Сегодня рассмотрим тему: "новые изменения в отчётности по налогу на имущество с 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 С 1 января 2019 года налог на движимое имущество для организаций отменен
- 2 Таблица изменений для бухгалтера с 1 января 2019 года
- 3 Отчетность по налогу на имущество: изменения с 2019 года
- 4 С 2019 года меняется порядок представления отчетности по налогу на имущество
- 5 С 2019 года меняется порядок представления отчетности по налогу на имущество
- 6 Кто и как будет платить налог на имущество физических лиц в 2019 году
С 1 января 2019 года налог на движимое имущество для организаций отменен
Теперь за движимое имущество с 1 января 2019 года платить не нужно. Соответствующий закон подписан В.Путиным. Что относится к движимому имуществу и за что теперь организациям и бизнесу не надо будет платить налог?
В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые облегчат налоговую нагрузку организациям. Теперь за движимое имущество с 1 января 2019 года платить не нужно. Соответствующий закон подписан В.Путиным. Что относится к движимому имуществу и за что теперь организациям и бизнесу не надо будет платить налог?
Уже известно, что для бизнеса поднята ставка по налогу (НДС) с 18 до 20%, соответствующий закон об увеличении ставки НДС уже подписан Президентом РФ, однако Правительством было принято решение, что налог на движимое имущество следует отменить. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ с многочисленными поправками в Налоговый кодекс РФ.
Таким образом, налогом теперь облагается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Но вот что именно считать движимым имуществом, в НК РФ не конкретизировано. На помощь налогоплательщикам пришла Федеральная налоговая служба России, которая оперативно опубликовала письмо от 2 августа 2018 г. № БС-4-21/ [email protected] с соответствующими разъяснениями об определении вида объектов имущества в целях применения положений главы 30 Налогового кодекса РФ.
Налоговики указали, что правовые основания для отнесения того или иного объекта к движимому или недвижимому имуществу должны определены нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимой или недвижимой, в частности нормами статей 130-131 Гражданского кодекса РФ .
Движимое имущество — это имущество, параметры которого не позволяют его классифицировать как недвижимость. Характерной чертой таких материальных ценностей является возможность их передачи одним физическим лицом другому.
Законодательно: статьи 130-131 Гражданского кодекса РФ
Видео (кликните для воспроизведения). |
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ) К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Таким образом, в соответствии с разъяснениями ФНС России, налогоплательщик-юрлицо для подтверждения у него наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости должен доказать налоговому органу наличие соответствующих признаков. В числе таких налоговики будут учитывать такие обстоятельства, как:
- наличие или отсутствие записи об объекте недвижимости в ЕГРН;
- при отсутствии в реестре таких сведений — наличие или отсутствие у объекта прочной связи с землей;
- невозможность перемещения объекта без причинения большого ущерба его назначению.
В частности, в отношении объектов капитального строительства налоговики будут запрашивать у налогоплательщиков:
- документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости;
- разрешения на строительство;
- разрешения на ввод в эксплуатацию;
- проектную или иную документацию на создание объекта недвижимости;
- данные о его характеристиках.
Как соообщает ФНС России, дополнительно в ходе налоговой проверки отчетности по налогу на имущество организаций налоговые инспекторы могут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов необходимого профиля, требовать от налогоплательщиков документы и (или) информацию. Правда, только при наличии и в рамках оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
До 2018 года на всей территории России действовала федеральная льгота по налогу на имущество для объектов движимого имущества, поставленных на учет в качестве основных средств, начиная с 2013 года. В 2018 году ее отменили, оставив право за субъектами РФ самостоятельно ее устанавливать.
Поэтому с 1 января 2018 года такая льгота действует только в тех субъектах РФ, где приняты соответствующие региональные законы. В связи с этим до конца 2018 года движимые объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже, освобождаются от налога только в тех субъектах РФ, которые приняли закон о предоставлении данной льготы налогоплательщикам-юрлицам. С 1 января 2019 года эти правила упраздняются вместе с самим налогом. Соответствующие правки также будут внесены в налоговую отчетность.
