Сегодня рассмотрим тему: "минфин и центробанк сошлись в том, как реформировать осаго" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
- 1 Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
- 2 Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
- 3 Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
- 4 Минфин и ЦБ РФ рассчитывают снять разногласия в подходах к реформе ОСАГО на совещании 3 сентября
- 5 Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
- 6 Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
Стало известно, что Минфина и Центробанк полностью согласовали позицию по двум законопроектам, продолжающим реформу ОСАГО. Об этом заявил Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев на парламентских слушаниях по ОСАГО.
Первый законопроект, который должен быть рассмотрен во II-м чтении осенью:
- отменяет обязанность возить распечатку полиса;
- уточняет, кто выступает выгодоприобретателем, если страхователь погиб в ДТП;
- приводит в соответствие с международными правилами страхования по зеленой карте – чтобы иностранцы могли покупать полис в электронном виде до пересечения границы, а российские таможенники проверяли его у въезжающих;
- снимает запрет в перестраховании ОСАГО.
Второй законопроект, по которому есть полное согласие с ЦБ РФ и почти со всей отраслью, касается дальнейшей либерализации тарифов. Вот, что сказал А. Моисеев:
«Мы должны поэтапно двигаться к полной либерализации тарифов. Я не знаю, когда это произойдет, когда журналисты меня спрашивают, я иногда говорю,что через 5 лет, иногда — через 10 лет. Но когда мы к этому придем, никакого скачка тарифа не произойдет».
По мнению замминистра, начать следует с отмены коэффициентов мощности и территорий. Также нужно давать большие возможности страховым компаниям подстраивать тариф под конкретного водителя.
Минфин России предложил установить предельную стоимость страхового полиса по ОСАГО. Для этого чиновники намерены ввести единый базовый тариф, внутри которого страховые компании смогут самостоятельно определять итоговую стоимость страховки для бизнеса и граждан. Если инициатива чиновников найдет поддержку, полисы автогражданки перестанут так стремительно дорожать. Однако Центробанку идея Минфина не понравилась.
Минфин России вынес на общественное обсуждение инициативу об установлении базового тарифа по страховым полисам ОСАГО. Чиновники считают, что нужно установить пределы цены автостраховки, внутри которой страховые компании смогут самостоятельно формировать стоимость ОСАГО в каждом конкретном случае. Правда, по сути страховщики смогут только снижать цены, назначить тариф выше базового они не смогут. Регулирование тарифов, как и сейчас, будет подконтрольно Центробанку РФ. Однако в перспективе, при планомерной политики либерализации отрасли, эту функцию чиновники предлагают передать в ведение самих страховых компаний. Кроме того, Минфин хочет продлить действие полисов до трех лет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Финансовому регулятору идеи Минфина не понравились. Как выяснили журналисты, в ЦБ РФ считают, что предложенные министерством инициативы не являются оптимальными для ситуации, сложившейся на рынке автострахования. Сам Центробанк также выступает за либерализацию тарифообразования, однако в этом вопросе требуется сбалансированный подход. Финансовый регулятор не определился как считать убыточность по трехлетнему горизонту и что делать с тарифом.
Чистюхин Владимир Заместитель директора департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России
На данный момент мы не согласны с рядом поправок, которые с первого взгляда выглядит очень интересными, но когда начинаешь влезать вглубь их реализации, то возникает большое количество вопросов. Приведу пример – полис на три года. Встают вопросы, как считать убыточность по трехлетнему горизонту, соответственно, что делать с тарифом, – сказал Чистюхин. – Ведь тариф считается по каждому клиенту, исходя из его личностных характеристик, ведь за три года могут быть совершены аварии или, наоборот, безаварийная часть может отъездить, а скидок не будет.
Новые тарифы ОСАГО
Чиновники считают, что из формулы расчета конечной цены автостраховки необходимо исключить территориальный и мощностной коэффициенты. Вместо этого страховщики будут учитывать коэффициенты нарушения ПДД.
В такие коэффициенты, в частности, войдет: превышение скорости более чем на 60 км. в час, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора, и другие грубые нарушения ПДД.
