Налог на добавленный доход

Сегодня рассмотрим тему: "налог на добавленный доход" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Когда начет действовать налог на добавленный доход для населения (ННД) в 2019 году

В 2019 г. для России и нефтяной отрасли предполагаются существенные изменения. В области законодательства РФ изменения коснуться системы налогообложения нефтяного бизнеса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Изменения, которые будут внесены в новом порядке системы налогообложения, направлены на снятие ряда некоторых льготных мер за некоторыми местами рождения нефти.

НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

Добавленный доход — разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2019 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

  • размеры вычета налога;
  • порядок его уплаты;
  • вместо НДПИ придет на смену НДД — налог на добавленный доход нефтепродукции.

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2019 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

В общем получается, что государство как бы предлагает нефтяным компаниям вроде обмена, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.

Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.

Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

За поддержкой вице-премьера Дворковича, еще на протяжении 2019 г. за компаниями остается право выбора системы налогообложения — оставаться на старой или перейти уже на новую, отказавшись от старых льгот.

С другой стороны, если правительство отменить старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.

Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (молодых месторождений нефти).

Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата, как таковым.

Как может отразиться нововведение в 2019 году на нефтяной бизнес? Как и многие законопроекты, НДД должен себя оправдать. Все напрямую зависит от успешности проекта.

Пока что очень сложно что-то сказать, поскольку ранее привычный всем НДПИ отличается от нового НДД, который рассчитывался от оборота добытой нефтяной продукции.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

На примере, в США была такая попытка введения аналогичной программы, но в итоге она претерпела крах, вследствие чего, стоимость нефти упала в 3 раза в своей цене.

Программу нужно вводить грамотно и постепенно, присматриваясь к последствиям ее течения, как она работает в действии.

Нефтяной бизнес — серьезный бизнес, который не терпит погрешностей. Для бюджета реформа выглядит болезненно, если смотреть на все в краткосрочной перспективе.

Но если страна хочет сделать большой и серьезный шаг в данной сфере деятельности, то придется потерпеть, приложив изрядно немало усилий.

Что можно сказать в заключении темы? Все остается актуальным ряд спорных и нерешенных вопросов, такие как:

Новый проект имеет право на существование, он будет реализован на законных основаниях. Государство с помощью НДД получает дополнительный источник прибыли в бюджет.

С помощью НДД можно заменить с легкостью старый порядок НДПИ, при этом, не отменяя последний полностью.

В то же время, для нефтяных компаний принятие НДД неизбежно, за словами экспертов им все равно придется это сделать.

При этом они убеждены, что компании не понесут убытков, а наоборот, все равно придется увеличить расходы на нефтяную добычу и реализацию продукции, а с помощью нового законопроекта НДД это станет проще. Компании поучают также прозрачную систему налогообложения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Читайте так же:  Протокол общего собрания участников ооо. решение об уменьшении уставного капитала

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы – 8 (800) 333-88-93

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого. Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период — ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», — говорит эксперт.

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате — это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр. К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр», — объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева. «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», — заключила профессор.

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», — высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Читайте так же:  Плохая новостьпо рекомендации фнс штрафовать станут не директоров, а бухгалтеров

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это — часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше — бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», — уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

Нормативно-справочная информация // Налог на добавленный доход (НДД)

НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

Добавленный доход – разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Налог на добавленный доход представляет собой налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2018 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

– размеры вычета налога;

– порядок его уплаты;

– вместо НДПИ придет на смену НДД – налог на добавленный доход нефтепродукции.

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2018 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

Государство предлагает нефтяным компаниям обмен, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.

Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.

Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

Если правительство отменит старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.

Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.

Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (молодых месторождений нефти).

Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата.

«Гибкий механизм»: к чему может привести изменение налогообложения в нефтяной отрасли

Кабинет министров одобрил законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли с учётом дополнительных поручений премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Об этом сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«По налогу — был одобрен с учётом дополнительных поручений в соответствии с результатами совещания, которое провёл председатель правительства в Ханты-Мансийске», — цитирует ТАСС министра.

Совещание Дмитрия Медведева с главами крупнейших нефтяных компаний состоялось 21 ноября. Александр Новак попросил премьера одобрить законопроекты об НДД и внести в Госдуму, чтобы принять их в первом квартале 2018 года. Вступить в силу новый налог, по мнению Новака, должен с 1 января 2019 года.

