Оплата труда работников из еаэс облагается сразу по ставке 13%

Сегодня рассмотрим тему: "оплата труда работников из еаэс облагается сразу по ставке 13%" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Оплата труда работников из ЕАЭС облагается сразу по ставке 13%

По мнению налоговой службы России, доходы от работы по найму в РФ граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии нужно облагать подоходным налогом по ставке 13%:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • с первого дня их работы в России;
  • независимо от налогового статуса выходцев из этих стран (резидент/нерезидент РФ).

Данное мнение содержит письмо ФНС от 28 ноября 2016 года № БС-4-11/22588. Таким образом, у отечественных нанимателей, на которых работают лица из указанных стран, нет необходимости пересчитывать подоходным налог по ставке 30% и ожидать изменения статуса резидентства. Это правило относится только к работникам из стран Евразийского экономического союза.

Напомним, что статья 7 Налогового кодекса РФ содержит основополагающий принцип: приоритет налоговых положений международных договоров нашей страны над нормами самого НК РФ и иными нормативными актами о налогах, сборах.

1 января 2015 года начал действовать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года. Согласно его ст. 73, если одна из стран ЕАЭС по своему законодательству и положениям международных договоров вправе облагать налогом на доход резидента (лица с постоянным местопребыванием) из другого государства ЕАЭС в связи с его работой по найму здесь, такой доход облагают уже с первого дня работы по ставкам, как для своих налоговых резидентов.

ФНС особо отмечает, что Договор о ЕАЭС не предусматривает перерасчет налоговых обязательств граждан стран-членов, если они не получают статус налогового резидента.

Также заметим, что в письмах от 14.07.2016 № 03-04-06/41639 и от 10.06.2016 № 03-04-06/34256 Минфин занимает ровно противоположную позицию: по итогам налогового периода облагаемый доход нужно пересматривать.

НДФЛ с выплат работникам из ЕАЭС по итогам года: 13% или все же 30%?

Изображение - Оплата труда работников из еаэс облагается сразу по ставке 13% proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F5002b2359e1a30261fed7fef7d4320f0_compressed_v1

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

В настоящей статье речь пойдет о налоге на доходы с физических лиц (НДФЛ), который удерживает и перечисляет в бюджет работодатель в том числе и с выплат в адрес иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС за выполнение ими трудовых обязанностей.

Прежде всего следует напомнить, что доходы сотрудников, которые признаются налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). А вот большинство доходов нерезидентов РФ облагаются по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако нас интересуют сотрудники-граждане ЕАЭС, поэтому обязательно следует обратить внимание на положения ст. 7 НК РФ, которыми установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор).

Статьей 73 Договора установлено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Другими словами, доход сотрудника-иностранца из стран ЕАЭС, с первого дня работы в российской компании облагается по ставке 13%, независимо от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ.

При этом не требуется какого-либо подтверждения статуса работника со стороны налоговых органов РФ (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected] и от 30.04.2015 № ОА-3-17/[email protected]).

Однако здесь важно отметить, что наличие статуса налогового резидента РФ принципиально в том случае, когда сотрудник имеет право на налоговые вычеты. С того момента как статус резидента РФ получен, налог начинает исчисляться с учетом налоговых вычетов, а сам налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налоговый статус работника в течение года изменился, потребуется пересчитать НДФЛ исходя из нового статуса (п. п. 1, 3 ст. 226 НК РФ) с учетом вычетов, при этом налоговая ставка в данном случае остается прежней 13 процентов (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Рассмотрим это на примере.

С января по июнь работнику — гражданину Казахстана (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть два ребенка, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 2 800 руб. в месяц (1 400 руб.*2).

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

35 000 руб. x 7 мес. — 2 800 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 19 600 руб. = 225 400 руб.

Итого: налоговая база = 225 400 руб.

2. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

225 400 руб. x 13% = 29 302 руб.