Таблица изменений для бухгалтера с 1 января 2019 года
Календарь бухгалтера 2018: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января
СЗВ-М за январь 2019 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения
Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице
Все бухгалтерские и налоговые изменения с 1 января 2019 года
Календарь бухгалтера 2019: таблица — сроки сдачи отчетности начиная с 1 января
Страховые взносы 2018: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2 квартал / полугодие, сроки сдачи и др.
Форма 4-ФСС за 9 месяцев/ 3 квартал 2018 — что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, штрафы, сдача «нулевки»
Никогда не работали в СБИС? Выберите свою скидку!
- 6 месяцев бесплатно в онлайн-версии на тарифе «Базовый»
- скидка 50% на годовую лицензию тарифа «Базовый»
Пользователям Контур-Экстерн, Аргоса и других программ
- скидка 80% на годовые лицензии тарифов «Базовый» и «Легкий»
- скидка 30% на аналогичную годовую лицензию тарифа «Корпоративный»
Скидка предоставляется для подключения одиночных ИП или юр. лица. При подключении группы компаний скидка оформляется для головной компании.
👨🚀Оперативное подключение сервиса 1С-Отчетность в день обращения
Отчетность по налогу на имущество: изменения с 2019 года
В связи со вступлением в силу закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, отменяющего налогообложение движимого имущества, с 2019 года изменится и порядок представления отчетности по этому налогу.
Прежде всего, будут новые бланки — уже с 1-го квартала 2019 года расчет авансовых платежей нужно представлять по этой форме.
Будут изменения и в порядке сдачи и заполнения отчетности.
Так, расчеты, а затем и декларацию по налогу нужно будет представлять по месту нахождения налогооблагаемых объектов недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иной порядок не предусмотрен п. 1 ст. 386 НК РФ.
Внимательнее нужно быть и с кодами представления отчетности:
- Код 281 будем указывать при ее подаче в инспекцию по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости в пределах региона. Это может быть инспекция по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве владельца объекта недвижимости или инспекция по месту нахождения такого объекта, в которой налогоплательщик состоит на учете по иным предусмотренным НК РФ основаниям.
- Код 214 — при сдаче отчетов в инспекцию по месту нахождения российской организации, если отсутствуют основания для использования иного кода представления отчетности. Например, налогоплательщик — российская организация, не являющаяся крупнейшим налогоплательщиком, не состоит на учете в инспекции по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.
Если закон субъекта РФ не устанавливает нормативы отчислений налога в местные бюджеты, то по всем находящимся в регионе объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости, можно будет сдавать одну декларацию в инспекцию по выбору налогоплательщика, подав вот такое уведомление. Подать его можно до представления расчета за первый квартал, начиная с 01.01.2019.
Такие разъяснения направлены письмами ФНС от 27.11.2018 № БС-4-21/22937@, от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@, а также размещены на сайте ФНС.
Заполнить и сдать декларацию по налогу на имущество за 2018 год вам поможет эта статья и другие материалы рубрики «Декларация (налог на имущество организаций)».
Изменения по налогу на имущество, вступающие в силу с 1 января 2019 года порадуют многих налогоплательщиков. Мы расскажем о самых важных поправках.
С 1 января 2019 г. движимое имущество исключено из объекта обложения налогом на имущество организаций (п.1 ст.374 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ ). Это значит, что организации, не имеющие недвижимости, перестанут быть плательщиками налога на имущество и представлять отчетность по этому налогу им будет не нужно (п.1 ст.373, п.1 ст.386 НК РФ).
ФНС РФ напомнила, понятие недвижимого имущества установлено ст. 130 ГК РФ (Письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также являются объектами недвижимости подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п.1 ст.130 ГК РФ).
Права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”)
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).
Определять наличие недвижимости налоговые органы будут по следующим признакам:
- наличие записи об объекте в ЕГРН;
- наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению – при отсутствии сведений в ЕГРН.
Например, для объектов капитального строительства таким подтверждением могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.
ФНС пояснила, что при отсутствии государственной регистрации объекта квалифицировать его в качестве недвижимости следует в том случае, если в частности, здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится (Письмо ФНС России от 24.09.2018 N БС-4-21/18582, п.38 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Многие организации уже проводят инвентаризацию объектов основных средств, с целью их классификации в качестве недвижимости. Например, необходимо учитывать, что объекты инженерного оборудования здания, могут учитываться в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Но они являются частью недвижимости, а значит и объектом по налогу на имущество в 2019 году.