На стоимость полиса ОСАГО будет также влиять манера вождения автовладельца и лиц, имеющих право управления автомобилем. Определять эту манеру чиновники планируют с помощью установки в автомобилях специальных средств телематики (устройств, отслеживающих стиль езды). Правда, за чей счет и на какой срок будут установлены такие устройства Минфин не уточняет. Чиновники уверены, что «лихачи» должны платить за ОСАГО дороже, поскольку имеют более высокий риск попасть в аварию, чем законопослушные водители.
Кроме того, на рынке, по мнению финансистов, должны появиться целых три вида полисов ОСАГО, в зависимости от вида и размера страхового возмещения:
Видео (кликните для воспроизведения). |
с лимитами выплат 500 тысяч рублей по вреду жизни и здоровью и 400 тысяч рублей по имущественному вреду;
с выплатами в 1 млн рублей по жизни и 1 млн рублей по имуществу;
с выплатами в 2 млн рублей по жизни и 2 млн рублей по имуществу.
Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
Минфин не успевает в осеннюю сессию Госдумы внести законопроект, предусматривающий переход к более справедливой цене ОСАГО. Об этом, по словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, представитель министерства сообщил страховщикам на встрече в среду.
Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.
Ценовая реформа ОСАГО предусматривает несколько этапов. Сначала ЦБ расширяет тарифный коридор на 20% в обе стороны до 2746–4942 руб., затем отменяется ряд коэффициентов (мощности – с 1 сентября 2019 г., региональный – с 1 сентября 2020 г.). Поправки в закон должен подготовить Минфин. В конце октября замминистра Алексей Моисеев рассказывал, что этот законопроект может быть принят в начале декабря, а зампред ЦБ Владимир Чистюхин не исключал, что первый и второй этапы реформы ОСАГО могут стартовать одновременно. Не вышло.
В связи с замечаниями законопроект сейчас дорабатывается, подтверждает представитель Минфина, не уточняя суть замечаний и срок внесения документа в Думу. Есть «сложности, споры технического характера», теперь внести законопроект Минфин планирует в весеннюю сессию, пересказывает выступление представителя министерства Уфимцев.
Реализация только первого этапа реформы может привести к подорожанию ОСАГО для добросовестных автомобилистов в убыточных регионах. Без изменений в закон страховщик в каждом конкретном регионе должен устанавливать единый для всех тарифный коридор и не вправе поощрить безубыточного водителя меньшей ставкой, объясняет гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик.
На первом этапе реформы страховщики поднимут тариф до верхней границы, опасается руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. «Конечно, указание ЦБ не идеально, но это первый путь к справедливому тарифу», – считает Уфимцев: страховщики для каких-то регионов смогут снизить тариф, в каких-то повысят, что решит проблему донорства одних областей другими.
«РЕСО-гарантия» готова была бы снизить стоимость полиса ОСАГО для опытных водителей в 90% регионов России, однако из-за высокой убыточности молодых водителей вынуждена применять максимальный тариф, отмечает ее представитель. Для перехода на индивидуальный тариф ОСАГО нужны законодательные поправки, сетует Раковщик.
Поправки, которые позволят применять индивидуальный тариф в ОСАГО, могут вступить в силу с 1 июля 2019 г., надеется Уфимцев. ЦБ намерен расширить тарифный коридор раньше – в начале 2019 г. В среду ЦБ и Минфин не ответили на вопрос о планируемых сроках готовящихся ими изменений.
Представитель ЦБ признает проблему, но не считает правильным отказываться от расширения тарифного коридора. Он напоминает, что первый этап реформы предусматривает более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (вместо пяти категорий будет 50), обновление системы бонус-малус (скидки и надбавки за безаварийную езду будут устанавливаться на год). Это, по словам представителя ЦБ, «пусть и не полностью, но сделает систему более справедливой». Первый этап «грубый, но тоже справедливый», согласен Уфимцев. Совсем индивидуального тарифа ОСАГО быть не может, уверен Раковщик.