Читайте так же:  Декларация по налогу на имущество в 2019 - 2020-2019 - 2020 году

Итого: налог = 29 302 руб.

3. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

29302 руб. — 27 300 руб. = 2 002 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 002 руб.

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога?

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859).

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %?

Похожие разъяснения, кстати, Минфин выдавал и ранее, например, в Письме от 10.06.2016 № 03-04-06/34256.

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/[email protected] контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Поэтому, учитывая вышеизложенные нормы международного законодательства, НК РФ, а также позицию Конституционного суда Росси, полагаем, что Организация вправе не пересчитывать НДФЛ по ставке 30 процентов относительно выплат иностранных сотрудников, граждан ЕАЭС, которые не получили статус налогового резидента РФ на конец года.

Однако не исключено, что налоговые инспекции на местах, следуя разъяснениям Минфина России, будут настаивать на применении ставки НДФЛ в рассматриваемом случае в размере 30 процентов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. С учетом позиции Конституционного суда России, полагаем у нее на это есть все шансы.

Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства?

Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено: если граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии трудятся в России, их доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для россиян, — 13% ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) . То есть они по сравнению с иностранцами из других стран имеют привилегию, поскольку доходы нерезидентов облагаются по ставке 30% п. 3 ст. 224 НК РФ . Казалось бы, все однозначно. Однако контролирующие органы считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса.

В недавно выпущенных письмах Минфин разъяснил, что доходы граждан стран — членов ЕАЭС от работы по найму в РФ на основании ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ с первого дня облагаются по ставке 13%. Но, кроме того, он указал, что по итогам года определяется окончательный статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в этом периоде. А это означает следующе е Письма Минфина от 10.06.2016 № 03-04-06/34256 , от 14.07.2016 № 03-04-06/41639 :

  • по итогам календарного года сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней п. 2 ст. 207 НК РФ ), то их доходы, полученные в этом году, облагаются по ставке 30% и налоговые вычеты (на детей, на лечение, обучение, на приобретение жиль я подп. 4 п. 1 ст. 218, п. 2 ст. 219, п. 8 ст. 220, п. 4 ст. 210 НК РФ ) им не положены. Ведь на вычеты они вправе претендовать, только когда станут резидентами РФ Письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-04-06/20223 ;
  • по итогам года сотрудники организации стали резидентами РФ, то их доходы облагаются по ставке 13% и им предоставляются все вычеты.

А если гражданин из страны ЕАЭС устраивается на работу в организацию, например, в ноябре или в декабре, то как в этом случае применять норму Договора о ЕАЭС о том, что доходы работника с первого дня работы облагаются по ставке 13%?

Изображение - Оплата труда работников из еаэс облагается сразу по ставке 13% proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fpersons%2Fstelmakh

ФНС разделяет точку зрения Минфина, только обосновывает ее несколько иначе. Она считает: положение Договора о применении к доходам граждан стран ЕАЭС ставки, установленной для резидентов РФ (13%), вовсе не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. Вопросы признания физлица налоговым резидентом какого-либо из государств — членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства — члена ЕАЭС, в частности для нашей страны — НК РФ Письма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/[email protected] , от 15.03.2016 № БС-4-11/[email protected] .

Поэтому, разъясняя порядок заполнения справок 2-НДФЛ за истекший год по таким работникам, ФНС указала, что в поле «Статус налогоплательщика» нужно отразить статус физлица, который определяется по итогам года с учетом положений ст. 207 НК РФ. А именн о Письма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/[email protected] , от 15.03.2016 № БС-4-11/[email protected] , от 15.03.2016 № БС-4-11/[email protected] :

  • на конец налогового периода работник из ЕАЭС является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 1;
  • на конец года работник из ЕАЭС не является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 2.

Если следовать позиции контролирующих органов, то бухгалтеру со дня приема на работу сотрудников из ЕАЭС надо применять ставку 13%, а потом отслеживать их статус для того, чтобы начать применять вычеты с месяца, в котором эти работники станут резидентами РФ. Но в декабре месяце нужно установить их окончательный статус для определения налоговой ставки.