Так, из Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).
ФНС РФ также разъясняет, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты (Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770). Если здание будет облагаться по среднегодовой стоимости, то стоимость таких объектов, составляющих часть здания также будет учитываться при расчете налога по данной недвижимости. Если же здание будет облагаться по кадастровой стоимости, то отдельно налог на имущество по его составляющим не начисляется (налог исчисляется по кадастровой стоимости здания) (Письмо Минфина России от 03.12.2015 N 03-05-05-01/70618).
Начиная с отчетных периодов 2019 года налогоплательщики налога на имущество будут отчитываться по налогу по месту нахождения недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Исключения, как и прежде, составят владельцы недвижимости, находящейся на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ (для российских организаций). По данной недвижимости налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ ).
ФНС РФ уже утвердила новые формы декларации по налогу на имущество и расчета по авансовому платежу. Они будут применяться, начиная с отчетности за 1-й квартал 2019 года (Приказ ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@). Также разработаны контрольные соотношения к новым формам отчетности, чтобы налогоплательщики смогли проверить правильность ее заполнения (Письмо ФНС России от 05.12.2018 N БС-4-21/23605@ «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»).
По мнению автора, код 214 должны будут указать организации, учитывающие на своем балансе произведенные неотделимые улучшения арендованной недвижимости. В этом случае они не являются собственниками недвижимости, но должны исчислить налог на имущество со среднегодовой стоимости неотделимых улучшений, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств (Письмо ФНС России от 14.05.2018 N БС-4-21/9061).
Если налогоплательщики имеют несколько объектов недвижимости на территории одного субъекта РФ и состоят на учете в нескольких налоговых органах, то они вправе представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, находящихся на территории субъекта РФ в одну налоговую инспекцию по своему выбору. Но если такие объекты облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости и если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований.
Для этого до сдачи отчетности нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность. Рекомендуемая форма такого Уведомления приведена в Письме БС-4-21/22551@.
Если налоговый орган решит, что налогоплательщик не может сдавать единый отчет, он уведомит организацию об этом (Письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/23363@). Причинами для отказа в представлении единой отчетности по налогу на имущество могут быть:
- представление Уведомления после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый отчетный период 2019 года;
- представление Уведомления без заполнения соответствующих реквизитов или с ошибочными реквизитами (например, представление Уведомления за налоговый период, не совпадающий с периодом представления Уведомления);
- отсутствие постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе, который выбран для представления единой налоговой декларации (расчетов) по налогу;
- наличие в субъекте Российской Федерации закона, устанавливающего в налоговом периоде представления Уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;
- представление Уведомления в случае, если у налогоплательщика в субъекте Российской Федерации имеются (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость.
Изменение кадастровой стоимости учитывается с начала применения неправильной
С 1 января 2019 года будет не важно по какой причине изменилась кадастровая стоимость объекта. Т.е. не только в случае исправления ошибки, но и при изменении кадастровой стоимости в результате установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 15 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ ).
Напомним, что в настоящее время при изменении кадастровой стоимости в результате установлении рыночной стоимости объекта, налог на имущество может быть пересчитан по «правильной» кадастровой стоимости, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
ФНС РФ разъяснила, если решение об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости принято комиссией или судом после 1 января 2019 года (в т.ч. по искам, заявленным до 01.01.2019), то налог на имущество будет пересчитываться в порядке, установленном с 1 января 2019 (Письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019»). Т.е. новую кадастровую стоимость нужно будет учесть при расчете налогов за период с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
С 2019 года меняется порядок представления отчетности по налогу на имущество
С 2019 года изменится порядок представления налоговой отчетности юрлиц в связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, отменяющего налогообложение движимого имущества организаций (информация ФНС России от 28 ноября 2018 г.). Начиная с отчетности за 1 квартал 2019 года расчеты авансовых платежей по налогу на имущество должны представляться по новой форме. Эти расчеты, а затем и декларацию по налогу юрлицам нужно будет представлять по месту нахождения налогооблагаемых объектов недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав ЕСГ, если иной порядок не предусмотрен п. 1 ст. 386 Налогового кодекса. При этом на титульном листе налоговой отчетности указывается код ее представления в ИФНС:
- код 281 – для представления по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости в пределах региона. Это может быть инспекция по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве владельца объекта недвижимости или инспекция по месту нахождения такого объекта, в которой налогоплательщик состоит на учете по иным основаниям;
- код 214 – для представления в инспекцию по месту нахождения российской организации, если отсутствуют основания для использования иного кода представления налоговой отчетности в инспекцию. Например, налогоплательщик – российская организация, не являющаяся крупнейшим налогоплательщиком, не состоит на учете в инспекции по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости (письмо ФНС России от 27 ноября 2018 г. № БС-4-21/22936@, № БС-4-21/22937@).
Изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности – 2018, – в “Энциклопедии решений” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Если закон субъекта РФ не устанавливает нормативы отчислений налога в местные бюджеты, налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких инспекциях на территории региона, могут представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, в одну из этих инспекций. Такой порядок применяется на основании уведомления налогоплательщика, поданного в УФНС России по субъекту РФ. Его можно подать до представления налоговой отчетности за первый отчетный период, начиная с 1 января 2019 года.
С 2019 года меняется порядок представления отчетности по налогу на имущество
С 2019 года изменится порядок представления налоговой отчетности юрлиц в связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, отменяющего налогообложение движимого имущества организаций (информация ФНС России от 28 ноября 2018 г.). Начиная с отчетности за 1 квартал 2019 года расчеты авансовых платежей по налогу на имущество должны представляться по новой форме. Эти расчеты, а затем и декларацию по налогу юрлицам нужно будет представлять по месту нахождения налогооблагаемых объектов недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав ЕСГ, если иной порядок не предусмотрен п. 1 ст. 386 Налогового кодекса. При этом на титульном листе налоговой отчетности указывается код ее представления в ИФНС:
- код 281 – для представления по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости в пределах региона. Это может быть инспекция по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве владельца объекта недвижимости или инспекция по месту нахождения такого объекта, в которой налогоплательщик состоит на учете по иным основаниям;
- код 214 – для представления в инспекцию по месту нахождения российской организации, если отсутствуют основания для использования иного кода представления налоговой отчетности в инспекцию. Например, налогоплательщик – российская организация, не являющаяся крупнейшим налогоплательщиком, не состоит на учете в инспекции по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости (письмо ФНС России от 27 ноября 2018 г. № БС-4-21/22936@, № БС-4-21/22937@).
Изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности – 2018, – в “Энциклопедии решений” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Если закон субъекта РФ не устанавливает нормативы отчислений налога в местные бюджеты, налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких инспекциях на территории региона, могут представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, в одну из этих инспекций. Такой порядок применяется на основании уведомления налогоплательщика, поданного в УФНС России по субъекту РФ. Его можно подать до представления налоговой отчетности за первый отчетный период, начиная с 1 января 2019 года.
Кто и как будет платить налог на имущество физических лиц в 2019 году
В 2019 году установлен новый порядок расчета налога на имущество, базой для которого выступит кадастровая стоимость, ставка равна 0,1% без учета изменений в отдельных регионах, дополнен список льготных категорий граждан.
В 2019 году будут введены изменения в порядок расчета налога на имущество физических лиц, которые приведут:
- К постепенному увеличению ставки и единому порядку ее определения.
- Изменению в составе объектов налогообложения.
- Введению вычета на отдельные категории недвижимого имущества.
- К реализации права оспорить плательщиком кадастровую стоимость.
- Расширению списка льготных категорий граждан.
- Появлению обязанности к уплате жителями Крыма.
Изменения в системе налогообложения начались еще в 2014 году, когда внесли дополнение в Фискальный кодекс. Критерии поправок заключаются в следующем:
Принципы реализуемой реформы обеспечат пополнение бюджета в большем объеме.
Оплатить в обязательном порядке налог должен каждый собственник следующих видов имущества:
- домовладение, квартира, комната или выделенная доля в жилом помещении;
- объект незавершенного строительства;
- капитальное строение, в котором одно помещение признано пригодным для проживания;
- парковочное место или гараж;
- постройки для хранения хозяйственного инвентаря площадью до 50 квадратных метров, расположенные на участке, предназначенном для строительства дома, высадки плодовых деревьев или овощных культур.
