Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 – 2020 года по международным стандартам

Сегодня рассмотрим тему: "минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Россией ратифицирована Конвенция N 102 “О минимальных нормах социального обеспечения”, принятая в г. Женеве 28 июня 1952 года

Конвенция охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание – (раздел II), обеспечение по болезни – (раздел III), обеспечение по безработице – (раздел IV), обеспечение по старости – (раздел V), обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием – (раздел VI), семейное обеспечение – (раздел VII), обеспечение по материнству – (раздел VIII), обеспечение по инвалидности – (раздел IX), обеспечение по случаю потери кормильца – (раздел X).

По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.

Согласно настоящему Федеральному закону, Россия ратифицировала указанную Конвенцию с принятием обязательств в отношении раздела II “Медицинское обслуживание”, раздела III “Обеспечение по болезни”, раздела V “Обеспечение по старости”, раздела VI “Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием”, раздела VIII “Обеспечение по материнству”, раздела IX “Обеспечение по инвалидности” и раздела X “Обеспечение по случаю потери кормильца”.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 года по международным стандартам

3 октября 2018 года Президент России В. Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ, который с 1 января 2019 года вводит в действие ратифицированную Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Пытаемся понять, как это скажется на обычных людях.

Рассматриваемая Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения была принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) ещё 28 июня 1952 (!) года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. На 2018 год этот международный документ ратифицировали 55 государств.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-oktyabr-2018-veb-min

Сразу скажем, что ст. 2 Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения позволяет государствам самим определить её разделы, в отношении которых будут приняты международные обязательства.

В итоге, Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения ратифицирована Россией в отношении следующих семи разделов:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • II «Медицинское обслуживание»;
  • III «Обеспечение по болезни»;
  • V «Обеспечение по старости»;
  • VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»;
  • VIII «Обеспечение по материнству»;
  • IX «Обеспечение по инвалидности»;
  • X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Сравнение Конвенции и российского законодательства

Анализ законодательства по охране здоровья (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медстраховании в РФ» и др.) показывает, что правовое регулирование в этой сфере соответствуют положениям Раздела II «Медицинское обслуживание» Конвенции № 102. А именно:

  • охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды);
  • круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам);
  • виды медицинской помощи;
  • продолжительность ее оказания;
  • отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медпомощи;
  • предоставление основных лекарств по предписанию врача или другого медработника.

В отношении Раздела III «Обеспечение по болезни» российское законодательство полностью соответствует ее положениям, а некоторые нормы даже устанавливают более высокие стандарты обеспечения.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

  • всем работающим гражданам (кроме по договорам ГПХ);
  • гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному соцстрахованию (при условии уплаты страховых взносов).

Важно, что в отличие от Конвенции № 102 российское законодательство не связывает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в т. ч. для предотвращения злоупотреблений – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Кроме того, пособия предоставляют более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией № 102.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

  • с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО);
  • карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным;
  • протезированием по медпоказаниям в стационаре;
  • долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Вдобавок, Конвенцией № 102 не предусмотрена выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в России такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивают, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности. В то же время, по Конвенции № 102 период его выплаты может быть ограничен.

Что касается Раздела VI Конвенции № 102 «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», то российское законодательство, в т. ч. ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) предоставляет более высокий уровень защиты работников.

Читайте так же:  Декларация по земельному налогу за 2019 - 2020 год образец заполнения нового бланка

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией № 102.

Кроме того, Закон № 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам российского гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим законом: причинитель вреда дополнительно – сверх выплат за счет средств обязательного соцстраха – возмещает моральный вред.

Круг членов семьи, которым предоставляют обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией № 102: в него включены все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы российского законодательства – в частности ФЗ , «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует минимальным стандартам, установленным Разделом VIII «Обеспечение по материнству» Конвенции № 102:

  • по охватываемым случаям;
  • видам пособий (в т. ч. в виде медпомощи);
  • кругу лиц;
  • периодам;
  • условиям выплаты пособий;
  • общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев российским законодательством установлены даже более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу. Так, в России пособия по беременности и родам предоставляют:

  • всем работающим женщинам без каких-либо исключений;
  • женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях.