Читайте так же:  Введена новая отчетность по мсфо

Если выяснится, что по итогам года такой сотрудник является нерезидентом, то с месяца принятия его на работу придется пересчитать налог по ставке 30% вместо 13%. Понятно, после пересчета окажется, что организация недоудержала НДФЛ с доходов работника за год. А при выплате зарплаты за декабрь может получиться так, что бухгалтер не сможет удержать весь долг по НДФЛ. Причем даже в том случае, если вся причитающаяся к выплате сумма пойдет на погашение долга по 30%-му налогу. Как разъяснил Минфин, с 01.01.2016 отменено 50%-е ограничение на удержание НДФЛ из выплачиваемых работнику денежных доходо в Письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-04-05/42063 .

И как быть с оставшейся суммой: доудерживать НДФЛ при выплате последующих доходов в следующем году или же передать налог на взыскание налоговикам? Вот что нам ответил специалист Минфина.

“ В этом случае организация указывает в справке 2-НДФЛ сумму недоудержанного налога по строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агенто м» утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] . И эту справку организация должна представить в свою налоговую инспекцию дважды: не позднее 1 марта — с признаком 2 п. 5 ст. 226 НК РФ , а затем в общеустановленный срок, не позднее 1 апреля, — с признаком 1 п. 2 ст. 230 НК РФ . А дальше взысканием НДФЛ с этого физлица будет заниматься ИФНС.
Поправками в гл. 23 Кодекса, вступившими в силу с 01.01.2016, предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых работодатель не удержал налог (и представил об этом сведения в ИФНС п. 5 ст. 226 НК РФ ), уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налог а п. 6 ст. 228 НК РФ ” .

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Ну что ж, можно только порадоваться, что организациям хотя бы не придется самим заниматься взысканием недоудержанного НДФЛ с работников из ЕАЭС.

Конечно, можно попытаться поспорить с проверяющими, доказывая, что 13%-я ставка должна применяться независимо от статуса работника на конец года. Ведь Договор о ЕАЭС — это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательств а ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 7 НК РФ . Но стоит ли? Да, безусловно, перерасчет НДФЛ — это дополнительная работа для бухгалтера. Но налог-то все равно уплачивается из доходов физлица. И если он не согласен, то пусть тогда и доказывает ФНС неправомерность ее позиции.

Если организация не будет учитывать мнение контролирующих органов, то для нее это чревато штрафом за неправомерное неудержание налога — 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы НДФЛ ст. 123 НК РФ .

Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы

На форуме «Бухгалтерии Онлайн» часто появляются вопросы, связанные с работниками из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Как правильно оформить их прием на работу? Какие документы они должны предоставить? Как начислять на их зарплату НДФЛ и страховые взносы? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Начинать рассмотрение, пожалуй, нужно не с налогообложения, а с кадровых вопросов. Ведь правила оформления работников из стран ЕАЭС отличаются от правил для «обычных» иностранцев и граждан РФ. Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1 и 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года, далее — Договор о ЕАЭС).

Однако некоторые особенности при трудоустройстве работников из стран ЕАЭС все же имеются.

Во-первых, перечень документов, которые такие сотрудники должны предъявить при поступлении на работу, шире, чем для россиян. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС, в России без каких-либо дополнительных операций признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС. Но если документ составлен на иностранном языке, работодатель вправе потребовать от трудоустраивающегося иностранца представить нотариально заверенный перевод.

Обратите внимание, что правила о безусловном признании документов об образовании не действуют, если речь идет о приеме на должности, предполагающие педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность. В этом случае дополнительно к переводу потребуется также документ о признании в РФ документа об образовании, выданного иностранным государством.

Во-вторых, есть особенности, связанные с медицинским страхованием работников из ЕАЭС. Ситуация крайне запутанная. Так, согласно п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС. Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (см. письмо от 14.02.17 № БС-4-11/2686).

