Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи

Сегодня рассмотрим тему: "опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи

Приказом Минтруда России от 30.07.2014 № 500н утверждены Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах их получателями (далее – Рекомендации). В начале 2019 года Министерство на официальном сайте публикации проектов нормативных документов разместило проект нового приказа с изменениями и дополнениями в Рекомендации по определению нуждаемости в социальных услугах.

Фактически действующие критерии потребности в социальной помощи (т. н. нуждаемости) будут серьёзно расширены.

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-fevral-2019-veb-opr

Рекомендации дополнят положениями, согласно которым индивидуальную потребность в социальных услугах необходимо:

  • определять «исходя из принципа сохранения пребывания граждан, в т. ч. детей, в привычной благоприятной среде»;
  • «учитывать мнения недееспособных граждан».

Кроме того, в Рекомендации при определении потребности граждан в социальных услугах включат советы по детальной оценке условий жизни человека. Она предполагает рассмотрение трудностей граждан в конкретных ситуациях:

  • при обслуживании самого себя в быту;
  • самостоятельном передвижении;
  • обеспечении основных жизненных потребностей;
  • у членов семьи в осуществлении постоянного ухода за инвалидом;
  • в удовлетворении бытовых потребностей семьи;
  • в осуществлении прав на медицинскую помощь, образование, труд, отдых, возникающие в связи с постоянным уходом за инвалидом;
  • в осуществлении постоянного ухода за ребенком-инвалидом, в его воспитании и развитии, которые возникают у членов семьи;
  • получает ли ребенок-инвалид общее образование и режим его пребывания в школе и другое.

Новый вариант Рекомендаций также предлагает:

  • составлять примерные (предварительные) перечни видов, объемов, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг;
  • устанавливать соцобслуживание преимущественно на дому и полустационарно;
  • устанавливать стационарную форму соцобслуживания преимущественно при временном (на срок, определенной индивидуальной программой) или 5-дневном (в неделю) круглосуточном проживании нуждающегося в организации социального обслуживания;
  • при необходимости устанавливать разные формы соцобслуживания в их сочетании или с их чередованием;
  • срок предоставления соцуслуг в стационарной форме при временном (на срок, определенной индивидуальной программой) проживании нуждающегося в организации социального обслуживания ограничивать достижением конкретных целей соцобслуживания;
  • не рекомендовать устанавливать несовершеннолетним нуждающимся стационарной форму соцобслуживания.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как и прежде, для оценки нуждаемости в социальных услугах собирать данные будут соцработники. На их же плечи ляжет и составление примерных характеристик видов соцпомощи, которые можно предложить нуждающемуся или показать для ознакомления.

При составлении программы индивидуальной нуждаемости в социальных услугах соцработники станут указывать:

  • формы социального обслуживания;
  • виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг;
  • мероприятия по социальному сопровождению.

Цель при этом следующая – сократить случаи отказа родителей от воспитания детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также обеспечить возможность восстановления родителей в своих правах. Кроме того, предупреждать отказы от воспитания ребенка лиц, усыновивших (удочеривших) или принявших его под опеку (попечительство).

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки – что говорит закон

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи proxy?url=http%3A%2F%2Fsubsidii.net%2Fmedia%2Fk2%2Fitems%2Fcache%2F9fc5e2a09509b5613281f31393bb0737_S

С начала 2016 года в силу вступил закон о нуждаемости, направленный на оптимизацию социальных расходов и позволяющий регионам самостоятельно определять критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. Проще говоря, помощь от государства теперь будут получать не те, кто относится к определенной категории граждан, а те, кто в ней действительно заинтересован. Необходимость введения принципа нуждаемости обусловлена парадоксом, о котором рассказывается в одном из докладов Минфина: 50% из получающих соцпомощь в ней не нуждаются, тогда как 50% из нуждающихся не могут рассчитывать на какую-либо поддержку.

Президент РФ В. Путин давно отмечал, что в социальной политике нужны коррективы (особенно учитывая перманентный дефицит бюджета). Закон о критерии нуждаемости – важный шаг в направлении оптимизации государственных расходов.