По Конвенции № 102 продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

Предоставляют также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до 3-х месяцев.

Согласно Конвенции № 102 (Приложение к Разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% зарплаты.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в России (Раздел IX «Обеспечение по инвалидности») более льготные по сравнению с нормами Конвенции № 102.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции № 102 реализуются в России в соответствующих положениях ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях».

Исходя из ст. 29 и Приложения к Разделу XI Конвенции № 102, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно быть гарантировано в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка.

Согласно позиции Правительства России, в целом параметры нашей пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции № 102, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции № 102 также показывает, что параметры системы соцобеспечения в России отвечают положениям Конвенции.

В частности, Конвенция устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком: коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в России разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Она соответствует обязательствам, которые планирует взять на себя Россия в связи с участием в Конвенции № 102 (для соотнесения с минимальными нормами МОТ).

Как видно, положение дел в нашей стране с пенсиями, пособиями и условиями их предоставления вполне укладывается в международный тренд и соответствует общим подходам к этим вопросам.

Напоследок отметим, что Конвенция о минимальных нормах соцобеспечения обладает собственным контрольным механизмом. Он предполагает регулярное (один раз в 5 лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых Россией при её ратификации. Выполнение этих обязательств тоже оценивают по методике самой Конвенции № 102.

Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения

Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).

Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.

Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.

Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Читайте так же:  Если работник остался в месте командировки для проведения отпуска, компания не может отнести на расх

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной области).

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, названный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской Федерации пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов заработной платы.

Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100 процентов заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100 процентов заработка).

Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка. Согласно позиции Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).

Читайте так же:  Образец приказа о внедрении суот как должен выглядеть

Таким образом, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

Конвенция МОТ 102я о минимальных нормах социального обеспечения ратифицирована

Конвенция о социальном обеспечении в России вступила в силу. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения Международной организации труда (МОТ) вступила в силу в России с 1 января 2019 года.

Конвенция была принята в ходе 35-й сессии Генеральной конференции МОТ 28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. Ее ратифицировали 55 государств, в т. ч. большинство стран Европы, Япония, Израиль, Бразилия, Мексика и др.

Конвенция 102-я включает следующие разделы:

  • медицинское обслуживание;
  • выплаты по болезни;
  • пособие по безработице;
  • пособие по старости;
  • пособие в случаях производственного травматизма;
  • семейное пособие;
  • пособие по беременности;
  • пособие по инвалидности; и
  • пособие по случаю потери кормильца.

По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам proxy?url=https%3A%2F%2Folgasofronova.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2Fmot

На ратификации 102-й Конвенции МОТ много лет настаивали профсоюзы, выдвигая это требование на каждой коллективной акции, в т. ч. ежегодно на первомайских демонстрациях и митингах. В частности, профсоюзы требовали обеспечить российским пенсионерам размер трудовой пенсии не ниже 40% от утраченного заработка, как это определяется в 102-й Конвенции МОТ.

Документ охватывает все основные сферы социального обеспечения по старости, болезни (в т. ч. профзаболеванию), безработице и т.д. По всем этим разделам имеется определение покрываемых рисков, фиксируются минимальные требования по денежным выплатам, объему услуг и времени их обеспечения.

В одном из разделов документа закрепляется соотношение между средним размером пенсии и средней заработной платой. В соответствии с международным договором, коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости для лиц с 30-летним стажем должен достигать 40 процентов.

Согласно настоящему Федеральному закону, Россия ратифицировала указанную Конвенцию с принятием обязательств в отношении раздела II «Медицинское обслуживание», раздела III «Обеспечение по болезни», раздела V «Обеспечение по старости», раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», раздела VIII «Обеспечение по материнству», раздела IX «Обеспечение по инвалидности» и раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)

Конвенция
Международной Организации Труда N 102
о минимальных нормах социального обеспечения
(Женева, 28 июня 1952 г.)

См. статус настоящей Конвенции

Генеральная Конференция Международной Организации Труда,

созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1952 года на свою тридцать пятую сессию,

постановив принять ряд предложений о минимальных нормах социального обеспечения, что составляет пятый пункт повестки дня сессии, и

решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят второго года нижеследующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения:

Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)

Конвенция вступила в силу 27 апреля 1955 г.