«Альфастрахование», лидер рынка ОСАГО, после расширения тарифного коридора может снизить цену полиса для трети водителей, уверяет ее гендиректор Владимир Скворцов. Удорожание ОСАГО увидят до 15% водителей, добавляет он. «РЕСО-гарантия», по словам ее представителя, после первого этапа реформы повысит цену ОСАГО примерно для 30% клиентов, для 20% снизит, для остальных цена не изменится. Предварительные расчеты «Росгосстраха» показывают, что повышение тарифа после первого этапа затронет 26 регионов, а в 19 он может быть снижен, говорит его представитель. По оценке РСА, тарифы ОСАГО могут быть понижены в 20 регионах.
Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
«Ведомости» изучили обновленные поправки Минфина в закон «Об ОСАГО», которые во вторник для согласования получили заинтересованные ведомства (подлинность документа подтвердил один из получателей). В них содержатся почти все предложения ведомства по либерализации рынка, цель которых – переход к индивидуальному тарифообразованию.
Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя. Документ отменяет два самых спорных коэффициента – мощности и региональный. Вместо них Минфин предложил новые. На стоимость полиса будет влиять стиль вождения – нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины, скорость движения и др. Фиксировать их будут в том числе с использованием установленных на автомобиле телематических устройств, следует из поправок. Увеличить стоимость полиса ОСАГО может и нарушение правил дорожного движения в течение года до заключения договора на новый срок – кроме тех, что зафиксированы камерами. Среди таких – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и др.
При этом стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое. Разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов будет ЦБ.
1. Характеристика (навыки) вождения: ускорения, резкость торможения, скорость движения и др.
2. Неоднократные правонарушения в течение года, предшествующего заключению договора на новый срок, повлекшие привлечение к административной ответственности:
управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика;
превышение скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч;
выезд на полосу встречного движения.
Источник: поправки Минфина к ФЗ «Об ОСАГО»
Еще одна новация – переход на разные типы полисов с разными лимитами выплат. Поправки содержат три варианта: нынешние 400 000 руб. за вред имуществу и 500 000 руб. – жизни и здоровью или по 1 млн либо 2 млн руб. Но оформить полис с большими выплатами можно только с согласия страховщика.
Автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на три года (сейчас не больше года) – в этом страховщик отказать не сможет, следует из поправок Минфина.
Место регистрации машины и ее собственника не влияет на риск причинения вреда при ее использовании, говорит представитель Минфина.
Страховщикам поправки не нравятся. Полисами с повышенными выплатами будут пользоваться мошенники, которым страховщики сейчас не продают ДСАГО, опасается начальник отдела продуктов автострахования «Ингосстраха» Сергей Мкртычан. Коэффициенты территорий и мощности являются основополагающими, их исключение станет «критическим шагом» для ОСАГО и только усугубит кризис в нем, считает директор по развитию страхования МАКС Сергей Печников. Он полагает, что в результате страховщики могут уйти из наиболее убыточных регионов. Жители менее аварийных регионов «будут платить за клиентов из аварийных», добавляет Мкртычан.
Мощность автомобиля не влияет на убыточность по ОСАГО, говорит руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. Это дополнительное финансовое обременение владельцев дорогих машин, соглашается организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он поддерживает и отмену коэффициента территорий: для жителей одного региона стоимость ОСАГО не должна быть выше, чем для других. Система продаж полисов должна быть едина по стране, солидарен Канаев. При этом предложенный Минфином коэффициент правонарушений удешевит ОСАГО для законопослушных автомобилистов, а недобросовестных, напротив, ждет подорожание, полагает Шкуматов.
Представитель Российского союза автостраховщиков во вторник вечером затруднился оценить поправки Минфина. ЦБ сформулирует свою позицию после изучения документа, сообщил его представитель.
Минфин и ЦБ РФ рассчитывают снять разногласия в подходах к реформе ОСАГО на совещании 3 сентября
Минфин 3 сентября планирует провести согласительное совещание с представителями ЦБ РФ по законопроекту с поправками в систему ОСАГО, сообщил “Интерфаксу” информированный источник на страховом рынке.
Но пока текст законопроекта Минфина с поправками в ОСАГО сохраняет при условии отмены двух прежних коэффициентов право автостраховщиков устанавливать и применять новые коэффициенты. Они будут зависеть от характеристик вождения (резкость торможения, ускорения, перестроения), от частоты и длительности использования транспортного средства, скорости движения, от использования транспортного средства в ночное время суток и от других факторов.
