Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Сегодня рассмотрим тему: "новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (нюансы)

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Все вопросы в отношении резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).

Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. здесь.

Из этого определения есть несколько исключений:

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:
  • у страховых организаций, создающих страховые резервы, в части неоплаченных страховых премий (взносов) по страховым договорам;
  • у кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций по задолженности, в отношении которой эти юрлица формируют резерв на возможные потери по займам.

Может ли быть сомнительным реструктурированный долг, узнайте здесь.

Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:

  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания.

Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

О том, какова последовательность действий при списании безнадежной задолженности, читайте в материале «Порядок списания дебиторской задолженности».

Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:

  • проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;
  • строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в ст. 266 НК РФ.

Создать резерв можно:

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Подробнее о видах долгов, в отношении которых может быть создан резерв в НУ, читайте в статье «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Процедура создания резерва подразумевает:

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

Резерв, образованный в отчетном году, при его неиспользовании (полном или частичном) можно перенести на следующий год (п. 5 ст. 266 НК РФ). Его величина должна быть учтена в сумме нового резерва, создаваемого в отношении этого же долга. Разница в объемах сравниваемых цифр корректируется за счет финрезультата.

Если резерв сформирован по долгу, выражаемому в инвалюте, то его пересчитывают по курсу одновременно с суммой долга на дату операции с долгом и на отчетную дату.

Как видим, правила формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и порядок работы с ним определены НК РФ в большинстве аспектов. Поэтому в учетную политику по НУ придется занести совсем немного положений в части этого резерва.

Читайте так же:  Подобрать для ооо устав станет проще фнс готовит новый электронный сервис

Прежде всего, нужно указать, будет или не будет образовываться такой резерв. Если решение о его создании принято, то в учетную политику по НУ дополнительно включают:

  • решение о периодичности, с которой будет проводиться инвентаризация долгов;
  • образец налогового регистра, разработанный для ведения аналитики по резервам, образованным по сомнительным долгам.

Такой налоговый регистр не имеет установленной формы, разрабатывается самостоятельно и помимо его названия и подписи ответственного лица должен содержать следующую информацию:

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Этот регистр можно не вести, если имеет место совпадение между данными БУ и НУ (ст. 313 НК РФ). Но в части резерва сомнительных долгов совпадение этих данных будет скорее исключением, чем правилом.

О том, какие положения обязательны для включения в учетную политику, читайте в материале «Составляем положение об учетной политике в организации».

Порядки создания резервов в БУ и НУ различаются достаточно существенно. К основным отличиям резерва, образуемого в БУ, следует отнести:

  • обязательность его формирования по долгу, признанному сомнительным, для всех без исключения юрлиц;
  • применимость к долгам любого вида и к тем, которые еще не просрочены, но могут стать такими;
  • допустимость самостоятельной разработки критериев оценки сомнительности долга и правил определения размера резерва.

Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.

Если же в НУ резерв не создают, то расхождения между НУ и БУ возникнут уже из-за самого факта этого несоздания.

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

В конце 2016 года в нормы НК РФ были внесены правки, посвященные созданию резерва по сомнительным долгам. Поправки действуют с 2017 года, среди них:

  • скорректированы правила для расчета предельно допустимой величины резерва;
  • введен запрет на включение в резерв дебиторской задолженности, которая «перекрыта» встречной кредиторской задолженностью;
  • изменились правила корректировки резерва текущего периода на остаток резерва предыдущего периода.

При этом ряд пунктов по определению сомнительной задолженности остается неизменным:

  • к сомнительной задолженности относятся долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором;
  • сомнительная задолженность – это та, которая не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ);
  • сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней включается в резерв в размере 50%, а со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в полном объеме (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Одно из важных нововведений касается ситуации с «встречной» задолженностью, когда не только дебитор задолжал налогоплательщику, но и сам налогоплательщик задолжал дебитору. Предыдущая версия п. 1 ст. 266 НК РФ не запрещала включать в резерв полную сумму «дебиторки», несмотря на наличие встречной задолженности.

