумм НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ). Обязанность продавца уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет и право покупателя на вычет связаны с выставлением счета-фактуры.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация, получившая от контрагентов счета-фактуры с выделением суммы НДС, могла заявить соответствующие вычеты, а контрагенты были обязаны уплатить НДС в бюджет. Доказательств того, что действия налогоплательщика и контрагентов являлись согласованными и направленными на неуплату НДС, инспекция не представила. На этом основании Верховный суд признал, что у покупателя было право на вычет.

Нарушения применения ст. ст. 145 и 149 НК РФ: обзор арбитражной практики (Щедрина Т.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

В силу норм ст. 143 НК РФ государственные (муниципальные) учреждения признаются плательщиками НДС. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость” (далее – Постановление N 33), государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. ст. 125 ГК РФ. Несмотря на то что бюджетные учреждения, в соответствии с гл. 21 НК РФ, являются плательщиками НДС, они, применяя положения ст. 145 (ею установлено право на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС) и 149 НК РФ (в статье поименованы операции, освобожденные от обложения НДС), не исчисляют и не уплачивают этот налог в бюджет. Основываясь на примерах из арбитражной практики, приведем нарушения применения бюджетными учреждениями положений ст. ст. 145 и 149 НК РФ.

Неправильный расчет выручки для применения положений ст. 145 НК РФ

Неправильное применение норм ст. 149 НК РФ

В этом материале были представлены лишь те ситуации по применению положений ст. ст. 145 и 149 НК РФ, которые рассматривались в судах. Фактически нарушений данных норм Налогового кодекса намного больше.

Изображение - Освобождение от ндс по статье 149 нк рф 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here