Критерий нуждаемости в социальной защите будет определять размер следующих пособий:

  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Социальная поддержка медицинским и фармацевтическим работникам.
  • Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг педагогам, проживающих в селах и деревнях.
  • Материальная поддержка родителям в воспитании и обучении детей.

За уточнениями обратимся к министру труда М. Топилину. Чиновник объясняет, что ранее родители получали пособие на ребенка независимо от уровня заработка. После вступления в силу принципа нуждаемости деньги будут фактически «отбираться у богатых и отдаваться бедным». Граждане с высокими доходами на пособие претендовать не смогут – такая мера высвободит денежные средства, которые можно будет перераспределить среди родителей с низким достатком.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не все смотрят на ситуацию так оптимистично, как министр труда. Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Л. Овчарова считает, что для реализации такого проекта выбрано весьма неподходящее время – подобный закон стоило вводить в период экономического роста, а не когда в разгаре кризис. По мнению Овчаровой, бедственная экономическая ситуация приведет к тому, что регионы будут сокращать социальные выплаты излишне интенсивно, а потому без льгот останутся не только «богачи». Возмущена Овчарова и выбором компенсаций – по ее словам, государству стоило экономить не на детях, а на военнослужащих, которые получают около 7 видов выплат.

Критерии присвоения звания «Ветеран труда» станут строже, а, следовательно, и социальных выплат, связанных с этим званием, будет меньше. Прежде звание «Ветеран труда» получали все, кто был награжден медалями и орденами или имел определенный стаж (женщины – 20 лет, мужчины – 25).

Читайте так же:  Салат оливье обогнал инфляцию, селедка под шубой на подходе ждём роста цен в декабре

Критерий нуждаемости в социальных услугах лишает права получить звание обладателей ведомственных наград. Причина: каждый год такие награды получают по 500 тыс. человек и по какому принципу – непонятно. Подобная «раздача» обесценивает само звание.

Важный момент: изменения коснутся только тех, кто выходит на пенсию – действующим ветеранам труда за свои льготы бояться нечего.

Не все предложенные инициативы были воплощены в жизнь. Например, предлагалось выдавать технические средства помощи только тем инвалидам, чей постоянный доход ниже определенной планки, а также заменить материальную компенсацию ветеранам Чернобыля на дополнительные услуги в рамках ОМС. Однако М. Топилин высказался против такой инициативы, потому как считает, что ветераны Чернобыля заслужили право на получение материальной компенсации «своим подвигом». Федеральные меры социальной поддержки чернобыльцев и инвалидов не будут корректироваться.

Кроме того, не изменятся многие из региональных выплат, на которые каждый год расходуется свыше 300 млрд. рублей. Получатели региональных льгот – это такие категории граждан, как труженики тыла и жертвы политических репрессий.

Новые критерии нуждаемости для москвичей: соцпомощь получат не все

При обращении за социальной помощью в Москве теперь оценивается не только уровень доходов, но и имущественное положение семьи, в частности — размер жилплощади. Такой порядок закреплен в постановлении столичной мэрии, вступившем в силу с 1 января.

«Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности», — говорится в документе.

Портал Милосердие.ru публикует текст приложения к постановлению, где закреплены порядок и критерии оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (см. ниже).

Среди основных критериев, препятствующих предоставлению гражданам мер соцподдержки, как нуждающимся или малоимущим — наличие помещений, дач и земельных участков, количество и площадь которых превышает установленные в правилах нормы; владение двумя автомобилями, гаражами, или машиноместами; наличие крупных сумм на банковских счетах.

Подобный подход должен быть применен в федеральном масштабе для определения размера пенсий, считает глава Минфина России Антон Силуанов. Об этом он сообщил 13 января во время выступления на Гайдаровском форуме в Москве.