Одобрена и внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ постановлением Правительства РФ от 16 июня 2018 г. N 685

Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 3 октября 2018 г. 349-ФЗ с принятием в соответствии с пунктом “b” статьи 2 настоящей Конвенции обязательств в отношении раздела II “Медицинское обслуживание”, раздела III “Обеспечение по болезни”, раздела V “Обеспечение по старости”, раздела VI “Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием”, раздела VIII “Обеспечение по материнству”, раздела IX “Обеспечение по инвалидности” и раздела X “Обеспечение по случаю потери кормильца”

В соответствии со статьей 79 Конвенция вступит в силу для Российской Федерации через двенадцать месяцев после даты регистрации документа о ратификации

Текст Конвенции опубликован в сборнике “Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I”. Женева, Международное бюро труда, 1991

Госдума России приняла в III чтении законопроект о ратификации Конвенции № 102 о минимальных нормах социального обеспечения

27 сентября 2018

Законопроект «О ратификации Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)» подготовлен Минтрудом России.

Конвенция является основополагающим документом международного права социального обеспечения, определяющим содержание Европейского и Ибероамериканского кодексов социального обеспечения, а также соответствующих статей Европейской социальной хартии и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, ратифицированных Российской Федерацией.

Конвенция покрывает фактически все вопросы социального направления, в том числе обеспечение по болезни, по старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, по материнству, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.д.

Конвенция № 102 устанавливает минимальные нормы для всех основных отраслей социального обеспечения. Одним из ключевых вопросов Конвенции является коэффициент замещения прежнего заработка пенсией. Согласно Конвенции, в подписавшей ее стране, коэффициент замещения должен составлять не менее 40 процентов прежнего заработка гражданина. Коэффициент замещения прежнего заработка пенсией рассчитывается как соотношение пенсии и прежних доходов получателя и зависит от стажа и заработка, базы начисления страховых взносов, возраста выхода на пенсию, пенсионной формулы и тарифа, учитываемого в пенсионных правах.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций с 2019 - 2020 года что изменится

Законопроект предусматривает ратификацию разделов Конвенции, которыми устанавливаются минимальные нормы для следующих отраслей / разделов социального обеспечения:

  • медицинское обслуживание,
  • обеспечение по болезни,
  • обеспечение по старости,
  • обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием,
  • обеспечение по материнству,
  • обеспечение по инвалидности,
  • обеспечение по случаю потери кормильца.

Ратификация Конвенции позволит закрепить зафиксированные в ней главные принципы организации и управления социальным обеспечением в условиях рыночной экономики в правовой базе социального обеспечения России, будет содействовать его развитию по пути наиболее эффективного сочетания социальных и рыночных механизмов, выработанных международным опытом, и подтвердит тем самым приверженность Российской Федерации нормам и принципам международного трудового права.

Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 – 2020 года по международным стандартам

Россиянам гарантировали социальное обеспечение, медицинскую помощь и пенсии по международному стандарту. Закон о ратификации специальной конвенции вступит в силу уже с 1 января 2019 года. Однако на новые права смогут рассчитывать только работающие иностранцы, тогда как для большинства граждан стандарт социального обеспечения только уменьшится.

08.10.18. АПИ — Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения была принята на Генеральной конференции Международной Организации Труда (МОТ) еще в 1952 году. Она регулирует право граждан на получение медицинской помощи, пособий по болезни (нетрудоспособности), инвалидности, старости (то есть пенсии), безработице, по беременности и родам, по случаю потери кормильца, получения трудового увечья или профессионального заболевания, а также семейного пособия. При этом государство считается присоединившимся к Конвенции, если оно согласится предоставлять хотя бы три из девяти социальных гарантий.

Сами международные нормы предусматривают самое минимальное обеспечение. Так, почти все пособия могут выплачиваться, а медицинская помощь оказываться только половине населения. Более того, ратифицируя Конвенцию, страна, «экономика и медицинское обслуживание которой еще не достигли достаточной степени развития», вправе отказаться от предоставления гарантий для сотрудников малых предприятий и их семей, а также самозанятых граждан.