Читайте так же:  Уведомление налоговой инспекции об отсутствии оснований для представления налоговой декларации по ен

Медведев на совещании заявил о необходимости соблюсти баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами при принятии закона об НДД в нефтяной отрасли.

Он также отметил, что ставка действующего сейчас налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дифференцируется в зависимости от географических и климатических условий, сложности разработки месторождений и качества добываемой нефти.

По его словам, введение НДД позволит запустить перспективные нефтяные месторождения, работы на которых не ведутся из-за непривлекательной экономики.

«Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас», — пояснил премьер-министр.

Глава кабмина считает, что это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект и повысить рентабельность.

Согласно докладу Новака, предполагается, что НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10 до 80% (квота не более 15 млн тонн в год по фактическим заявкам компаний); четвёртая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

Ставка НДД — 50%. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), он будет взиматься не с объёмов добываемого сырья, а с дохода от её продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

Для пилотного проекта по введению НДД из третьей группы отобраны 35 лицензионных участков «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и других компаний.

Налог на добавленный доход будет способствовать стимуляции инвестиций в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить. Такое мнение выразила заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

«Налог на добавленный доход ввели для того, чтобы им заменить старый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ исчислялся несколько иначе. НДД будут выплачивать от прибыли, а НДПИ был привязан к объёмам добычи и ценам на нефть. Надо сказать, что НДПИ не оказывал никакого стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти и не заставлял компании инвестировать в новые технологии. Что касается НДД, то, скорее всего, этот налог будет в большей степени стимулировать инвестиции в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить», — сказала она в разговоре с RT.

При этом она не исключила вероятность снижения доходов бюджета в первый год применения НДД.

«Однако в дальнейшем они будут полностью компенсированы за счёт улучшения финансовых результатов нефтяных компаний. А это будет возможно при более высоких ценах на нефть. Так что в целом введение налога оптимально. Этот налог достаточно долго обсуждался представителями самих нефтяных компаний. Так что я думаю, что на данный момент интересы бюджета и отрасли можно считать вполне сбалансированными», — подчеркнула эксперт.

Опасения насчёт сокращения поступлений в бюджет при введении НДД высказал и доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов.

«Введение НДД планировалось давно. Однако оставался нерешённым вопрос наполняемости бюджета, и этот вопрос, по сути, не решён до сих пор. Поэтому никто не может ответить, сохранятся ли доходы бюджета в том же размере, какими они были при НДПИ. Для нефтяников НДД не всегда выгоден. Известны многочисленные примеры, когда пилотное введение НДД отвергалось самими нефтяниками ввиду того, что оно было невыгодно на новых месторождениях», — сказал он.

Переход на налог на добавленный доход (НДД) несет риски для бюджета и понизит эффективность отрасли, написал в отчете «ВТБ капитал».

По последней версии Минфина, согласованной с Минэнерго, с нефтяников будет взиматься 50% доходов от продажи нефти (НДД) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. с тонны. НДПИ и экспортная пошлина остаются: при цене $50 за баррель на старом месторождении они вместе составят $17,5 (35% цены), на новом – $7 (14% цены) первые пять лет с увеличением до обычной ставки к восьмому году. Сейчас при $50 за баррель НДПИ и экспортная пошлина – 57% цены, на новых проектах – 13,2%.

Проблема не в ставках, а в самом принципе НДД – он может привести к росту издержек, пишут аналитики ВТБ капитала

в одном из трех рассматриваемых сценариев и в доказательство моделируют увеличение издержек на $30 при разных налоговых системах. Сейчас издержки в нефтяной отрасли в среднем $9,5 на барреле, увеличение их на 30% снизит прибыль компании на $2 за баррель и сделает проект нежизнеспособным, при НДД такое увеличение издержек почти не отразится на прибыли (см. график).

Изображение - Налог на добавленный доход proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.vdmsti.ru%2Fimage%2F2016%2F7k%2F1ei10%2Fmobile_high-1tg

Минфин и Минэнерго считают, что против раздувания издержек работает ограничение затрат – 9520 руб. на тонне ($20 на барреле). Оно установлено, чтобы месторождения с высокими затратами могли их списывать. Но это вдвое выше средних издержек в отрасли, пишет «ВТБ капитал»: НДД позволит всей отрасли удвоить издержки.

Очень велика вероятность искусственного раздувания издержек, беспокоится «ВТБ капитал»: могут вернуться налоговые схемы, изжитые еще в начале 2000-х гг.