«Если мы примем программу, стратегию совершенствования пенсионной системы более справедливую, которая предусматривают большие пенсии тем, кто в этих пенсиях нуждается, и, соответственно, меньше тем, кто в них меньше нуждается…» — передает слова министра «Российская газета». По мнению Силуанова, в таком случае сэкономленные деньги государство могло бы направить на нужды образования, а также здравоохранения, что в конечном счете принесло бы пользу и пенсионерам.

Ранее Минтруд представил проект Методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости граждан, в соответствии с которыми на региональном и муниципальном уровне должна оцениваться нуждаемость обращающихся за помощью. Там закреплен аналогичный принцип, в соответствии с которым необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи, и отказывать в помощи, если у кого-то из близких есть относительно ценное имущество.

О необходимости подобного подхода заявили и в Комитете гражданских инициатив, который возглавляет Алексей Кудрин. Там призывают распространить критерии нуждаемости также на решение вопроса о размере пенсии.

Ранее о необходимости замены существующего в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли представители НИИ Минфина РФ и Всемирного банка. По сведениям «Известий», об этом говорится в составленной ими аналитической записке «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность».

По мнению ее авторов, 87% из тех, кто получает льготы и пособия в России, в действительности не нуждаются в них, между тем как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, не получают помощи.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 декабря 2016 г. № 954-ПП

Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее — комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

Выбор для бедняка: пособие или 20 кроликов

06.02.2017 в 18:36, просмотров: 11489

С 1 января в Москве введены новые критерии нуждаемости для малообеспеченных семей, которые значительно сузят круг граждан, имеющих право на материальную помощь от государства. «ЭВ» решил разобраться в причинах ужесточения правил и выяснить, кто может пострадать от нововведений?

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи proxy?url=https%3A%2F%2Fstatic.mk.ru%2Fupload%2Fentities%2F2017%2F02%2F06%2Farticles%2FdetailPicture%2Ff6%2F95%2F8d%2Fed1155938_3004543

Сортировка адресов

Понятие «критерии нуждаемости» было законодательно утверждено в начале 2016 года. Как у нас водится, сделано это было для «оптимизации социальных расходов при предоставлении мер социальной поддержки». Проще говоря, идея заключается в том, чтобы сделать помощь от государства более адресной. «Критерии нуждаемости позволяют лучше нацеливать социальную помощь на наименее обеспеченных в условиях ограниченности бюджетных средств», — пояснила заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

Читайте так же:  Фас «национальный роуминг» отменят

Окончательно эти критерии определяются на региональном и муниципальном уровне, исходя из методических рекомендаций, указанных в проекте приказа Минтруда. В документе закреплен основной принцип, по которому для предоставления материальной помощи необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи. Так, если у кого-то из ближайших родственников нуждающегося есть ценное имущество, в помощи следует отказывать. Под семьей в данном случае понимаются «совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы)».

Например, в Москве с 1 января 2017 года в пособии будет отказано нуждающимся гражданам, если члены их семьи владеют одним или несколькими жилыми помещениями, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. Также не стоит теперь рассчитывать на помощь семьям, у которых в собственности есть нежилое помещение, два гаража, два автомобиля не старше 3 лет, два земельных участка площадью более 0,2 гектара или дачные постройки, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

Лишние ценности

О необходимости замены существовавшего ранее в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли в прошлом представители НИИ Минфина РФ и аналитики Всемирного банка. Главным их доводом было то, что социальная помощь не доходит или доходит не в полном размере до по-настоящему нуждающихся граждан. По данным НИИ Минфина, 87% из получавших льготы и пособия граждан в действительности не нуждались в них, в то время как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи был ниже прожиточного минимума, не получали никакой помощи.

Цифры выглядят убедительно. Однако стоит их соединить с рекомендованными Минтрудом критериями нуждаемости, и из нововведений исчезает всякая логика. Владение каким-либо имуществом абсолютно не означает, что оно приносит доход своему владельцу. Это касается и двух квартир, одна из которых может предназначаться детям и совершенно не обязательно сдается внаем; и большой дачи, которая вполне могла достаться по наследству. Банковский счет в 1 млн рублей может оказаться пенсионными накоплениями, с которыми у нашего государства большие проблемы, или средствами на покупку недвижимости для подрастающих детей. Про два автомобиля даже говорить смешно. Нас все время убеждали, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Оказалось, все же нет — роскошь. О том, что они могут быть куплены в кредит, авторы проекта явно не подумали.