С 2017 года в п. 1 внесли поправки, согласно которым если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство. При этом нововведение можно применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2017 года. Что касается резерва по итогам прошлого года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

либо нарушение должником срока оплаты;

либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 “Предоставленные займы”.

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Читайте так же:  Ознакомление с локальными нормативными актами образец журнала

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

На дату создания (увеличения) резерва

Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 – К 62 (60, 76, 58-3)

Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности

Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

– в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

– отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 “Прочие расходы” отчета о финансовых результатах.

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

не погашен в срок, установленный договором;

не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Резервы создаются в отношении дебиторской задолженности покупателей. Могут ли возникать при создании в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам постоянные либо временные разницы, предусмотренные ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При создании Организацией в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам могут возникать временные разницы.

Обоснование позиции:

Создание резерва в бухгалтерском учете

Создание резерва в налоговом учете

Возникновение разниц

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли;
– Энциклопедия решений. Учет доходов в виде сумм восстановленных резервов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

18 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и налоговом учете

С таким явлением, как дебиторская задолженность, сталкиваются руководители и бухгалтеры любых предприятий. И каждый из них заинтересован в том, чтобы минимизировать свои убытки от работы с недобросовестными (либо не очень предприимчивыми) контрагентами. Помочь в этом может резерв по сомнительным долгам, созданный в организации. Но при его использовании важно помнить о том, что в бухгалтерском учете и налоговом учете это понятие имеет некоторые отличия и нюансы.

Для начала о том, что представляет собой «резерв по сомнительным долгам» и какую задолженность можно считать сомнительной. Данный резерв – это финансовое отражение дебиторской задолженности предприятия/организации, позволяющее составить максимально верное представление об активах.

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=https%3A%2F%2Fvesbiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F%25D0%2592%25D0%25B7%25D1%258B%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B3%25D0%25B0

Что касается сомнительных долгов, то согласно законодательству к ним относят:

  1. Просроченные задолженности.
  2. Не выплаченные контрагентами средства, не обеспеченные залогом или другими гарантиями.
  3. Не оплаченные договорные суммы от предприятий/организаций, оказавшихся в сложном финансовом положении.
Читайте так же:  Со скольки лет можно получить банковскую карту

Сомнительной может быть признана задолженность, отраженная по дебету любого бухгалтерского счета, в том числе, «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», и выданная в качестве займа по субсчету 58-3.

Сумма резерва при формировании баланса за отчетный период относится к расходам и вычитается из налогооблагаемой базы. Таким образом создание резерва помогает избежать ситуации, когда приходится платить налоги с фактически не полученных доходов.

Основные функции резерва:

  • снижение налоговой нагрузки на предприятие;
  • помощь в оценке платежеспособности конкретного заемщика и самого заимодавца;
  • содействие в соблюдении законодательства.

Однако все это возможно только в случае правильного формирования резерва и ведения учета по нему. В противном случае уменьшение налогооблагаемой базы на сумму дебиторской задолженностью может быть расценено, как попытка уйти от уплаты налогов.

Правила создания резерва в бухгалтерском учете и работы с ним

Современные законодательные акты не предусматривают подробной методики формирования резерва в бухгалтерии, но указывают на то, что факт его создания должен отражаться в учетной политике предприятия/организации. Формирование резерва происходит на основании результатов проверки, определяющей задолженность, которую можно отнести к категории «сомнительной». Отправной точкой для создания резервного фонда должен стать приказ руководителя предприятия.

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=https%3A%2F%2Fvesbiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7

Все последующие действия с резервом должны сопровождаться подтверждающими первичными документами.

На сегодняшний день есть несколько способов создания резерва по сомнительным долгам:

  1. Интервальный. Способ, при котором сумма резерва рассчитывается на определенный период (месяц или квартал). Расчеты производятся с учетом сроков задолженностей, в процентном соотношении от суммы долга.
  2. Экспертный. Данный метод предусматривает регулярное рассмотрение (пересмотр) дебиторской задолженности комиссией, созданной из ответственных сотрудников предприятия/организации. Экспертный вариант создания резерва, чаще всего, используется в случаях, когда при небольшом количестве дебиторов имеется существенная сумма задолженности.
  3. Статистический. Считается наиболее простым и быстрым способом создания резерва. Позволяет отражать информацию сразу по нескольким должникам за большое количество отчетных периодов. Подходит предприятиям, имеющим большое количество дебиторов и регулярную реализацию.