К примеру, оператор месторождения отдает на аутсорсинг «дочке» какую-то услугу, и вместо 50% НДД и 20% налога на прибыль от оператора государство получит только 20% прибыли его «дочки».

Минфин постарался минимизировать эти риски, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов: «Во-первых, мы берем пока только пилоты (3% добычи) – никто не будет рисковать, раздувая затраты на проектах, зная, что от этого зависит дальнейшая судьба эксперимента». Что касается ограничений затрат в $20 – на начало проекта расходы, правда, ниже этого порога, но по мере жизни проекта порог может наоборот стать намного ниже – и тогда для компаний это как раз стимул не повышать затраты, считает Сазанов. Минфин считает, что может рискнуть, говорит чиновник финансового блока, нынешний уровень администрирования позволит контролировать завышение расходов.

Читайте так же:  Как завести трудовую книжку впервые

В мировой практике эта проблема известна – она носит название gold plating, с ней борются ставками, премией к амортизации, ограничителями затрат, администрированием и т. п., говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Возврата в 1990-е гг. не будет, солидарен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: тогда нефтяники использовали трансфертные цены и платежи за добычу. Сейчас введен контроль за трансфертным ценообразованием, напоминает Борисов.

«ВТБ капитал» рассматривает и другую идею Минфина – завершение налогового маневра (повышение НДПИ и соразмерное снижение пошлин) вплоть до обнуления пошлин. Маржа нефтепереработки окажется под ударом, отрицательные акцизы на нефть смогут компенсировать их, но для баланса нужно, чтобы часть повышения цены была переложена на потребителей. Однако политическая ситуация такова, что часто такое повышение невозможно, считает «ВТБ капитал». Он высчитывает падение маржи нефтепереработки российских компаний при обнулении пошлин и введении акцизов, но при условии, что эту нагрузку нельзя будет никак разделить с потребителями (см. таблицу).

НДД в других странах сопровождается множеством регулирующих актов, предупреждает «ВТБ капитал» и приводит пример: в налоговой службе Великобритании несколько сотен человек следят за применением НДД на 300 месторождениях. В России 3500 месторождений и у государства просто нет шансов справиться с потоком документов, пишет «ВТБ капитал».

НДД придуман в Англии и Норвегии, когда были перекрыты поставки нефти с Ближнего Востока. Им надо было срочно обеспечить энергобезопасность, напоминает «ВТБ капитал», и государства, по сути, взяли капитальные затраты компаний на себя, чтобы стимулировать разведку и рост добычи. В России проблемы энергетической необеспеченности нет, а увеличение добычи нефти нужно только для увеличения налогов – баррель, добытый без налогов, не имеет смысла.

Минфин и не собирается пока вводить НДД для всей отрасли, будет эксперимент, спорит чиновник финансового блока. Для нескольких пилотных старых месторождений и всех новых, где НДД заменит текущую непрозрачную систему льгот, успокаивает другой чиновник.

Льготы кажутся лучше НДД – компания будет беречь полученные доходы, а не раздувать издержки, не согласны в «ВТБ капитале».

Риски есть, признает федеральный чиновник, это видно и по опыту Норвегии (там ставка гораздо выше 50%) – постоянно возникает вопрос, как распределены издержки по группе, и понятно, что компаниям выгодно надувать издержками того субъекта, который платит НДД. Трансфертное ценообразование снижает риски, но налоговых споров будет много, уверен он.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Закон о налоге на профессиональный доход — юридические вопросы

С 1 января 2019 года на территории РФ вступил в силу закон «О проведении…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, который предполагает проведение эксперимента по установлению специального режима налогообложения для самозанятых граждан и, соответственно, вводит налог на профессиональный доход.

ВАЖНО! Пункт 5 статьи 3 НК РФ прямо запрещает введение каких бы то ни было налогов или сборов, которые не предусмотрены нормами НК. Однако для проведения эксперимента было сделано исключение, и пунктом 8 статьи 1 НК РФ определено, что эксперименты по введению новых сборов, налогов или налоговых режимов могут проводиться на основании отдельных нормативных актов, которые не являются частью указанного кодекса. Таким образом, нормам НК РФ проведение эксперимента на основании специального ФЗ № 422 не противоречит.

Специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход – введен на территории четырех субъектов РФ: Москвы, Московской и Калужской областей и Татарстана. Продлится он 10 лет, отсчет которых начинается с 1 января 2019 года. Соответственно, окончание эксперимента запланировано на 31 декабря 2028 года.

