Обычные офисы освобождены от экологических платежей

Сегодня рассмотрим тему: "обычные офисы освобождены от экологических платежей" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Обычные офисы освобождены от экологических платежей

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в письме от 29 сентября 2016 года № АА-03-04-32/20054 разъяснила, что офисные помещения, школы, детские сады и т. д. можно отнести к объектам четвертой категории. Это значит, что они не обязаны вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данное разъяснение появилось не спроста. Дело в том, что Закон об охране окружающей среды № 7-ФЗ содержит очень обтекаемые формулировки. Из него сложно однозначно понять, должны ли фирмы и ИП, занятые преимущественно обычной офисной работой платить за воздействие на окружающую среду. Такой дамоклов меч висел над многими видами бизнеса.

Вообще по степени отрицательного влияния на окружение закон делит все объекты на четыре категории: с 1-й по 4-ю. Последняя – самая безобидная, отрицательное влияние на окружающую природу минимально. К ней относят при соблюдении сразу двух критериев:

  1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения, их выбросы в атмосферный воздух не превышают 10 тонн за год (+ в составе нет выбросов веществ 1-го и 2-го классов опасности, радиоактивных веществ);
  2. отсутствуют сбросы в сточные воды в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод (исключение – бытовые нужды).

Исходя из текста разъяснения Росприроднадзора, к четвертой категории могут быть отнесены не только офисные помещения, школы, детские сады. Данный перечень открыт. Поэтому каждый конкретный случай нужно сопоставлять с соблюдением приведенных выше двух обязательных критериев.

Росприроднадзор пересмотрел позицию: офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив позицию по данному вопросу.

Напомним, что ранее чиновники рассуждали иначе.

В письме от 29.09.16 № АА-03-04-32/20054 Росприроднадзор заявил, что уплачивать экологические платежи за офисы не нужно, поскольку их следует относить к объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории. Это правило действует в том случае, если в здании нет источников выбросов в атмосферный воздух и в системы водоотведения (см. «Росприроднадзор сообщил, в каком случае владельцы офисов не должны платить за негативное воздействие на окружающую среду»).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Позже в природоохранном ведомстве уточнили: экологические платежи не уплачиваются только в том случае, если объект (в том числе IV категории) поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия (письмо от 14.10.16 № ОД-06-01-35/21270 — см. «Росприроднадзор уточнил, когда можно не вносить плату за загрязнение окружающей среды в отношении объектов IV категории»).

Теперь чиновники, по сути, признали, что большинство офисов вовсе не относятся к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Представители Росприроднадзора рассуждают следующим образом. Как известно, по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. Те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Те объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, должны быть поставлены на государственный учет. Делается это на основании заявки по форме, утвержденной приказом Минприроды РФ от 23.12.15 № 554.

Однако сами по себе образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС. Поэтому если организация (например, офис, школа) образует отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в критериях, то у нее объект НВОС не определяется. Соответственно, ставить на учет такие офисы тоже не нужно, поскольку постановка на учет объектов, не отнесенных к объектам НВОС, действующим законодательством не предусмотрена.

Росприроднадзор пересмотрел позицию: офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_17_middle_636004775880796403

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_17_middle_636004775880796403

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив позицию по данному вопросу.

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_23_middle_636057412693086226

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_23_middle_636057412693086226

Ясность может внести либо суд, либо вышестоящий орган. Напишите запрос в РПН, пусть они дадут вам официальный ответ. Либо не вставайте на учет и не платите, и потом, если вас накажут, обжалуйте санкции в суде. Тогда появится полная ясность

Читайте так же:  Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

Хотя я бы на вашем месте начал с более простой вещи: показать местному управлению позицию РПН и спросить, не изменилась ли их позиция. Если скажут, что нет, тогда пишите им официальный запрос со ссылкой на позицию РПН, пусть отвечают. Ну, а если их позиция будет противоречить позиции РПН, пишите запрос в РПН и спрашивайте, какими указаниями руководствоваться — местными или центральными.

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_34854_middle_636328914586514150

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_34854_middle_636328914586514150

Конкретно, на то, что не важно подлежит организация постановке на учет в качестве объекта НВОС или нет, до тех пор, пока законодатель не внесет поправки в статью 16.1 законы 7-ФЗ, вы как платили сбор за НВОС, так и будете платить, как сдавали отчетность, так и продолжайте сдавать. Вот позиция РПН по Карелии.