Каждое предприятие/организация может выбрать наиболее оптимальный для себя вариант и использовать его при формировании резерва. При этом, независимо от выбранного метода создания резерва, в учреждении должна быть утверждена периодичность его инвентаризации (месяц, квартал, год).

В бухгалтерской документации в обязательном порядке должно быть отражено:

  • создание резерва;
  • все последующие изменения (увеличение/уменьшение размера дебиторской задолженности).

Факт создания резерва бухгалтер отражает в проводке дебет по счету 91 (прочие расходы и доходы) – кредит по счету 63 (резервы по сомнительным долгам).

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=https%3A%2F%2Fvesbiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F63

В случаях, когда сумма, относящаяся к сомнительному долгу (полностью или частично), все же поступает на счет предприятия/организации, бухгалтер выполняет следующую проводку:

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=https%3A%2F%2Fvesbiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F632

Если же задолженность так и не была погашена и перешла из «сомнительной» в категорию «безнадежная» в результате ликвидации предприятия-должника, то резерв по сомнительным долгам должен быть отражен в проводке:

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=https%3A%2F%2Fvesbiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F633

Для правильного отражения изменений учет рекомендуется вести по каждому дебитору (должнику) отдельно.

Резерв по сомнительным долгам в налоговой отчетности

В налоговом законодательстве также есть определение «резерва по сомнительным долгам». В качестве сомнительной налоговое законодательство признает любую просроченную и необеспеченную залогом задолженность перед налогоплательщиком, возникшую при:

  • реализации товаров;
  • оказании услуг;
  • выполнении работ.

При этом из общего правила есть несколько исключений.

  1. Долги перед банком по кредитному договору (основная задолженность и проценты по ней) признаются сомнительными вне зависимости от наличия обеспечения.
  2. Долг страховых организаций в части невыплаченных страховых премий не может быть признан сомнительным.
  3. Возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых учреждений также не могут быть отнесены к сомнительным долгам.

Согласно НК РФ, создавать резерв могут только те предприятия/организации, которые оплачивают налог на прибыль (общая система налогообложения). Если учреждение платит налоги по одному из спецрежимов, в нем не может быть сформирован резерв по сомнительным задолженностям.

Также, как и в бухгалтерии, сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за отчетный период.

Начисление происходит следующим образом:

  1. По задолженности свыше 90 дней в резерв включается полная сумма долга.
  2. По задолженности, срок которой составляет от 45 до 90 дней, – 50% от общеустановленного размера.

При формировании резерва не учитываются суммы долгов, возникших менее 45 дней назад. Также при создании резервного фонда необходимо учитывать, что его сумма не должна превышать 10% от дохода, полученного за отчетный либо за предыдущий период (учитывается больший показатель).

Основным видом деятельности организации является проведение лабораторных исследований. Учреждение является плательщиком налога на прибыль. По итогам инвентаризации на 30 июня 2018 года у организации была выявлена дебиторская задолженность:

  • ООО по производству молочной продукции – 8 938 руб. (срок возникновения 50 календарных дней);
  • ИП по изготовлению хлебобулочных изделий – 3 750 руб. (93 дня);
  • АО по созданию БАДов – 13 430 руб. (31 день).

При этом у самой лаборатории имеется кредиторская задолженность перед ИП в размере 1 400 руб.

В результате при формировании резерва будут учтены:

  • 4 469 руб. (50% от задолженности ООО);
  • 2 350 руб. (100% долга ИП минус сумма кредиторской задолженности перед ним).

Итого размер резерва составит: 6 819 руб.

Выручка лаборатории за II квартал (отчетный период) составляет 340 874 руб. Так как размер сформированного резерва не превышает 10% от этой суммы, он полностью может быть включен в состав внереализационных расходов.