Фактически государство принуждает малообеспеченные семьи освобождаться от любого ценного имущества в их собственности и серьезных банковских накоплений, если они хотят получить помощь от государства. Причем делается это в период не самого лучшего положения в экономике страны, когда с высоких трибун очень много говорят о борьбе с бедностью. Получается, что новые критерии нуждаемости могут лишь сделать многие малоимущие семьи, по каким-либо признакам не попадающие в список льготников, еще беднее.

Кроме этого власти намерены бороться с так называемым социальным иждивенчеством. Когда человек не работает либо работает неофициально и претендует на льготы. Минтруд рекомендует отказывать в помощи семьям, в составе которых есть трудоспособные граждане, не имеющие работы и не зарегистрированные в качестве безработных. Исключение делается лишь для тех, кто ухаживает за детьми до трех лет, за детьми-инвалидами, за инвалидами 1-й группы, а также за престарелым родственником, нуждающимся в постоянном уходе. Подобные ограничения уже применили на практике к многодетным семьям в Новосибирской области.

«Доля неформальной занятости в настоящее время растет. Отсутствие возможности контроля неформальных доходов населения увеличивает долю получателей социальной поддержки по нуждаемости, не являющихся на самом деле бедными, что ведет к нецелевому и неэффективному расходованию средств. Проведенные Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опросы населения показывают, что неформальная занятость является в том числе и сознательным выбором работника», — считает Елена Гришина.

Не секрет, что большинство работодателей, предлагающих работу на дому, сезонную занятость или заработок в Интернете, об официальном трудоустройстве сотрудников даже не задумываются. Целенаправленно же отказываться от преимуществ официальной работы едва ли кто-нибудь станет. Да и сам рост «неформальной занятости» скорее говорит о неудовлетворительной работе некоторых административных и экономических механизмов государства, а не о низкой социальной ответственности граждан.

Режим экономии

Еще одна проблема — разные доходы регионов, муниципалитетов и разные критерии оценки эффективности властей. Это в коммунистическом Китае профессионализм чиновников оценивается объемом привлеченных инвестиций и количеством созданных ими рабочих мест. Нет новых инвестиций за квартал — пошел вон! В капиталистической России, похоже, главная ценность чиновника — его лояльность. Наши бюрократы могут всю жизнь сидеть в теплых кабинетах, даже если весь местный малый бизнес убит ими на корню. Поэтому бюджет оптимизируют в первую очередь за счет бедняков.

«Если в одних регионах после введения критериев нуждаемости удается увеличить размер предоставляемой малоимущим семьям социальной поддержки, то в других регионах (и таких, к сожалению, гораздо больше) введение критериев нуждаемости применяется в большей степени с целью экономии бюджетных средств. В каких-то регионах социальная помощь по нуждаемости вводится для семей со среднедушевым доходом менее одного прожиточного минимума, а в каких-то — ниже 1,5 прожиточного минимума», — пояснила Гришина.

Как использовать сэкономленные после применения критериев нуждаемости средства, решают региональные власти. Учитывая экономические трудности, существующие в настоящее время в России, возникают большие сомнения, что оставшиеся деньги направят на помощь особо бедным, а не используют для затыкания дыр в региональном бюджете. Благо что проект рекомендаций Минтруда предоставляет множество вариантов для отказа в социальной помощи малообеспеченным семьям. Например, в помощи могут отказать, если у семьи в собственности есть сельскохозяйственные животные в количестве, превышающем нормативы, установленные НПА субъекта РФ. То есть при желании можно лишить пособия семью, владеющую 20 кроликами.