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_34854_middle_636328914586514150

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_34854_middle_636328914586514150

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_219115_middle_635725015675069367

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.buhonline.ru%2FFiles%2FModules%2FUser%2FUserPic_219115_middle_635725015675069367

Эльчин, добрый день!

В соответствии с федеральным законом № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, платежи за размещение ТКО (твердых коммунальных отходов” вносит региональный оператор по обращению с ТКО. Платежи за размещение остальных отходов (промышленных) вносит образователь отходов. Пока нет регоператора, который, появившись, просто перевыставит Вам в структуре платежа плату за свои услуги (транспортировка, размещение) и плату за размещение отходов на своем полигоне (ту, что Вы вносили раньше ежеквартально по КБК РПН как плату за НВОС при размещении отходов) – Вы платите за размещение сами. У Вас в регионе регоператор есть? У нас его нет.

Единственная неясность в этом вопросе – на основании чего будут рассчитывать размер платежа те, кто осуществляет свою деятельность не на объектах 1-3 категории, поскольку размер платежа определяется в соответствии с декларацией о платежах за НВОС, а она предоставляется теми, кто осуществляет деятельность на объектах 1-3 категории.

А от учета отходов, сдачи статистики (2-ТП отходы) и отчетности МСП по отходам Вас вообще никто и не планировал освобождать в соответствии с действующим законодательством.

Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Читайте так же:  Образец претензии на оказание услуги с недостатками

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Кто должен платить экологический сбор в 2018-2019 годах

В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар (только упаковки, если товар не является готовым к употреблению, — в соответствии с п. 3 ст. 24.5 закона № 89-ФЗ). Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее

Читайте так же:  Образец положения об отделе кадров

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды

Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.

Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Подробнее см. в этом материале.

Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Кто осуществляет платежи в бюджет по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары

Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Данные перечни корреспондируют с видами продукции, включенными в Общероссийский классификатор ОК-2014, а также списками товаров, для которых установлены ставки в таможенном тарифном классификаторе ЕТТ ЕАЭС.

В другом НПА, распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р), установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).

Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2019 году норматив по экологическому сбору равен 18%. Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% от их общего объема.

Для 2019 года не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору. Они действуют только в 2018 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034-2014). Это значит, что платить за утилизацию соответствующего типа товаров и упаковки для них плательщики не должны. Однако они обязаны представить в Росприроднадзор расчеты по экологическому сбору по итогам 2018 года.

Форма отчетности по экологическому сбору утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Скачать ее можно на нашем сайте:

Расчет платежа по ставке экологического сбора, нормативу утилизации и объему товара

Формула расчета рассматриваемого платежа следующая:

где: ЭС — сумма экологического сбора;

С — ставка сбора;

Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;

Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

На данный момент действуют законодательно утвержденные:

  • нормативы по сбору (постановление № 2971-р с 01.01.2018, № 2491-р до 01.01.2018);
  • ставки по экологическому сбору (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).

Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам. Если товары частично утилизируются по правилам, установленным постановлением № 1342, то в формулу, рассмотренную выше, включается только неутилизированный объем товаров. То есть если, например, из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг изделий.

О том, как экологический сбор следует учесть для целей расчета налога на прибыль, читайте в материале «Экологический сбор – в расходы по прибыли».

Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2017 год — до 15.04 2018). В этот же срок нужно уплатить экологический сбор за 2017 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Какие учесть нюансы по срокам отчетности и уплаты экологического сбора в 2019 году (за 2018 год), узнайте из этого сообщения.

Фирмы и ИП, выпускающие или импортирующие товары, входящие в перечень из постановления № 2970-р (в 2018 году), и не утилизирующие их самостоятельно, по факту утраты потребительских свойств данных товаров, должны уплачивать экологический сбор, а также направлять отчеты о нем в Росприроднадзор.

Часто задаваемые вопросы по экологическим платежам и отчетности

В данной статье собраны вопросы, часто возникающие у природопользователей по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическим платежам и экологической отчетности.

Что такое объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду?

По определению объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной территории – адреса) или объект размещения отходов.