Обтекаемо сформулированы и сами гарантии. Например, медицинские услуги должны включать консультации доктора и его визит на дом, амбулаторную и стационарную помощь, обеспечение наиболее необходимыми предписанными врачами медикаментами, а также госпитализацию в случае необходимости. Правда, государство не обязано предоставлять все эти услуги бесплатно – пациент или его кормилец «могут привлекаться к участию в расходах, связанных с медицинской помощью, оказываемой при болезненном состоянии. Правила, регулирующие это участие, устанавливаются с таким расчетом, чтобы оно не оказалось непосильным», – устанавливает Конвенция.

Ограничивается выплата и пособия по временной нетрудоспособности (традиционно именуемого «больничным»). По общему правилу государство вправе отказаться платить за первые три дня заболевания, а также установить необходимый для назначения пособия минимальный стаж.

Не всем представителям прекрасной половины трудящихся гарантируется выплата и пособия по беременности и родам (так называемых «декретных») – национальные власти вправе установить требования к минимальному стажу, «признанному необходимым для предотвращения злоупотреблений». Общая длительность частично компенсирующих неполученную заработную плату периодических выплат ограничивается 12 неделями.

Чуть больше прав предоставляется получившим производственную травму или профессиональное заболевание. Им должны предоставляться общая медицинская помощь, в том числе стационарная, амбулаторная и на дому, услуги стоматолога, помощь медсестер на дому или в больницах, содержание в домах для выздоравливающих, санаториях или других лечебных учреждениях, любые необходимые фармацевтические, медицинские, хирургические средства, включая протезные приспособления и очки. Согласно Конвенции, такая «медицинская помощь имеет целью сохранение, восстановление и улучшение здоровья подлежащего обеспечению лица, а также его трудоспособности и способности самостоятельно удовлетворять личные потребности». В случае смерти трудящегося право на выплату пособия предоставляется его вдове, причем невозможность ее обеспечить себя и детей презюмируется.

Право на пособие (пенсию) по инвалидности, согласно Конвенции, имеют только граждане с трудовым стажем не менее 15 лет, в течение которых трудящийся или его работодатель уплачивал страховые взносы. Отработавшие пять лет могут претендовать на сокращенные выплаты.

Федеральный закон о ратификации Конвенции МОТ, подписанный Президентом России Владимиром Путиным 3 октября, предусматривает принятие Россией семи из девяти гарантий – всех, кроме регулирующих выплату семейного пособия и пособия по безработице. На международный стандарт установленные действующим законодательством социальные нормы должны быть переведены до конца этого года.

В Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов убеждены, что «ратификация Конвенции должна стать основой и ориентиром при дальнейшем проведении реформ в социальной сфере, направленных на создание дополнительных гарантий защиты социальных и экономических прав российских граждан».

По мнению Счетной палаты России, ратификация Конвенции потребует от государства в лице Фонда социального страхования (ФСС) увеличения выплат в отношении трудящихся иностранцев. Ведь согласно действующему законодательству, на пособие по временной нетрудоспособности они вправе претендовать, только отработав в нашей стране не менее шести месяцев. Количество таких граждан и расходы на выплату им «больничных» пока не оценивались.

Вместе с тем, по мнению экспертов и самих законодателей, россиянам на новые блага рассчитывать не стоит, так как гарантированный отечественной системой социального страхования уровень защиты граждан значительно выше, чем минимальные установленные Конвенцией стандарты. Например, пособие по беременности и родам выплачивается в течение 20 недель (70 дней до ожидаемой даты появления ребенка и столько же после). Все матери независимо от наличия работы и стажа имеют право на единовременное пособие при рождении ребенка в размере 8 тысяч рублей. Равно как родители получают «больничные» для ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет. Причем пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с первого дня (правда – за счет работодателя).

Читайте так же:  Депутаты хотят повысить до 100 000 рублей штраф за работу ип без регистрации

С другой стороны, право на выплачиваемые пропорционально заработной плате пособия (в том числе «больничные» и «декретные») имеют только застрахованные в системе обязательного социального страхования. Кроме работающих к ним относятся студенты, жены военнослужащих, а в ряде случаев – вставшие на учет безработные. Самозанятые, включая индивидуальных предпринимателей, фермеров и иных, могут добровольно платить взносы в ФСС.