Согласно Федеральному закону № 334-ФЗ от 03.08.2018, были внесены поправки в 52 статью Налогового кодекса, для граждан с января 2019 году установлены правила использования кадастровой стоимости для расчета налоговой базы на имущество и землю.
Ставка равна 0,1% стоимости, указанной в кадастре. Дополнительно город или регион может увеличить ее размер на 0,2 пункта или отменить.
Налогооблагаемая база рассчитывается исходя из площади без учета 10 метров на владельца комнаты или доли, 20 – квартиры, 50 – собственника частного дома.
Например, в собственности квартира площадью 54 метра, средняя стоимость 1 метра, согласно данным кадастра, 45 000 рублей. Рассчитаем по ставке 0,1%. После вычета установленной законом площади 20 метров сумма к уплате составит 34 х 45 000 х 0,1% = 1 530 рублей.
ВАЖНО: С 1 января 2019 года вычет применяется к комнатам и частям (долям) имущества!
Если в собственности несколько недвижимых объектов, льготы применяют только на один вид недвижимости. Если общая площадь объекта меньше установленного вычета, то оплачивать ничего не надо.
В отдельных регионах установлены ставки прямо пропорционально цене квартиры или дома.
В Москве при оценке в диапазоне 10-20 миллионов налог считают по ставке 0,15%, если недвижимость стоит 20 000-50 000 тыс. руб. – 0,2%, свыше 50 млн до 30 000 000 – 0,3%. Собственники апартаментов оплачивают в размере 0,5% за удобства до 150 квадратных метров и дополнительно 2% на разницу больше установленного минимума. Например, при проживании в апартаментах на площади 200 метров за 150 расчет будет произведен 0,5%, а за оставшиеся 50 квадратов по 2%.
В Постановлении г. Москвы от 26.11.2016 года исключением при расчете базы апартаментов являются перечисленные в нем объекты, кадастровая стоимость которых до 100 000 рублей за метр. Сумма к уплате считается до 1,5%. За гаражи жители столицы платят 0,1%, а хозяйственные строения 0,3%.
В Московской области размер платы устанавливает каждый муниципалитет самостоятельно исходя из особенностей экономического развития района. Средние значения:
- для квартир, комнат, долей 0,1%;
- незавершенных объектов строительства и частных домовладений 0,3%;
- парковки, гаражи, сараи 0,3%.
В Татарстане размер сбора установлен 0,2% для проживающих в квартирах, 0,3 – собственников домов, 0,1 – построек для хранения инструментов и садового инвентаря.
По оценке специалистов, больше всего негативных последствий будет у собственников старых квартир, расположенных в центральной части городов, так как фискальный расчет будет выше в 8-10 раз, чем ранее уплачиваемый. Физическим лицам, проживающим в спальных районах, платить придется в 1,5-2 раза больше. Подробно все ставки и порядок их утверждения представлен на сайте ФНС.
Для коммерческих помещений фискальный взнос установлен:
- 2% от цены, превышающей 30 000 000 рублей;
- 0,5% для других видов имущества.
При владении смешанными типами объектов, сочетая в себе офисы и торговые площади, база для расчета будет уменьшена на 1 000 000 рублей.
В 2019 году будет максимальный рост до 20% в регионах, в которых коэффициент меньше 0,6 пунктов. В других – которые постепенно изменили ставки с 2015, и установлен показатель 0,8, применять понижение перестанут. Цель – привести все ставки к единому значению на всей территории страны. Сегодня они дифференцированы, так как разные муниципалитеты вступали с программу в период с 2015-2017 годы постепенно.
ИФНС теперь не будет присылать уведомления, для своевременной оплаты проверяйте данные на сайте ФНС или через Госуслуги.
Закон допускает право на установление объективной стоимости. С момента реализации изменений Росреестр рассмотрел и удовлетворил 40% всех поступивших заявлений, поступивших по вопросу уменьшения данных в кадастре. Если заявление было оставлено без удовлетворения, соберите документы в суд, которые подтвердят ошибку государственных органов при проведении оценки.