Различаются четыре вида источников негативного воздействия на окружающую среду:

Казалось бы, деятельность именно вашей компании никоим образом не сказывается на загрязнении окружающей среды. А значит, платить «за экологию» не нужно. На самом же деле Росприроднадзор ждет таких платежей абсолютно от всех организаций и предпринимателей . Это касается и предприятий, так называемого, офисного бизнеса, которые также должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются как минимум отходы потребления. Это могут быть отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности, использованные картриджи для оргтехники, отходы бумаги и прочее.

Читайте так же:  Новая система социальных услуг что это значит, когда появится и кого затронет

С другой стороны нужно учитывать, что платежи за отходы возлагаются на собственника отходов. Если у вас заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора и согласно условиям договора отходы переходят в собственность организации, вывозящей мусор, то обязанность рассчитывать и вносить плату за размещение отходов переходит к таким организациям. В этом случае бывший владелец отходов плательщиком за размещение отходов не является.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтеру приходится заниматься расчетом платы и сдачей соответствующей отчетности. Помочь ему в этом могут специализированные программы для расчета платы и сдачи экологической отчетности.

Арендаторы могут не платить плату за НВОС только в том случае, если в договоре аренды указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за них вносит арендодатель. Однако арендодатель не всегда платит за все виды негативного воздействия, оказываемые арендатором, например, не платит за выбросы от передвижных источников, которые есть на балансе арендатора.

Вообще в нормативных актах нет такого понятия, как арендодатель и арендатор, есть понятие природопользователь. И каждый природопользователь должен платить сам за себя. Но если в договоре аренды, указано, что право собственности на отходы переходит к арендодателю, то и вносить плату за отходы должен именно он.

Какие экологические платежи нужно вносить за автотранспорт?

Автотранспорт является передвижным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За него нужно в обязательном порядке вносить экологические платежи, которые рассчитываются исходя из фактического количества израсходованного топлива. Но кроме этого, автотранспорт это еще и источник образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта. Предприятие сможет не платить за отходы от автотранспорта, при наличии у него договора с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машин, в котором указано, что все отходы, образующиеся от обслуживания и ремонта, остаются в собственности автосервиса, что также должно быть отражено в актах выполненных работ.

Должны ли бюджетные организации вносить экологические платежи?

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009 года все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 года осуществлять данные платежи.

Нужно ли сдавать расчет платы за НВОС, если в течение отчетного периода предприятие не работало?

Такое предприятие обязано сдавать, так называемый, нулевой расчет, то есть сумма платы будет равна нулю. В расчете нужно указать, что сбросы и выбросы в отчетный период предприятие не осуществляла, на полигоны отходы не вывозила. Но если инспекторы Росприроднадзора узнают, что все же деятельность была, то будет начислен штраф. Ответственность предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 3 тыс. до 6 тыс. руб., компании — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Как правило, штрафуют и тех и других одновременно. Оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей.

Как правильно рассчитать платежи за загрязнение воздуха автомобилями?

Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняет организациями, имеющие на балансе, а также получившие в аренду или лизинг, передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду.

Для транспортных средств предельно допустимые уровни выбросов в атмосферу не устанавливаются. Вместо них устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверка транспортных средств на соответствие техническим нормативам проводится в рамках техосмотра. Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы выбросов, к эксплуатации и производству запрещается. До устранения неисправностей эксплуатировать транспорт с выявленными нарушениями нельзя.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух транспортными средствами зависят не от массы выброса загрязняющих веществ, а от вида и массы используемого топлива (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Таким образом, для расчета платы за загрязнение окружающей среды при эксплуатации автотранспорта нужно умножить установленный норматив платы на количество топлива, фактически израсходованное за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета. В путевых листах учет израсходованного топлива ведется в объемных единицах. Однако базовые нормативы платы установлены за тонну топлива. Поэтому, чтобы рассчитать плату нужно переводить литры в тонны. Для этого объем топлива в литрах нужно умножить на плотность топлива.

Для определения плотности топлива можно использовать средние показатели плотности, если значение плотности не определено и документально не зафиксировано в момент получения нефтепродуктов.

Правомерность применения указанных показателей подтверждена Ростехнадзором (п. 26 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626).

Как платить за отходы малому и среднему предпринимательству?