Читайте так же:  Кому обязаны еще раз проиндексировать пенсию с 1 февраля 2019 - 2020 года

Введение критериев нуждаемости — мера, несомненно, необходимая. Однако время, а главное, принципы, по которым их стали применять, вызывают множество вопросов. На недавно прошедшем либеральном Гайдаровском форуме глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов заявил о необходимости применения критериев нуждаемости на федеральном уровне для определения размера пенсий. Если от слов правительство перейдет к делу, то нововведения затронут не только малоимущих.

Заголовок в газете: Выбор для бедняка: пособие или 20 кроликов
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27318 от 7 февраля 2017 Тэги: Выборы, Пенсии, Дети , Инвестиции , Власть Персоны: Антон Силуанов Организации: Правительство РФ Министерство финансов Места: Москва, Россия

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F133%2F80%2F88%2F1p_parovoz_t_100x67

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F133%2F80%2F88%2F1p_parovoz_d_850

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F132%2F76%2F97%2Fnalog850_t_310x206

Минтруд разработал новые методические рекомендации по оценке нуждаемости для получения соцпомощи в регионах. Проект документа есть в распоряжении “РГ”. В нем говорится, что при оценке кандидата на социальную помощь от региона и муниципалитета надо учитывать наличие у него имущества.

Сейчас же в качестве основного критерия нуждаемости используется доход гражданина, который для получения поддержки должен быть ниже величины прожиточного минимума в регионе. Однако на практике встречаются случаи, когда под критерии нуждаемости подходит человек, который обладает внушительным имуществом: квартирами, машинами, дачами. Но сейчас все это не учитывается.

В документе регионам при отборе претендентов на получение помощи предлагается учитывать имущество: жилые помещения, земельные участки, транспортные средства, сельскохозяйственную технику. Так при расчете совокупного дохода семьи или гражданина, который претендует на помощь, предлагается учитывать доход, полученный от имущества. К примеру, плату от сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств и даже средств переработки и хранения продуктов. Также учитывать предлагается доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации. В доходы запишут унаследованные и подаренные денежные суммы.

Но самый интересный пункт – доходы от реализации семьей или гражданином плодов и продукции личного подсобного хозяйства, их также придется “приплюсовать” к доходу.

Опрошенные “РГ” эксперты называют такие поправки правильными. Но с оговорками. “Сам факт обладания каким-то имуществом еще не говорит, что оно приносит своему обладателю доход”, – уточняет профессор кафедры труда и соцполитики Института госслужбы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. Если же очевидно, что оно приносит своему владельцу деньги, то их следует учесть при расчетах, чтобы не помогать людям, которые уже сами себя обеспечили.

Однако эти нормы не должны стать отягчающими для владельцев дорогостоящего имущества, которые не получают с него дохода. Таких много среди пенсионеров. “Предположим, пенсионерка в свое время получила за какие-то заслуги большую квартиру от государства. Или в наследство. Но у нее только пенсия, и относить ее к зажиточным людям нельзя”, – считает Щербаков.

Рекомендации министерства труда и социальной защиты говорят о том, что если дорогостоящий объект у человека только один, то на социальную поддержку он все-таки может рассчитывать. Но наличие у гражданина достаточного количества имущества может стать основанием для отказа в праве на получение социальной поддержки.

К примеру, отказать в помощи минтруд советует, если в собственности семьи или одинокого гражданина имеется два и более жилых помещений или доли, суммарная площадь которых превышает установленный региональный стандарт социальной нормы площади помещения на гражданина более чем в полтора раза.

То же решение предполагается принимать, если в собственности имеется земельный участок, приобретенный под индивидуальное жилищное строительство (за исключением многодетных семей), или один и более автомобилей, срок эксплуатации каждого из которых не превышает пяти лет. Наличие сельскохозяйственной техники, судна и сельскохозяйственных животных в количестве, превышающем нормативы, установленные правовыми актами субъекта РФ, также станет основанием для отказа.

Министерство труда и социальной защиты также предусмотрело меры на случай сокрытия информации об имуществе. Таким заявителям на поддержку также министерство рекомендует отказывать в помощи. К проверке имущества органы соцзащиты будут привлекать налоговиков.