Однако у Минтруда по этому поводу иное мнение. В письме от 17.12.15 № 16-4/В-823 специалисты ведомства сослались на определение термина «трудящийся государства — члена ЕАЭС», приведенное в п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, где говорится, что лицо, осуществляющее трудовую деятельность, должно находиться на территории РФ законно. Кроме того, авторы письма сослались на ст. 327.3 ТК РФ. Данные нормы позволили авторам сделать следующий вывод. Гражданам стран ЕАЭС (кроме белорусов, для которых дополнительно действуют правила Договора между Россией и Белоруссией о создании союзного государства от 08.12.99) для поступления на работу нужно предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС, реквизиты которого указываются в трудовом договоре. Исключение составляет случай, когда работодатель сам оформляет договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг такому сотруднику-иностранцу. Подробнее об этом см. «Минтруд: временно пребывающие в РФ иностранцы из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС».

На наш взгляд, вывод Минтруда является крайне спорным. Однако тем работодателям, которые не готовы доказывать свою правоту в суде, мы рекомендуем к нему прислушаться. А для этого потребуется учесть еще несколько тонкостей.

Читайте так же:  Где взять кредит если везде отказывают

Дело в том, что ДМС можно оформить на любой срок, и даже разово для получения той или иной медуслуги. Каким именно должен быть срок действия полиса, позволяющего иностранцу устроиться на работу в РФ, законодательство не поясняет.

Восполнить этот пробел вновь попытался Минтруд России. В письме от 26.09.2016 № 16-4/В-465 специалисты министерства указала, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора. Но это исправило ситуацию только частично. Ведь с ЕАЭС-иностранцем можно заключать не только срочный, но и бессрочный трудовой договор! А бессрочных полисов ДМС не бывает. Как же поступить работодателю, который не желает самостоятельно заключать договор на медобслуживание иностранца, такой ситуации? Ответ находим в Трудовом кодексе. Так, в ст. 327.5 ТК РФ сказано, что окончание срока действия полиса является основанием для отстранения иностранца от работы. И дальше действует обычный для отстранения порядок, установленный ст. 76 ТК РФ: если в течение месяца не устранены обстоятельства, из-за которых работник был отстранен (т.е. работодателю не представлен новый полис ДМС), работник увольняется на основании п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

Это означает, что при заключении бессрочного договора иностранца можно принять на работу с любым (по сроку действия) полисом ДМС. Но при этом иностранец должен помнить, что ему потребуется предоставить работодателю данные о новом полисе не позднее дня окончания действия предыдущего. Соответственно, при получении этих данных нужно будет внести изменения в трудовой договор. А при неполучении — отстранить работника.

Наконец, работодатели, принимающие на работу граждан стран ЕАЭС, не должны забывать, что в отношении таких работников за ними сохраняется обязанность уведомить о заключении трудового договора органы МВД (отдел по вопросам миграции). Ведь Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных российским законодательством в части миграционного учета. Направить соответствующее уведомление следует не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ).

Завершая раздел, посвященный приему на работу, скажем несколько слов о трудовых книжках. Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые позволяют признавать трудовые книжки, выданные в иностранных государствах. Значит, если у принимаемого на работу ЕАЭС-гражданина нет российской (или советской, образца 1938, 1974 или 1975 года) трудовой книжки, то в этой части он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (письмо Роструда от 15.06.05 № 908-6-1).

Однако на этом особенности в части НДФЛ не заканчиваются. Так, по мнению Минфина, работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря. Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма от 14.07.16 № 03-04-06/41639 и от 10.06.16 № 03-04-06/34256).