Не до конца урегулированы законодательством и другие спорные вопросы. Например, еще в 2006 году Конституционный суд России счел расчет пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от трудового стажа дискриминацией молодых работников. Но до настоящего времени на полную компенсацию утраченного трудового дохода могут претендовать только имеющие стаж не менее восьми лет. Начинающим – проработавшим менее двух лет, «больничные» выплачиваются в размере МРОТа (11 163 рубля в месяц).

В большей части декларационные нормы содержатся и в других признанных Россией международных документах. Например, подписанная в Страсбурге Европейская социальная хартия возлагает на страны Совета Европы обязательства обеспечивать равные права на социальное обеспечение независимо от гражданства (то есть работающие в нашей стране, скажем, итальянцы, немцы, британцы или шведы должны получать все пособия наравне с россиянами). Не допускается и дискриминация семейных обязательств в зависимости от пола. Апеллируя к этой Хартии, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил право российских мужчин-военнослужащих получать отпуск по уходу за ребенком. Такое решение было принято по жалобе офицера Константина Маркина, но де-факто дезавуировано Конституционным судом России (АПИ писало об этом – Мужчина и женщина).

Дополнительные права закреплены в Европейском кодексе социального обеспечения и Парижской Конвенции о социальном и медицинском обслуживании, но Россия пока уклоняется от ратификации этих документов.

Практически единственное новое обязательство, установленное Конвенцией МОТ в отношении россиян, – введение так называемого коэффициента замещения (wage replacement rate): пенсия должна составлять не менее 40 процентов утрачиваемой заработной платы. Установленный возраст выхода на пенсию, по общему правилу, не должен превышать 65 лет. «Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране», – отмечается в Конвенции.

Согласно данным статистического ведомства, выплачиваемая в настоящее время пенсия по старости составляет только треть среднемесячной заработной платы. Внедрение установленного Конвенцией коэффициента потребует индексации пенсий более чем на 20 процентов – до 17 тысяч рублей.

Однако, по мнению экспертов Госдумы, на международный стандарт действующие пенсионеры рассчитывать не могут: «Правовое обязательство поддерживать пенсии на уровне не менее 40 процентов от прежнего заработка может применяться только к пенсиям будущих пенсионеров, которые будут формировать свои пенсионные права после вступления в силу Конвенции для Российской Федерации», – констатируют в профильном комитете федерального парламента.

Напомним, что законопроект о ратификации международного стандарта был внесен Правительством России в составе пакета о проводимой пенсионной реформе. Уже принятые на сегодняшний день федеральные законы предусматривают поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Реформа продлится десять лет: «На первом этапе изменения затронут мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, то есть тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет соответственно. С учетом переходных положений они получат право выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года в возрасте 60,5 и 55,5 лет», – поясняют в Пенсионном фонде России.

По данным Пенсионного фонда России, среднемесячная пенсия по старости составляет 14 145 рублей, получают ее более 40 млн человек. Пенсия по инвалидности начисляется в размере 8,8 тысячи рублей в месяц, социальная (для не отработавших установленный стаж) – 9,1 тысячи, по случаю потери кормильца – 8,9 тысячи рублей.

Суммарные расходы на выплату пенсий в минувшем году достигли 7,2 трлн рублей, поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 4,5 трлн рублей.

Виталий Дрожжаков, директор Восточно-Сибирского правозащитного центра «Солидарность», председатель Красноярской краевой организации Профсоюза работников Агропромышленного комплекса

На гражданах решение России о присоединении к Конвенции МОТ должно отразиться только положительно. Профсоюзы уже много лет требовали ее ратификации. Возможно, принятое в конечном счете решение хотят бросить как «кость» – нечто вроде компенсации проведения не поддерживаемой большей частью населения пенсионной реформы.

Не понятно, почему Россия затягивала вопрос с ратификацией, – действующее законодательство в целом соответствует требованиям МОТ. Даже в части коэффициента замещения – по мнению авторитетных экономистов, доля не получающих соразмерную пенсию граждан незначительна.

Изображение - Минимальные нормы социального обеспечения с 2019 - 2020 года по международным стандартам 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here