Гарантией для налогоплательщиков, которые решат перейти на новый режим налогообложения, является прямой запрет, установленный пунктом 3 статьи 1 ФЗ № 422, на повышение ставок налога и уменьшение размера предельного дохода, при получении которого возможно применение данного режима.

Налог на профессиональный доход — виды деятельности, подпадающие под обложение

Одной из особенностей ФЗ № 422 является тот факт, что в его нормах не содержится четкого перечня видов деятельности, получение дохода от которых будет предполагать обязанность уплачивать налог на профессиональный доход. В нормах данного ФЗ содержаться лишь признаки, при наличии которых получаемые доходы можно считать профессиональными.

Пункт 7 статьи 2 ФЗ № 422 устанавливает, что профессиональным доходом признаются денежные средства, которые получены гражданами от деятельности, основанной на личном трудовом участии, т. е. без работодателя и привлечения наемных работников, а также использования имущества.

Пункт 2 статьи 4 ФЗ № 422 определяет перечень налогоплательщиков, которым запрещен переход на новый режим. Речь в нем идет о гражданах:

  • добывающих или продающих полезные ископаемые;
  • торгующих подакцизными продуктами и товарами;
  • ведущих перепродажу ранее приобретенных вещей или имущественных прав (кроме тех, которые ими использовались для собственных нужд);
  • нанимающих сотрудников по нормам ТК РФ;
  • занимающихся предпринимательством по поручению других лиц, комиссионным, агентским сделкам;
  • оказывающих услуги по доставке товаров покупателю и принимающих от него деньги в качестве платы за них (из данной категории исключены лица, которые в своей деятельности используют кассовые аппараты, зарегистрированные на продавца таких товаров);
  • использующих другие, в том числе льготные налоговые режимы.

Кроме того, не допускается переходить на рассматриваемый вид налогообложения, если сумма ежегодно заработанных средств превышает 2,4 млн руб. В то же время до того дня, как заработанные гражданином средства в течение года превысят указанный лимит, налог на профессиональный доход уплачивать допустимо.

Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ № 422, объектом обложения в данном случае признаются деньги, которые получены в ходе профессиональной деятельности самозанятого гражданина (продажи товаров, производства работ и т. д.). Пункт 2 той же статьи содержит в себе список источников финансовых поступлений, получение средств из которых не рассматривается как повод для налогообложения.

Речь идет о доходах, получаемых:

  • в рамках отношений с работодателем по нормам ТК РФ;
  • лицами, состоящими на государственной либо муниципальной службе (кроме поступлений от сдачи жилья внаем);
  • в натуре (неденежной форме);
  • от продажи автомобилей, жилья, земельных участков, а также прочей недвижимости;
  • от отчуждения вещей, которые использовались не в предпринимательских целях;
  • от отчуждения своей доли (пая) в уставном капитале, акций и других ценных бумаг;
  • от доверительного управления имуществом и участия в коммерческих организациях;
  • от деятельности, осуществляемой в рамках ГК РФ по сделкам, заключенным с организациями либо ИП, которые являются работодателями налогоплательщика;
  • от ведения адвокатской, оценочной деятельности, работы в качестве нотариуса, арбитражного управляющего, медиатора.
Читайте так же:  Как с налоговой можно взыскать штрафы за просрочку по кредитам

Налог на профессиональный доход дает гражданам три преимущества:

  1. Упрощенную процедуру регистрации в качестве налогоплательщика.
  2. Исчисление и уплату налога без сдачи налоговой декларации либо другой бумажной отчетности.
  3. Льготные налоговые ставки и возможность применения налоговых вычетов.

Чтобы перейти на новый налоговый режим и платить налог на профессиональный доход, плательщику, согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ № 422, необходимо зарегистрироваться в налоговом органе по месту своего нахождения (деятельности).

Для регистрации ему потребуется представить:

  • паспортные данные;
  • фотографию;
  • заявление о постановке на учет.

ВАЖНО! Согласно пункту 2 статьи 5 ФЗ № 422, налогоплательщику, который имеет доступ к своему личному кабинету на сайте налогового органа, представлять фотографию и паспортные данные не требуется. Ему в таком случае необходимо лишь подготовить и отправить заявление о постановке на учет. Кроме того, пункт 5 той же статьи допускает подачу заявления (фото или паспортных данных) от имени налогоплательщика кредитной организацией, наделенной полномочиями представлять интересы данного гражданина.