Одновременно с минтрудом свои предложения по изменению критериев нуждаемости предложили сотрудники “Независимого института социальной политики” (АНО “НИСП”), эксперты Комитета гражданских инициатив, который возглавляет экс-министр финансов Алексей Кудрин. На их взгляд, можно было бы установить еще более жесткие критерии, например двухлетний период эксплуатации автомобиля, и считать основанием для отказа в поддержке наличие нескольких машин.

При этом ни министерство труда и социальной защиты, ни независимые эксперты не устанавливают требований к классу и стоимости автомобилей, в результате владельцы элитных и экономкласса машин оказываются перед законом в равных условиях.

Эксперты также предложили несколько смягчающих норм. К примеру, установить основанием для отказа владение несколькими объектами недвижимости только в городских поселениях и округах. В этом случае жителей деревень и сел эта норма обойдет стороной. К тому же предлагается не отказываться от поддержки людей, которые владеют моторными лодками. А вот всем остальным, например владельцам квадрациклов, на помощь можно не рассчитывать.

Несмотря на то что основным критерием нуждаемости является доход, в ряде регионов используют и другие критерии. К примеру, в Орловской области социальная помощь оказывается ветеранам боевых действий по заявлению в органы соцзащиты населения. В Петербурге предусмотрена и поддержка для спортсменов – победителей олимпиад и чемпионатов мира. При получении выплат их доход не измеряется. Не смотрят на уровень дохода и при назначении выплат добровольным пожарным, пострадавшим во время исполнения гражданского долга. Кроме того, во многих регионах не принято заглядывать в кошельки беременных, им выдают продуктовые наборы вне зависимости от дохода.

Читайте так же:  Соглашение по охране труда в школе

Вячеслав Погудин, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области:

– В вопросах социальной поддержки принцип адресности очень важен, поскольку позволяет не распылять бюджетные средства, а оказывать помощь именно тому, кто в ней действительно нуждается. Поэтому разумно при рассмотрении вопроса о социальной помощи учитывать не только имеющиеся сейчас у человека доходы, но и накопленное имущество, другие активы. Но при этом критерии оценки нажитого, безусловно, необходимо выстраивать грамотно.

Виктор Бархатов, директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета:

– Критерии нуждаемости предлагают ввести не от хорошей жизни, и социальное неравенство среди получателей господдержки они не искоренят.

Ну да, многодетные семьи действительно могут быть малоимущими или зажиточными. Скажем, семья фермеров имеет свой участок земли, пару автомобилей или даже комбайн на селе. Им что при этом своих детей стало поднимать легче? Или они не работают от зари до зари, чтобы прокормить этих детей и еще на комбайн денег скопить? За что же их поддержки государства лишать?

Раиса Ануфриева, заместитель министра социального развития Новосибирской области:

– Если гражданин получает дополнительный доход от имущества, которое есть у него в наличии, считаем целесообразным учитывать величину этого дохода при исчислении величины среднедушевого дохода по основным социально-демографическим группам.

В Воронежской области она оказывается в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, региональная социальная доплата к пенсии, единовременные выплаты). Есть натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи). Претендовать на нее могут малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица, жертвы политических репрессий и некоторые другие категории населения и граждане, оказавшиеся в трудной материальной ситуации.

На территории Омской области приоритет при оказании поддержки отдается малоимущим семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам, пострадавшим при стихийных бедствиях и погорельцам. В регионе активно используется материальная помощь – омичам, попавшим в сложную ситуацию, могут также предоставить временный кров, одежду, продукты питания, строительные материалы, предметы личной гигиены, канцелярские товары, игрушки.

Свердловская область поддерживает многодетные семьи. Региональный материнский капитал выдается семьям, где родился или усыновлен третий ребенок. С учетом индексации размер выплаты составляет более 116 тысяч рублей, а в случае рождения одновременно троих и более детей семье полагается более 175 тысяч рублей. В 2015 году такие многодетные семьи получили более семи с половиной тысяч сертификатов.