Приказом МПР РФ от 25.02.2010 г. N 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленных на размещение, в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (порядок отчетности утвержден приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. №30). Отчетность представляется в территориальные органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, при наличии отчета субъекты малого и среднего предпринимательства платят за размещенные отходы в пределах установленных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 (в ред. ПП ФФ от 01.07.2005 г. №410) нормативов платы. Но нужно иметь в виду, что отчетность должна подтверждаться договорами на передачу отходов, приемосдаточными актами и наличием соответствующих лицензий у сторонних организаций, которым были переданы отходы, в противном случае отчетность не имеет силу. При отсутствии отчетности или сопутствующих ей документов весь объем размещенных отходов признается сверхлимитным и всю сумму платы за размещение отходов нужно рассчитывать с применением повышающего коэффициента 5,0.

Читайте так же:  Фнс предупреждает ккт с форматом фискальных документов 1.0 устарели!

Какие сопутствующие документы нужно прилагать к расчету платы за НВОС?

Нормативно-правовыми актами не предусмотрены никакие дополнительные сопутствующие документы, которые нужно прилагать к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако территориальные органы Росприроднадзора в целях проверки правильности расчета платы часто требуют прикладывать к расчету следующие документы (копии документов): договор аренды или свидетельство о собственности площадей (помещений, зданий, земельных участков), нормативные документы (заключения, разрешения ПДВ, ПДС и лимиты на размещение отходов), договора на передачу отходов, приемосдаточные акты, документы, подтверждающие фактическое использование отходов. Особенно это касается крупных плательщиков. Иногда территориальные органы Росприроднадзора ограничиваются справкой о производственной деятельности предприятия. В каждом территориальном органе по-разному, поэтому какие документы прикладывать к расчету платы, нужно уточнить в отделе администрирования платы за НВОС территориального отдела по месту регистрации объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Что делать, если на предприятии не перечислялись экологические платежи?

Если обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду имела место, то, прежде всего, нужно проверить, когда ожидается плановая проверка вашей организации органами государственного экологического контроля. Эту информацию можно получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу www.genproc.gov.ru. До начала проверки необходимо внести платежи, за неуплату которых не истек годовой срок давности привлечения к административной ответственности. Более ранние платежи могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока исковой давности, без начисления пеней и штрафов. Соответственно, необходимо будет представить расчеты платы и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за прошедшие три года.

Согласно Приказу Минприроды от 1 сентября 2011 г. № 721 предприятия (индивидуальные предприниматели и юридические лица), в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести документальный учет в области обращения с отходами. Учету подлежат все виды отходов I – V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Под такое определение попадают практически все предприятия, так как отходы образуются даже у офисных предприятий (отходы потребления). Этим же Приказом определяется форма ведения учета отходов – журнал учета обращения с отходами. Кстати учет может вестись в письменном и/или электронном виде по приложенным к Приказу образцам. Для ведения учета в электронном виде лучше использовать специальные программы, которые позволят автоматизировать процесс учета отходов.

Не нужно забывать, что данные учета отходов должны удостоверяться договорами с профильными организациями и актами выполненных работ. Фактический объем вывоза отходов подтверждается справками специализированных организаций. Таблицы данных учета и учетные документы должны храниться в течение пяти лет. Приказом по предприятию должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета отходов.

Необходимо иметь паспорта на все образующиеся в организации отходы I-IV классов опасности, это в том числе, и несортированный мусор от бытовых помещений. В противном случае органы контроля могут оштрафовать организацию за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий или за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами. Размер штрафа на организацию в этом случае составляет до 100 тыс. руб.

Если у вашей компании есть помещение или автотранспорт, но она не вносит плату за загрязнение окружающей среды, органы контроля могут запросить у вас соответствующую информацию об образовании отходов или потреблении транспортом топлива. Если не реагировать на такой запрос, руководителю грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300-500 руб. (организации – 5000 руб.). Однако установить обязанность внесения платы орган контроля может только путем назначения выездной проверки с затребованием документов на месте.

Для расчета налога на прибыль экологические платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах выданных нормативов.

Другими словами экологические платежи – это неналоговые сборы, которые отражаются в учете. Они включаются в расчет налогов , только если они уплачены за предельно допустимые выбросы, сбросы и лимиты на размещение отходов. Все остальное, включая штрафные санкции за неперечисление или неуплату в срок экологических платежей, является прочими расходами, не учитываемыми для целей налогообложения.

Изображение - Обычные офисы освобождены от экологических платежей 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here