Объясняется это очень просто: Договор о ЕАЭС требует облагать доходы иностранцев-граждан стран-участниц ЕАЭС в том же порядке, что и доходы резидентов. А, согласно НК РФ, эти правила зависят от количества дней, проведенных в России по итогам налогового периода (п. 3 ст. 225, п. 3.2 постановления КС РФ от 25.06.15 № 16-П). Поэтому, точно также, как был бы пересчитан налог гражданину РФ, который по состоянию на 31 декабря не провел на территории РФ 183 дня за прошедшие 12 месяцев, нужно пересчитать налог и гражданам стран ЕАЭС.

Поспорить с таким подходом, конечно, можно. Если внимательно читать ст. 73 Договора о ЕАЭС, то мы увидим, что речь в ней идет о том, что доходы ЕАЭС-граждан от работы в РФ должны облагаться по ставкам, предусмотренным в РФ именно для физических лиц — налоговых резидентов РФ. То есть, буквальное толкование Договора говорит о том, что ставка 13% должна применяться к доходам ЕАЭС-граждан, работающих в РФ, в любом случае, даже если по итогам года они не обрели статус налогового резидента РФ. Косвенное подтверждение этого вывода можно найти в письме ФНС России от 28.11.16 № БС-4-11/[email protected] В нем отмечается, что положениями ст. 73 Договора об ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств — членов союза в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства.

Однако риски в связи с отказом от пересчета налога в рассматриваемой ситуации существуют, и работодателю необходимо принять самостоятельное решение. Либо взять риски на себя и не пересчитывать налог, либо переложить эти риски на работника. То есть пересчитать налог, тем самым предоставив работнику возможность при желании оспорить такой подход в налоговом органе и (или) в суде.

Вопросы социального обеспечения ЕАЭС-работников также регламентированы Договором о ЕАЭС. Так, в ст. 98 Договора сказано, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Ссылаясь на эту норму Договора налоговая служба настаивает: граждане стран ЕАЭС признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации. Значит, работодателю нужно уплачивать страховые взносы на ОМС с выплат в пользу данных лиц (письмо ФНС России от 14.02.17 № БС-4-11/2686). Также в силу этого положения Договора выплаты в пользу ЕАЭС-граждан являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вопросы же пенсионного страхования в данном случае, как этого требует п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС урегулированы уже российским законодательством. В частности, законом от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ, который (п. 1 ст. 7) признает таких лиц застрахованными в системе ОПС.

Так что вывод в данном случае получается простой. Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств — членов ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

Читайте так же:  С 3 мая сбербанк существенно снизил ставки по потребительским кредитам

Как облагается НДФЛ зарплата работников — иностранных граждан

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ с выплат иностранному работнику, в первую очередь нужно определить, является он налоговым резидентом РФ или нет. Если иностранец является резидентом РФ, то НДФЛ рассчитывается, как и по российским гражданам — налоговым резидентам (ставка НДФЛ — 13%, налоговая база определяется нарастающим итогом с применением вычетов). Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то вычетов по НДФЛ не будет. При этом ставка НДФЛ может быть как 30% (по общему правилу), так и 13%, если работник-иностранец подпадает под исключения, например является гражданином государства — члена ЕАЭС или является высококвалифицированным специалистом и т.п.

В случае изменения в течение года налогового статуса иностранного работника осуществляется пересчет НДФЛ.

По каким ставкам облагаются НДФЛ выплаты иностранным работникам

Ставка НДФЛ с зарплаты иностранца зависит от того, является он налоговым резидентом РФ или нет (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Ставка НДФЛ для иностранного работника — налогового резидента РФ

Доходы такого работника облагаются НДФЛ по такой же ставке, как и доходы российских работников — налоговых резидентов (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ), — 13%.

Ставка НДФЛ для иностранного работника — налогового нерезидента РФ

Доходы такого работника облагаются по ставке 30%, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В качестве исключения по ставке 13% облагаются доходы (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 224 НК РФ):

  • граждан государств — членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов;
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Предоставляются ли вычеты по НДФЛ иностранному работнику и на каких условиях

Вычеты по НДФЛ, в том числе стандартные, имущественные и социальные, можно предоставлять работникам-иностранцам после того, как работник станет налоговым резидентом РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ). До этого момента вычеты не применяются.