Помогают в Свердловской области и собрать детей к школе. Малообеспеченным семьям выделяется две тысячи рублей на подготовку каждого ребенка к школе. Сначала регион брал на себя пошив формы, но школьники часто за лето успевали их нее вырасти. В итоге выбрали денежную поддержку.

А в Челябинской области соцпомощь оказывается в связи с чрезвычайными ситуациями, с тяжелой болезнью, малоимущим гражданам, всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и не может обойтись без государственной поддержки. Так, регион выделяет субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. К примеру, ежемесячная денежная выплата многодетным малообеспеченным семьям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 1100 рублей.

Социальная защита населения – это совокупность законодатель­но закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав в достижении социально-приемлемого уровня жизни.

Составным элементом социальной зашиты является социальная помощь. В начальной стадии перехода к рыночной экономике на пе­редний план выступает социальная помощь малоимущим гражданам. Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг и льгот, осуществляемое с учетом законода­тельно установленных государством социальных гарантий, за счет средств федерального бюджета, мастных органов власти, предприятия (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

Социальная помощь должна оказываться наиболее нуждающимся контингентам граждан. Право на получение социальной помощи пре­доставляется гражданам (семье в целом, или каждому нетрудоспособ­ному члену семьи отдельно) после проверки доходов и материаль­но-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение кото­рых характеризуется следующими основными критериями:

· отсутствием средств существования;

· наличием среднедушевого совокупного дохода ниже установлен­ного прожиточного минимума для данного региона:

· одиночеством (отсутствием родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособностью к самообслуживанию;

· наличием материального ущерба или ущерба причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий и катастроф;

· отсутствием постоянного моста жительства;

· невозможностью получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин (уход за нетрудоспособным, ин­валидность и др.);

· невозможностью по объективным причинам обеспечить уход и присмотр за детьми.

Конкретный контингент лиц, виды и формы помощи, ее размеры определяются органами социальной защиты, отделами по проблемам семьи, органа­ми других министерств и ведомств в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Правительства Российской Федерации, с учетом местных условий. Минимальный размер социаль­ной помощи в денежном выражении, как правило, не должен быть ниже величины доплаты до прожиточного минимума на члена семьи, уста­новленного для нетрудоспособных граждан и семей с детьми на реги­ональном уровне.

Социальная помощь может предоставляться бесплатно или с час­тичной оплатой. Критерием такого дифференцированного подхода яв­ляется, прежде всего, учет материального

положения. Бесплатная со­циальная помощь должна оказываться, в первую очередь, лицам, у ко­торых совокупный доход на члена семьи равен про­житочному минимуму, сложившемуся в данном регионе, или ниже его. Необходим анализ материального положения се­мей основных типов (полных, неполных, многодетных, одиночек) и категорий (инвалидов, молодых, пенсионеров).

Читайте так же:  Пфр приостановил прием заявлений о переводе пенсионных накоплений в ук и нпф

При определении среднедушевого совокупного дохода члены семьи, находящиеся на полном государственном обеспечении, из рас­чета должны исключаться.

При определении материального положения пенсионеров следует учитывать, прежде всего, размер получаемой пенсии. Кроме того, не­обходимо учитывать и другие денежные выплаты (пособия, алименты, компенсационные выплаты, выплаты от предприятий в порядке возме­щения ущерба, доходы от занятия промыслом любого вида, доходы от личного имущественного страхования, акций и др.), а также объем льгот и бесплатных услуг, которые предоставляются (по опла­те жилья и коммунальных услуг, проезду, лекарственному обеспече­нию и др.). Это позволит выявить группу граждан и семей с детьми, наиболее остро нуждающихся в социальной помощи и не имеющих дру­гих источников средств существования и удовлетворения жизненно важных потребностей.

К лицам с низкими доходами относятся также безработные граждане (и, прежде всего, те, кто не имеет право на получение пособия по безработице), а также женщины определенных категорий (неработающие или неработавшие), так как пособие по бере­менности и родам неработающим, уволенным в связи с ликвидацией предприятия женщинам, выплачивается в размере минимальной зара­ботной платы, а другая категория (неработавших) – вообще не имеет права на получение пособия по беременности и родам, и в период ухода за ребенком до 1,5 лет не имеет никаких собственных дохо­дов.