Перечень документов для обращения в судебную инстанцию:
- Заявление.
- Справка о кадастровой стоимости, которая должна быть уменьшена.
- Копии правоустанавливающих документов, нотариально заверенные.
- Доказательства неточности учреждения при расчете цены объекта.
- Отчет об определении стоимости.
- Квитанция об оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
При наличии вопросов или отсутствии времени на посещение судебных инстанций доверить решение проблемы можно юристу, который по доверенности представит интересы.
ВАЖНО: Госпошлина и цена услуг независимого оценщика не будут компенсированы при удовлетворении иска, единственный результат – установление справедливой цены и последующий корректный расчет налога.
Например, оценка в кадастре указана 5 000 000 рублей, а рыночная 3 000 000 рублей. Оплата услуг оценщика 3 000 рублей, оформление выписки из ЕГРН 300 рублей. Экономия – платежи в бюджет, рассчитанные по адекватным данным. При стоимости в 5 млн сумма к уплате при ставке 0,1% равна 5 000 рублей, 3 000 000 – 3 000 рублей. Выгода 2 000 позволит за 1,5 года окупить понесенные затраты.
Утвержденная судом кадастровая оценка будет использоваться после вступления решения суда в законную силу, как правило, 10 дней с момента его вынесения. Пересчет налога произведут с момента последней оценки, учитываемой для определения размера налоговых платежей.
Льготы доступны отдельным категориям граждан:
- пенсионерам по выслуге лет или возрасту;
- пенсионер в связи с потерей кормильца;
- подтверждение 1-й или 2-й группы инвалидности;
- участники ВОВ;
- родители или супруги гражданина, погибшего при выполнении служебных обязанностей на государственной службе;
- родители ребенка-инвалида;
- военнослужащие.
Больше информации по льготам в цикле статей льготы ветеранам труда.
Установлены поправкой льготы для инвалидов детства. В отдельных субъектах федерации введены льготы для многодетных семей.
Платить фискальный сбор обязаны и лица, не достигшие 18 лет. Если бабушка или родственники оформили имущество на школьника. Ответственность за поступление средств в бюджет лежит до его совершеннолетия на родителях.
ВАЖНО: Льготные категории граждан не платят за один объект в каждой категории. Если пенсионер по возрасту имеет 2 квартиры, гараж и дом, то платить надо будет только за 1 из квартир.
Жители полуострова освобождены от платежей до тех пор, пока не будет сформирован кадастр всех объектов. Задача реализуется постепенно. Так как только в Севастополе более 70 000 объектов описывается и оценивается. По мере завершения работ в каждом городе или районе Крыма платежи будут вводиться. С 01.01.2019 жители Севастополя уже будут пополнять бюджет страны.
Проблема при пополнении кадастра заключается не только в объеме работ, установленных для Росреестра. В Крыму, как в других районах страны, присутствует много земельных участков, хозяйственных построек и гаражей, не поставленных на учет должным образом. Для ускорения легализации объектов Правительство установило до 2019 года возможность бесплатно приватизировать садовые и земельные участки.
Ставки для Крыма не установлены, однако известно, что они будут меньше, чем в крупных городах России, но кадастровую стоимость приблизят к рыночной. В бюджет ожидают поступления от жителей Севастополя на сумму не менее 750 000 000 рублей ежегодно.
За неуплату налога или несвоевременное уведомление об изменении объектов налогообложения предусмотрены санкции. За утаивание недвижимости придется заплатить 20% от кадастра за каждый объект. Сообщить о появлении нового объекта собственности можно посредством личного обращения в ИФНС, по электронной почте или через личный кабинет, можно отправить заказное письмо с уведомлением.
ВАЖНО: Расчет по новой стоимости произведут с момента внесения данных в ЕГРП.
Единая методика проведения кадастровой оценки позволит избежать ошибок и уменьшить количество обращений граждан по ее изменению. Расчет по новым правилам, с одной стороны, увеличит налоговую нагрузку на граждан, особенно это будет ощутимо для среднего класса. С другой – рост коэффициентов на дорогостоящую собственность позволит привлечь в бюджет больше средств, которые будут направлены на решение социальных программ.
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.