Согласно пункту 4 статьи 5 ФЗ № 422 фото, паспортные данные и заявление оформляются и направляются в налоговый орган при помощи мобильного приложения «Мой налог». Скачать приложение и найти инструкцию по его использованию можно на сайте налогового органа.

Плательщиком нового налога, в соответствии с пунктом 10 статьи 5 ФЗ № 422, гражданин признается со дня подачи заявления о постановке на учет.

Порядок отправки информации о производимых операциях регламентируется статьей 14 ФЗ № 422. Пункт 1 указанной статьи определяет, что налогоплательщику при получении оплаты необходимо выдать контрагенту чек и с помощью программы «Мой налог» или через посредника (банк либо электронную площадку, где проводятся финансовые операции) уведомить налоговиков о ней. Перечень данных, необходимых для передачи в инспекцию, содержится в инструкции к программе «Мой налог».

Чек, согласно пункту 3, формируется при осуществлении каждой операции в момент ее совершения, после чего информация о ней передается в налоговый орган. В случае если товары (услуги, работы) реализуются и расчеты производятся через посредника, налогоплательщик самостоятельно или при помощи последнего (кредитной организации или оператора электронной площадки) вправе передать сводную информацию обо всех совершенных за налоговый период (1 месяц) расчетах не позднее 9-го числа следующего месяца. При реализации товаров (работ, услуг) и расчетах через посредника налогоплательщик освобождается от необходимости формирования и направления чека своему контрагенту по операции (пункт 2).

Чек при этом может быть оформлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме (пункт 4). Перечень информации, которую необходимо указать в нем, обозначен в пункте 6.

ВАЖНО! Чек, подтверждающий проведение операции клиенту, в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 14 ФЗ № 422, может быть направлен ему в СМС либо электронном сообщении. Также допускается выписка чека клиенту путем создания специального QR-кода (при возможности считывания его планшетом, айфоном или другим подобным приспособлением).

Как рассчитывается налог на профессиональный доход

Расчет налога производится согласно статье 10 ФЗ № 422:

  • если доход получен от физических лиц, то применяется ставка в 4% от суммы полученных средств;
  • если от юридических и ИП — 6%.

Расчет и начисление налоговых платежей осуществляется налоговой инспекцией на основании данных, предоставленных плательщиком через программу «Мой налог». Исходя из правил пункта 2 статьи 11 ФЗ № 422 налоговикам надлежит в течение 3 дней после подачи плательщиком сведений о месячных поступлениях (до 12-го числа следующего месяца) направить ему информацию о сумме подлежащего уплате налога. Помимо суммы в информации также указываются реквизиты для внесения денег и последствия уклонения от своевременной уплаты.

Гражданину необходимо произвести платеж самостоятельно либо при помощи посредника до 25-го числа того же месяца (пункт 3 статьи 11 ФЗ № 422).

Если платеж не внесен в положенный срок, налоговый орган в течение 10 дней направляет требование, в котором указываются размер задолженности и начисленной пени, сроки внесения платежа, возможные последствия неисполнения налогоплательщиком своей обязанности (пункт 6 статьи 11 ФЗ № 422).

Статья 12 ФЗ № 422 предполагает возможность использования налогового вычета, право на который имеют все налогоплательщики. Уменьшение суммы подлежащего уплате налога при этом производится ИФНС по следующим правилам:

  1. Сумма вычета не может быть более 10 тыс. руб. в пределах 1 года.
  2. Вычет предоставляется в размере 1% от дохода, полученного от физических лиц и 2% — от ИП или организаций.

Таким образом, налог с налогоплательщика будет взиматься по льготным ставкам (3 и 4% для физлиц и ИП/организаций соответственно), до тех пор, пока сумма предоставленной налоговой льготы не достигнет 10 тыс. руб. Далее будут применяться стандартные налоговые ставки, установленные в статье 10 ФЗ № 422.

Итак, новый налог на профессиональный доход отличается простотой исчисления и уплаты, минимальными налоговыми ставками и освобождением налогоплательщиков от необходимости сдачи отчетности. Однако в силу того, что данный режим введен в экспериментальном порядке, возможна его корректировка с учетом результатов, которые будут достигнуты в ходе исполнения норм ФЗ № 422.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Налоговые изменения».

Изображение - Налог на добавленный доход 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 273

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here