Если такие изменения будут приняты, на первом этапе автостраховщикам придется двигаться наугад. Адекватной статистики, устанавливающей зависимость между характером вождения автомобиля и частотой аварий, в которые автомобиль попадает, нет.
Как пояснил “Интерфаксу” источник, знакомый с ходом обсуждений поправок в ОСАГО, “многое в конструкции законопроекта в итоге будет зависеть от того, какие решения будут приняты по тарифному коридору, какими этапами пойдет реформа коэффициента “бонус-малус”.
В согласованиях принимают участие ЦБ, Минэкономразвития, Минюст, МВД РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что реализация законопроекта “потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета на доработку федеральной информационной системы ГИБДД”, которая содержит данные о водителях и автомобилях, в размере “около 7-11 млн рублей” и “на сопровождение базы 5-6 млн рублей в год (по данным МВД России)”.
В то же время нет особых споров у ведомств о введении вариативности страховых сумм в полисах ОСАГО по договоренности водителя со страховщиком.
Как отмечается в пояснительной записке Минфина РФ к законопроекту, “помимо предусмотренных уже 400 тыс. рублей выплат за вред, причиненный имуществу, и 500 тыс. рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, на выбор страхователя предлагаются и другие суммы”. Так, в договоре можно указать лимит 1 млн рублей за вред, причиненный имуществу, и 1 млн рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, либо 2 млн рублей за вред, причиненный имуществу, и 2 млн рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего.
Однако при этом есть возражения у страховщиков ОСАГО. “Возражения страховщиков по этой инициативе связаны с тем, что рядовые и добросовестные водители таких расширенных покрытий приобретать не станут, зато новация привлечет мошенников, которые получат шанс больше заработать на ОСАГО “, – заявил “Интерфаксу” исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Со своей стороны заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов напомнил агентству, что “дополнительное страхование ответственности по желанию автовладельцев всегда было доступно, но не пользуется особенным спросом. С другой стороны, страховщики ОСАГО перестали активно продвигать эти продукты из-за опасения активности мошенников”.
В проекте поправок Минфин уточняет формулировку доли расходов на выплаты в структуре тарифной ставки по ОСАГО: “доля страховой премии в структуре страховых тарифов, непосредственно предназначенная для осуществления страховых выплат (нетто-премия) и отчислений страховщиками для осуществления компенсационных выплат, не может быть менее чем 80% страховой премии”.
ЛИЧНЫЙ ПРОФИЛЬ В ЦЕНЕ
Обсуждая этапы реформы в ОСАГО, Минфин и ЦБ тем не менее солидарны в необходимости анализа возможностей реализации идеи перехода на более индивидуальный водительский тариф, подчеркнул источник в беседе с “Интерфаксом”. “Этот раздел в поправках Минфина готовился во исполнение соответствующего поручения президента РФ. Движение к индивидуализации подходов при установлении справедливой стоимости полиса ОСАГО для каждого водителя поддерживается и автостраховщиками. Их в данном случае волнует, в какой конфигурации будет проводиться реформа коэффициента “бонус-малус”, как конкретно инициатива об учете нарушений правил дорожного движения будет сформулирована в тексте закона об ОСАГО. Но об этом говорить до появления редакции законопроекта для рассмотрения в первом чтении Госдумой рано”, – уточнил он.
Минфин определил в поправках (документ имеется в распоряжении “Интерфакса”) и список правонарушений, которые могут влиять на цену полиса ОСАГО в перспективе. В их перечне – факты привлечения к административной ответственности водителей, за исключением ответственности за правонарушения, повлекшие наступление страхового случая и (или) лишение свободы, неоказание помощи потерпевшим, управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В списке и другие нарушения – многократная фиксация нарушений камерами на дорогах, превышение скоростного режима более чем на 60 км, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу и иные грубые нарушения ПДД.
Как следует из доработанного законопроекта, в поддержку страховщиков ОСАГО Минфин вводит поправку о применении штрафов за предоставление мотивированного отказа в выплате. Вместо определенного процента от суммы выплаты за каждый день задержки предоставления СК мотивированного отказа вводится абсолютная величина штрафа в 200 рублей за день, при этом общая сумма штрафа не может превышать 10 тыс. рублей.
Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева пояснила “Интерфаксу”: “Эта норма ограничит возможности недобросовестных автоюристов по фальсификации порядка рассмотрения убытков в ОСАГО. Не будет оснований для затягивания сроков рассмотрения споров с целью заработка на штрафных санкциях. Важен и другой аспект – согласно законодательству РФ, штраф не может исчисляться за неопределенный период времени. В случае судебных споров в ОСАГО мы встречаем практику начисления штрафов за непредоставление мотивированного отказа за весь период рассмотрения спора в судах, причем не в одной инстанции”. Конкретизация нормы устанавливает оптимальный порядок ее применения, полагает представитель Минфина РФ.
По словам В.Балакиревой, “пока не было замечаний в ходе обсуждений к предложению удвоить разрешенный размер затрат на погребение в рамках страховой выплаты за ущерб жизни”. С нынешних 25 тыс. рублей ведомство предложило повысить планку до 50 тыс. рублей. Такая норма, считают эксперты страхового рынка, после принятия документа постепенно может стать ориентиром и для других законодательных актов об обязательном страховании, где она используется, например, в страховании ответственности пассажирских перевозчиков.
“После дополнительного обсуждения Минфину предстоит направить законопроект c поправками в ОСАГО на второй круг согласований в заинтересованные ведомства. Правительство планирует внести поправки об ОСАГО в Госдуму в текущую сессию”, – напомнила В.Балакирева.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ И УБЫТОЧНЫЕ
Самой неприятной новеллой данного законопроекта, как отметил “Интерфаксу” представитель одной из страховых компаний, страховщики ОСАГО считают предложение о введении долгосрочных полисов – сроком до трех лет.
“Срок действия договора обязательного страхования определяется страхователем по соглашению со страховщиком, указывается в договоре обязательного страхования, устанавливается кратным одному году и составляет не менее одного года, за исключением случаев, для которых предусмотрены иные сроки действия такого договора. Срок действия договора обязательного страхования не может превышать трех лет. При этом страховщик не вправе отказать страхователю в заключении договора обязательного страхования со сроком действия не более одного года”, – говорится в законопроекте Минфина.
Представители РСА опасаются, что такие договоры могут оказаться “индульгенцией” для нарушителей, что будет демотивировать их бороться за безопасную езду. Также может искажаться применение системы “бонус-малус”.
“Мы ежегодно анализируем статистику происшествий и пересматриваем стоимость договора ОСАГО с водителем в зависимости от результатов, – пояснил “Интерфаксу” заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. – Выходит, что страховщик ОСАГО при росте аварийности в период действия многолетнего полиса должен формировать дополнительные резервы на выплаты без возможности “дособрать” страховые премии. Кроме того, для автомобилей старше 7 лет (а это львиная доля российского автопарка) закон о техосмотре требует ежегодного проведения осмотра. Обладателю 3-летнего полиса этого не потребуется. Что еще удивляет – столь спорная новация для страховщиков ОСАГО выглядит искусственной: изменение сроков полиса не продиктованo спросом, автовладельцы не инициируют таких изменений”.
Как пояснил “Интерфаксу” источник на страховом рынке, “сложности внедрения долгосрочных договоров ОСАГО могут подтолкнуть разработчиков отложить реализацию этой инициативы на неопределенное время”.
Президент РСА Игорь Юргенс заявил “Интерфаксу”, что “страховое сообщество при всех трудностях ведущегося обсуждения поддерживает законопроект Минфина РФ в целом как документ, ориентированный на вектор либерализации тарифов в ОСАГО и модернизацию этого обязательного вида страхования”. “Конкретные замечания РСА по тем или иным статьям проекта предложит на этапе, когда редакции статей с изменениями в ОСАГО получат более законченные очертания”, – добавил он.
Минфин и Центробанк сошлись в том, как реформировать ОСАГО
Об этом в интервью «Российской газете» рассказал начальник управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка главного управления Банка России по ЦФО Кирилл Табаков.