Основные отличия резерва в налоговой и бухгалтерской отчетности

Основное отличие резерва в налоговой отчетности и бухгалтерии заключается в том, что в первом случае – это право, а во втором – обязанность.

Читайте так же:  Дополнительное соглашение к договору об изменении ставки ндс с 2019 - 2020 года образец

При этом в налоговом законодательстве более подробно уточняется порядок исчисления сумм резервов по долгам категории «сомнительные». Все разъяснения по данному вопросу имеются в пункте 3 статьи 266 НК РФ и письме Минфина от 27.06.2018 № 03-03-06/2/44160.

Также существенные отличия существуют и в порядке создания резервов для бухгалтерии и налоговой, в результате чего между ними неизбежно возникают расхождения. Последние могут быть постоянными или временными.

Независимо от вида, разница между резервами в НУ и БУ также подлежит учету согласно приказу Минфина России от 19.11.2002 № 114н. Информация о них формируется в бухгалтерском учете на основании первичной документации либо в порядке, установленном на предприятии.

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=https%3A%2F%2Fvesbiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B4%25D1%2583-%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8-%25D0%25B2-%25D0%259D%25D0%25A3-%25D0%25B8-%25D0%2591%25D0%25A3

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Резерв по сомнительным долгам, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете разрешено использовать исключительно на покрытие долгов категории «безнадежные» (нереальные к взысканию). Такие долги возникают в случаях, когда:

  • нет возможности установить местонахождения контрагента, имеющего задолженность перед налогоплательщиком, или его имущества;
  • не представляется возможным получить сведения о принадлежащих должнику финансовых средствах и других активах, находящихся на банковских счетах или в других финансово-кредитных организациях.
  • у должника нет имущества, которое можно было бы использовать для погашения задолженности перед кредиторами.

Также безнадежными признаются и долги юридического (физического) лица, признанного банкротом.

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2019 году

Сотрудничество с недобросовестными контрагентами или обстоятельства могут привести к возникновению задолженности, которая вряд ли будет возвращена. Нужен ли резерв по сомнительной задолженности в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В предпринимательской деятельности к разряду сомнительных долгов относится задолженность, не возвращенная в положенные сроки и не обеспеченная никакими гарантиями.

Сумма такого долга увеличивает объем дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса, хотя может так и остаться не возвращенной. Нужно ли для сомнительных долгов образовывать резерв в 2019 году?

Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности.

Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками. Большое количество непогашенных долгов не позволяет достоверно определить истинный размер капитала организации.

Потому периодически требуется списание долгов, возвратить которые не получается. Долг считается безнадежным:

  • по окончании трехлетнего периода исковой давности;
  • при окончательной ликвидации субъекта;
  • в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
  • при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.

Такие безнадежные долги надлежит списать за счет средств самой организации. Для этого необходимо наличие средств, которые как раз и аккумулируются при создании резерва.

Создавая резервный фонд по сомнительным долгам, нужно учитывать ряд условий. Таковые предопределены нормативными документами Министерства финансов РФ.

А именно:

  • когда несоответствия касаются временного отличия сопоставления периодов задолженности, то разница обуславливает отложение налоговых активов;
  • если величина отчислений в резерв по бухучету превосходит учрежденный налоговым учетом 10 % предел, то организация оперирует стабильными финансовыми разницами

Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?

Формирование РСД дозволяет:

Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.

То есть организация в продолжение года может учесть в расходах объем сомнительных долгов задолго до того, как они обратятся в безнадежные.

Если долг возвращается, то в процессе очередной инвентаризации дебиторской задолженности долг уже не засчитывается в определении резерва.

Плюсы основания резерва выражены в более размеренном отображении расходов в налоговом учете. Из чего складывается резерв, формируемый по сомнительным долгам?

Сомнительным признаваться может любой долг, соответствующий условиям:

  • сформировался в связи с реализацией клиентам товаров, услуг, работ;
  • не возвращен в период, прописанный в договоре;
  • не обеспечен никакой гарантией.