Среди семей, имеющих детей-инвалидов, в первую очередь, следует выделять неполные семьи и семьи, в составе которых один из родителей является инвалидом, пенсионером или безработ­ным.

Критерии определения нуждающихся граждан могут быть различными в зависимости от видов предоставляемой социальной помощи.

При наличии в семье работающих членов, необходимо учитывать виды и объемы помощи, оказываемой органами социальной защиты, с помощью, предоставляемой администрацией предприятий, организаций, учреждений, а также общественными организациями и фондами.

Исходя из оценки возможностей семей и отдельных граждан собственными силами увеличить доход, органы социальной защиты совместно с органами занятости должны оказывать помощь в подборе работы (временной, сезонной) трудоспособным пенсионерам, женщи­нам, имеющим детей; содействовать участию их в оплачиваемых общественных работах.

При разработке региональных программ наряду с критериями предоставления социальной помощи большое значение имеет определе­ние контингентов населения, нуждающихся в ней.

К контингентам населения, которые нуждаются в первоочередном порядке в социальной помощи относятся:

· престарелые граждане 80 лет и старше;

· одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, неспособ­ные к самообслуживанию;

· инвалиды I и II группы;

· одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

· дети-сироты, выпускники детских домов и школ-интернатов,

· семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

· лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, лица без определенного места жительства, вынужденные переселенцы, лица, пострадавшие в результате стихий­ных бедствий и т.п.);

· другие группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке. .

Из всех указанных контингентов лиц, нуждающихся в социаль­ной защите, помощь, как правило, в первую очередь, должна оказы­ваться тем. у кого совокупный доход на члена семьи ниже прожиточ­ного минимума, сложившегося в данном регионе, а затем, по мере возможности, всем другим группам населения.

Круг лиц, нуждавшихся в социальной помощи и защите, может быть расширен местными органами власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других регио­нальных особенностей.

Особое значение при разработке указанных региональных прог­рамм имеет определение контингентов населения, нуждающихся в социальной защите. При этом используются два основных метода:

· 1-й метод – по личному обращению (заявлению) граждан или третьих лиц (общественных организаций, лечебных учреждений и т.п.). При поступлении этих обращений органы социальной защиты проверяют обоснованность просьбы и принимают соответствующее решение. Для того чтобы метод по заявлению обеспечивал максималь­ный охват остронуждающихся в социальной защите, необходимо органи­зовать широкую информированность населения о возможности получе­ния социальной помощи, используя все средства информации (радио, телевидение, печать и др.).

· 2-й метод – по выявлению, предусматривает активное определе­ние наиболее нуждающихся путем проведения очного или заочного оп­роса (корреспондентским способом), подворных обходов. Работа по выявлению этих лиц осуществляется органами социальной защиты при содействии служб занятости, комитетов обществ Красного Креста, общественных и иных организаций. Для выявления семей с детьми, нуждающихся в социальной защите, следует использовать данные поликлиник по месту жительства.

С целью изучения потребностей наиболее нуждающихся лиц в различных видах и формах социальной помощи следует использовать специальную карту (приложение Б). Обобщение материалов этой карты позволит органам социаль­ной защиты создать полный банк данных о нуждаемости отдельных контингентов населения региона в различных формах социальной за­щиты, проводить группировку их по возрасту, типам семей, видам и формам социальной помощи, рационально планировать и использовать финансовые средства на ее оказание.

При наличии возможности автоматизированной обработки инфор­мации создается банк данных о лицах, нуждающихся в социальной по­мощи. Для создания указанного банка данных и выявления контингентов, остро нуждающихся в социальной помощи и защите, можно ис­пользовать методику выявления и учета граждан, остро нуждающихся в различных видах социальной помощи (приложение В).

Изображение - Опубликованы новые критерии, по которым определяют нуждаемость в соцпомощи 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here