«Возможно, место жительства будет и в будущем влиять на тариф, но это будет менее формально, чем сейчас. Этот вопрос прорабатывается. Отмена территориального коэффициента произойдет, видимо, уже в 2020 году», — сообщил Табаков.
В настоящее время стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО) различается в зависимости от региона, где проживает гражданин. Так, например, если жителю Свердловской области полис ОСАГО обойдется в среднем в 3,6 тыс. руб., то уже через несколько километров, в поселке в Курганской области, тариф опускается до 1,98 тыс. руб.
В Банке России убеждены, что страховщик сам должен смотреть, какова плотность движения в данном поселке, качество дорог и многое другое.
Говоря о коэффициенте мощности (зависит от мощности двигателя, который установлен в автомобиле), Табаков отметил, что изменения по этому параметру могут произойти в 2021 году. По его словам, в настоящее время при мощности от 120 л.с. тариф вырастает на 40%, а от 150 л.с. — на 60%.
«Прошли те времена, когда автомобиль с мощностью 120 л.с. считался гоночным. По статистике, самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 л.с., а для них все еще действует повышающий тариф», — указал эксперт.
Отменив коэффициент мощности, страховщики смогут повышать тариф не более чем на 40%. Одновременно с этим, подчеркнул Табаков, появится возможность получить скидку на те же 40%.
Со следующей недели, 9 января, вступают в силу изменения в тарифах ОСАГО. Центробанк расширил на 20% минимальную и максимальную ставки базового тарифа. Если сейчас его ценовой коридор для транспортных средств категории В составляет 3432–4118 руб., то теперь это будет 2746–4942 руб.
Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
BFM.Ru, 22 февраля 2009 г.
Страховые невыплаты по правилам и договору
Почему страховщики задерживают выплаты? Сколько времени необходимо, чтобы получить деньги за нанесенный ущерб? Официальная статистика говорит, что в прошлом году только по статье добровольного страхования имущества страховые компании собрали с клиентов 316 млрд рублей. Львиную долю этой суммы составляет КАСКО. Выплаты же не превысили 125 млрд. За счет чего столь высокая маржа? Страховщики в один [. ]
Реформа ОСАГО пока не привела к росту цен
В январе 2019 г. средняя премия по ОСАГО для легковых машин физлиц сократилась на 1,84% до 5564 руб., сообщил Российский союз автостраховщиков (РСА). Это первые данные после того, как ЦБ расширил тарифный коридор на 20%: с 9 января базовая ставка тарифа, на основе которой рассчитывается цена полиса (с поправкой на возраст, стаж и аварийность водителя и др.), составляет 2746–4942 руб.
У лидера рынка ОСАГО – «Альфастрахования» цена почти не изменилась: в январе средняя премия составила 6093 руб. против 6087 руб. в январе 2017 г., следует из данных РСА. Руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании Денис Макаров называет это «погрешностью».
Из крупных страховщиков сильно увеличилась средняя премия только у ВСК – на 12,5% до 6395 руб., следует из данных РСА. Предварительная отчетность союза не всегда в полной мере отражает динамику тарифной политики компании, объясняет представитель ВСК. Он утверждает, что в среднем повышение ставок ОСАГО составило 7,8% и коснулось только 6% клиентов компании.
Средняя премия снижается из-за увеличения конкуренции между страховщиками после расширения тарифного коридора, передал президент РСА Игорь Юргенс. За первый месяц компании продали 2,4 млн полисов ОСАГО – на 6% больше, чем годом ранее.
Рост продаж полисов и падение средней премии – это тенденции, которые были и до января 2019 г., парирует директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова: «Они были видны уже примерно со II квартала 2018 г.».
Для серьезных выводов надо дождаться итогов квартала или полугодия, считает директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства НКР Евгений Шарапов. Рынку расширение тарифного коридора далось нелегко, поэтому первое время компании осторожно меняют тарифную политику из-за пристального внимания со стороны ЦБ, говорит он.
У «Росгосстраха», который в прошлые годы был лидером на рынке ОСАГО с долей более 40%, тарифная политика «пока не изменилась», сказал в четверг его гендиректор Николаус Фрай. Но компания будет следить за тарифами конкурентов и при необходимости поменяет свои, добавил он. «Росгосстрах» в этом году планирует возвращать долю рынка, предупредил Фрай.