Помимо прочего существует и еще одно нововведение. Когда у субъекта наличествует перед контрагентом встречное обязательство, то долгом сомнительным считается только часть, превосходящая сумму кредиторской задолженности.

При этом долг по дебету уменьшается исключительно с целью нахождения сомнительного долга в составе РСД.

Такая особенность не обязует организацию осуществлять взаимозачет, какой по-прежнему остается правом, но отнюдь не обязанностью.

Так надо ли образовывать резерв по сомнительной задолженности? Порядок образования РСД отличается в зависимости от целей бухгалтерского учета либо налогообложения.

Для бухучета применимы нормы:

В отношении налогового учета предопределены следующие положения:

Положение по бухучету № 34н предусматривает образование резерва по всякому сомнительному долгу. При этом в расчет принимается анализ финансового положения должника и вероятность возврата долга.

Конкретную методику и периодичность образования РСД организация вырабатывает самостоятельно, ратифицируя избранный способ в учетной политике относительно целей бухучета.

Избрать можно один из нижеследующих вариантов:

При формировании учетной политики нужно ориентироваться на специфику учета и деятельности организации.

Также имеет значение влияние РСД на показатели бухгалтерской отчетности. Важно! В налоговом учете РСД не основывается:

  • на суммы переданных поставщикам авансов;
  • на штрафы за несоблюдение условий договора;
  • на суммы процентов за пользование сторонними финансами, взысканными арбитражным судом;
  • по договорам займа.
Читайте так же:  Правила возврата товара в магазин

В учетную политику для целей налогового учета заносится пункт о факте образования резерва, но основывать непосредственно резерв налогоплательщик не обязан.

Как узнать долги по фамилии онлайн у судебных приставов, читайте здесь.

В этом случае основная цель, которую подразумевает резерв по сомнительным долгам – налог на прибыль, уменьшающийся при неполучении дебиторской задолженности.

О порядке образования и применения РСД сказано в п.4 и п.5 ст.266 НК РФ. Поэтапная схема выглядит следующим образом:

  • осуществляется инвентаризация с целью проверки дебиторской задолженности по неоплаченным долгам на конец отчетного периода, на основании специального приказа о проведении инвентаризации. Результаты отображаются актом;
  • выявленная задолженность в бухгалтерском балансе делится на три группы, исходя из длительности непогашения до проведения инвентаризации. Дебиторская задолженность вносится в РСД:
  1. 100 % при невозврате более 90 дней.
  2. 50 % при просроченном долге в течение от 45 до 90 дней.
  3. Не учитывается при просрочке до 45 дней.
  • сумма РСД, образованного на отчетную дату, сопоставляется с величиной остатка РСД для определения разницы;
  • плюсовая разница вносится в состав внереализационных доходов в действующем отчетном периоде;
  • минусовая разница включается в сумму внереализационных расходов в текущем периоде
  • если РСД с начала нового периода не образовывается, то неизрасходованная сумма резерва входит в состав внереализационных доходов;
  • если основывается новый резерв, то остаток предшествующего резерва по итогам периода корректируется

К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.

Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:

При этом используются такие способы создания РСД, как:

При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.

Расчет осуществляется в процентах от суммы долга исходя из длительности просрочки платежей. Соответственно, необходимо выявить все имеющиеся долги.

Далее определяется дата, на которую они должны быть погашены и так определяется длительность просрочки. По итогам поверки устанавливается, на какую сумму нужно создать резерв.

В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.

Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.

В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:

Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.

К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.

На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=http%3A%2F%2Fjurist-protect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2F%25D0%25A4%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC1

Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).

Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).

При статистическом варианте создания РСД:

Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.

Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете proxy?url=http%3A%2F%2Fjurist-protect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2F%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7

Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.

При этом абсолютно не имеет значения, формировался ли аналогичный резерв для налогового учета. Создание резерва обязательно для всех организаций, без каких-либо исключений.

Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.

Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.

Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.

Если ситуация с долгами меняется, то можно изменять объем РСД, руководствуясь текущей ситуацией.

Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.

Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63

Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.

Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.

Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.

Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:

Изображение - Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here