Если работник в начале года был налоговым нерезидентом, а затем (например, в мае) стал налоговым резидентом, то ему могут быть предоставлены вычеты, а также осуществляется пересчет НДФЛ.

Стандартные вычеты на детей иностранным работникам

Стандартные вычеты по НДФЛ на детей работникам-иностранцам вы предоставляете в общем порядке после того, как он станет налоговым резидентом РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ). До этого момента вычеты не применяются.

Если работник в начале года был налоговым нерезидентом, а затем (например, в мае) стал налоговым резидентом, то ему могут быть предоставлены вычеты, а также осуществляется пересчет НДФЛ.

Как рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ по иностранному работнику


Иностранный работник — резидент

НДФЛ с иностранного работника — резидента рассчитывается, удерживается и перечисляется так же, как и с доходов российских работников — налоговых резидентов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ): нарастающим итогом с начала года, с учетом налоговых вычетов и по ставке 13%.

При этом не имеет значения основание, по которому иностранный работник находится на территории России: временно или постоянно проживает в РФ, временно пребывает в России и др.

Иностранный работник — нерезидент

При расчете НДФЛ в отношении такого работника налоговая база определяется отдельно по каждой выплате, налоговые вычеты не применяются (п. п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).

При этом ставка налога либо общая для иностранцев-нерезидентов (30%), либо 13%, если применяется одно из исключений.

Иностранец, работающий по патенту

НДФЛ с доходов таких работников налоговый агент перечисляет в бюджет за вычетом фиксированных авансовых платежей, уплаченных ими по патенту (п. 6 ст. 227.1 НК РФ).

Как рассчитать НДФЛ иностранному работнику, если его статус в течение года изменился (нерезидент на резидент)

Если статус иностранного работника в течение года изменится с налогового нерезидента на резидента, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Как облагаются НДФЛ выплаты работникам — гражданам государств — членов ЕАЭС: Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении

Если такие работники являются налоговыми резидентами (имеют постоянное местопребывание) в государстве — члене ЕАЭС, то обложение НДФЛ их выплат всегда осуществляется по ставке 13%, но происходит отдельно по каждой выплате (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 226 НК РФ). Налоговые вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.06.2018 N 03-04-05/40970).

При этом не требуется какого-либо подтверждения статуса работника со стороны налоговых органов РФ (Письма ФНС России от 10.06.2015 N ОА-3-17/[email protected] и от 30.04.2015 N ОА-3-17/[email protected]).

Когда статус работника меняется и он становится налоговым резидентом РФ, НДФЛ с его доходов начинает исчисляться с учетом налоговых вычетов. При этом налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.06.2018 N 03-04-05/40970).

Если налоговый статус работника в течение года изменился, потребуется пересчитать НДФЛ исходя из нового статуса (п. п. 1, 3 ст. 226 НК РФ).

Налоговая ставка в данном случае не меняется — остается 13% (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Пример расчета НДФЛ при смене налогового статуса работника

С января по июнь работнику — гражданину Армении (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 30 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 23 400 руб. (30 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть ребенок, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 1 400 руб. в месяц.

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

  1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

30 000 руб. x 7 мес. — 1 400 руб. x 7 мес. = 210 000 руб. — 9 800 руб. = 200 200 руб.

Итого: налоговая база = 200 200 руб.

  1. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

200 200 руб. x 13% = 26 026 руб.

Итого: налог = 26 026 руб.

  1. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:
Читайте так же:  Срок уплаты ндс за 2 квартал 2019 - 2020 года – 25 августа

26 026 руб. — 23 400 руб. = 2 626 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 626 руб.

Если работник на конец года не станет налоговым резидентом РФ, придется решить, будете ли вы пересчитывать НДФЛ по ставке 30%.

По мнению Минфина России, налог за год нужно пересчитать (Письмо от 23.05.2018 N 03-04-05/34859).