С нынешних 10–11% доля «Росгосстраха» на рынке ОСАГО до конца года может вырасти до 15%, а возможно, и больше, уточнил Фрай «Ведомостям».
Сборы компаний по ОСАГО в январе выросли на 3,6% до 13,8 млрд руб., а выплаты – на 13,7% до 11 млрд руб., сообщил РСА. Средняя выплата составила 65 460 руб.
Рост премий страховщиков связан с повышением тарифов в проблемных, т. е. высокоубыточных, регионах, считает управляющий директор отдела страховых и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Алексей Янин.
В прошлом месяце страховщикам заявили на 17,6% убытков больше, чем годом ранее: 211 000. Количество урегулированных убытков выросло на 8% до 168 800, отмечает союз.
Увеличение числа заявленных и урегулированных убытков произошло после их длительного снижения, указывает Юргенс. «Что касается увеличения количества заявленных и урегулированных убытков, то РСА внимательно следит за этим трендом. Не исключено, что он вызван усилением работы недобросовестных посредников в регионах», – полагает он. Рост числа убытков – не среднерыночная тенденция, резкие колебания по отдельным страховщикам качнули среднерыночную величину, рассказывает Литвинова: «Вообще, месяц – это не тот период, на котором можно смотреть убытки».
Юргенс полагает, что тренд на удешевление полисов продолжится и «станет еще заметнее для автолюбителей после того, как реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО будет полностью завершена» (планируется не ранее 2021–2022 гг. – «Ведомости»).
Эксперты и ЦБ с этим не согласны. Идет перераспределение долей рынка ОСАГО, как только поставленные акционерами ориентиры будут достигнуты и наиболее агрессивные участники подсчитают убытки, премии вернутся к росту, прогнозирует Литвинова.
Представитель ЦБ говорит, что пока преждевременно делать далекоидущие выводы: «Как мы ранее и заявляли, про устойчивый тренд можно будет говорить не ранее чем через полгода».
Данис ЮМАБАЕВ / Ведомости
Минфин предложил свои идеи по изменению условий выдачи ОСАГО. Как сообщают «Ведомости», ведомство предлагает исключить из ценообразования несколько спорных коэффициентов и ввести новые типы полиса.
«Ведомости» изучили обновленные поправки Минфина в закон «Об ОСАГО», которые во вторник, 24 июля, для согласования получили заинтересованные ведомства (подлинность документа подтвердил один из получателей). В них содержатся почти все предложения ведомства по либерализации рынка, цель которых – переход к индивидуальному тарифообразованию.
Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа – это 3 тыс. 432–4 тыс. 118 руб. – с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.
По информации «Ведомостей», документ отменяет два самых спорных коэффициента – мощности и региональный. Вместо них Минфин предложил новые: на стоимость полиса будет влиять стиль вождения – нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины, скорость движения и др. Фиксировать их будут, в том числе, с использованием установленных на автомобиле телематических устройств, следует из поправок.
Увеличить стоимость полиса ОСАГО может и нарушение правил дорожного движения в течение года до заключения договора на новый срок – кроме тех, что зафиксированы камерами. Среди таких – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и др.
При этом, отмечает издание, стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое. Разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов будет ЦБ.
Еще одна новация – переход на разные типы полисов с разными лимитами выплат. Поправки содержат три варианта: нынешние 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. – жизни и здоровью или по 1 млн либо 2 млн руб. Но оформить полис с большими выплатами можно только с согласия страховщика.
Автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на 3 года (сейчас не больше года) – в этом страховщик отказать не сможет, следует из поправок Минфина. Место регистрации машины и ее собственника не влияет на риск причинения вреда при ее использовании, говорит представитель Минфина.
Ранее свои предложения условий выдачи ОСАГО подготовил Центробанк. Регулятор опубликовал проект об изменениях предельных размеров базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО.
Также в России планируют увеличить размер штрафа для водителей за езду без техосмотра до 2 тыс. руб. А за проведение ТО без необходимой аккредитации будет грозить уголовная ответственность – вплоть до 5 лет лишения свободы.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.