С таким подходом можно спорить. Полагаем, что налог пересчитывать не требуется (Письмо ФНС России от 28.11.2016 N БС-4-11/[email protected]). Доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13%. Условий о том, что она применима лишь в случае приобретения статуса налогового резидента РФ, в ст. 73 Договора о ЕАЭС нет (п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П).

Как облагаются НДФЛ выплаты высококвалифицированным специалистам

Оплата труда иностранного работника — высококвалифицированного специалиста облагается НДФЛ по ставке 13% независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ). При этом, если такой работник:

  • не является налоговым резидентом РФ, НДФЛ нужно рассчитать отдельно по каждой выплате дохода (п. 3 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ). Налоговые вычеты применять нельзя (п. 4 ст. 210 НК РФ);
  • является налоговым резидентом РФ, ему можно предоставлять налоговые вычеты, а НДФЛ с его доходов следует исчислять нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налоговый статус работника в течение года изменился, НДФЛ нужно пересчитать.

Налоговая ставка в данном случае не меняется — остается 13% (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Пример расчета НДФЛ при смене налогового статуса работника

С января по июнь работнику, являющемуся высококвалифицированным специалистом (нерезиденту РФ), начислялась зарплата в размере 40 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 31 200 руб. (40 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть ребенок, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 1 400 руб. в месяц.

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

  1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

40 000 руб. x 7 мес. — 1 400 руб. x 7 мес. = 280 000 руб. — 9 800 руб. = 270 200 руб.

Итого: налоговая база = 270 200 руб.

  1. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

270 200 руб. x 13% = 35 126 руб.

Итого: налог = 35 126 руб.

  1. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

35 126 руб. — 31 200 руб. = 3 926 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 3 926 руб.

По ставке 30% нужно удержать налог с дохода высококвалифицированного специалиста, только если соблюдаются следующие условия (Письмо Минфина России от 07.08.2018 N 03-04-06/55674):

  • физическое лицо не является резидентом РФ;
  • доход не признается оплатой труда.

Как облагаются НДФЛ выплаты работникам-беженцам и лицам, получившим временное убежище в РФ

Трудовые доходы (включая отпускные) работника, который получил временное убежище или статус беженца в РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13%, независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-04-06/18552).

Если указанные работники не являются налоговыми резидентами РФ, НДФЛ нужно рассчитывать отдельно по каждой выплате дохода (п. 3 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ). При этом налоговые вычеты применять нельзя (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Стандартные и иные вычеты по НДФЛ работникам-беженцам можно предоставлять только после приобретения ими статуса резидента РФ (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).

В этом случае потребуется пересчитать налог исходя из нового статуса следующим образом (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ):

  • определить налоговую базу нарастающим итогом с начала года с учетом вычетов;
  • рассчитать налог по ставке 13%.

Пример расчета НДФЛ при смене налогового статуса работника

С января по июнь работнику-беженцу (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть ребенок, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 1 400 руб. в месяц.

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

  1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

35 000 руб. x 7 мес. — 1 400 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 9 800 руб. = 235 200 руб.

Итого: налоговая база = 235 200 руб.

  1. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

235 200 руб. x 13% = 30 576 руб.

Итого: налог = 30 576 руб.

  1. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

30 576 руб. — 27 300 руб. = 3 276 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 3 276 руб.

Каков порядок налогообложения НДФЛ доходов иностранного работника, имеющего вид на жительство или временно проживающего в РФ

Налоговое законодательство, в частности гл. 23 НК РФ, не устанавливает специальных правил исчисления или уплаты НДФЛ в отношении иностранцев, которые имеют вид на жительство в РФ или временно проживают на территории России.

Налог в отношении таких работников следует начислять так же, как и для других иностранцев: определяется применяемая ставка налога в зависимости от того, является он налоговым резидентом РФ или нет.

А затем производится расчет и удержание НДФЛ по общим правилам для иностранцев.

Изображение - Оплата труда работников из еаэс облагается сразу по ставке 13% 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here