Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор

Сегодня рассмотрим тему: "комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор

Что делают комиссии по легализации баз по налогам и взносам, чтобы отобрать интересующих их плательщиков и налоговых агентов? Какие документы и источники они изучают? Это не секретная информация. И мы готовы поведать её в нашем материале.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России закрепила новый регламент работы налоговой комиссии по легализации баз по НДФЛ и страховым взносам. Среди прочего, ведомство изложило здесь и механизм предпроверочного анализа. Налоговики руководствуются им при подготовке материалов на лицо, которое будет рассказывать о своей деятельности на комиссии.

Так, предварительная работа комиссии по легализации налоговой базы заключается:

  • в изучении показателей финансово-хозяйственной деятельности отобранных лиц;
  • проведении мероприятий налогового контроля (каких именно ФНС не уточняет).

Причём налоговики анализируют все сведения, которые есть у них в распоряжении, и по всем (!) налогам.

Согласно упомянутому письму ФНС, отбор налогоплательщиков для рассмотрения на комиссии по легализации может происходить на основании данных практически из любых источников. Это:

  • информационные ресурсы – ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.;
  • сведения, полученные о плательщике и/или его сделках от контрагентов и иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ;
  • информация из масс-медиа и Интернета;
  • данные от кредитных учреждений, правоохранительных органов, ПФР, ФСС, ФОМС, лицензирующих органов, таможни, местных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
  • жалоб, заявлений организаций и обычных граждан;
  • сведений от сотрудников, акционеров, участников организаций;
  • данных из других источников.

Прежде чем вызывают в налоговую на комиссию по легализации, обязательно изучают:

  • учетные и иные сведения, характеризующие плательщика, налогового агента;
  • показатели бухгалтерского баланса;
  • уровень зарплаты на предприятии, а также исполнение обязанности по исчислению и перечислению в бюджет НДФЛ;
  • показатели исполнения обязанностей по уплате страховых взносов;
  • показатели отчетности коммерсантов.

На основе сказанного выше проверяющие устанавливают наличие налоговых рисков, а также изучают уровень налоговой нагрузки у конкретного лица, которое уже отобрано на комиссию. Это подразумевает:

  • расчет индивидуальной налоговой нагрузки (нагрузки по взносам) плательщика по налоговым периодам в зависимости от системы налогообложения;
  • определение круга схожих плательщиков (налоговых агентов), стоящих на учете в налоговом органе;
  • подсчет их налоговой нагрузки (если нет данных, то изучают средние показатели по отрасли);
  • определение схожего плательщика (налогового агента) с наибольшей налоговой нагрузкой,
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки плательщика (налогового агента) от наибольшего показателя.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда показатель налоговой нагрузки небольшой, проверяющие берутся за изучение финансовых потоков предприятия. Для этого ИФНС:

  • изучает предварительно запрошенные у кредитных учреждений банковские выписки (ст. 86 НК РФ);
  • составляет схему движения денег и схему ведения бизнеса;
  • изучает сделки (в т. ч. чтобы найти их отрицательное влияние на налоговую нагрузку данного лица).

Последний этап – такой же, как при отборе налогоплательщиков для выездной проверки. Инспекция оценивает соответствие показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия критериям оценки рисков, которые изложены в общеизвестной Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Это приказ ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333.

Комиссии по легализации налоговой базы: кого туда пригласят, и какими будут последствия

ФНС России выпустила письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». По сути, данный документ — это инструкция по отбору компаний и предпринимателей, которых следует пригласить на комиссию, а также по организации работы самой комиссии. На наш взгляд, письмо представляет интерес не только для инспекторов, но и для самих налогоплательщиков.

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

Значительная часть налогоплательщиков, приглашенных на комиссию — это компании и предприниматели, вызывающие подозрение у инспекторов. Но поскольку подозрение еще не переросло в уверенность, налоговики пока воздерживаются от выездной проверки. Вместо этого они создают комиссию, чтобы у налогоплательщика был шанс самостоятельно исправить ситуацию.

Кроме того, на комиссию попадают организации и ИП, чья недобросовестность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода мала. При таких обстоятельствах выездная проверка считается малоэффективной, и налоговики ограничиваются комиссией.

Поводом для подозрений и для приглашения на комиссию служат следующие обстоятельства.

1. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности, показанные в двух предыдущих налоговых периодах и в текущем отчетном периоде. Под убытками подразумевается отрицательная величина, указанная по строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль. Убыточными считаются также компании, которые вообще не заполнили данную строку, и при этом их расходы оказались больше доходов.

Читайте так же:  Вычет у налогового агента в отчетном году

2. Низкая налоговая нагрузка по прибыли, акцизам, единому «упрощенному» налогу и ЕСХН. Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли). Нагрузка по прибыли считается низкой, если приведенное выше отношение меньше, чем 0,03. Для торговых организаций низкой является нагрузка менее 0,01.

3. Низкая налоговая нагрузка по НДС на протяжении нескольких кварталов. Данная нагрузка рассчитывается как отношение предъявленных вычетов к сумме налога, начисленного к уплате в бюджет. Нагрузка считается низкой, если это отношение равно 0,89 и более.

1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.

2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.

В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.

1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.

2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.

3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.

4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности. А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов. Поэтому при поступлении данных о неучтенной зарплате и неоформленных трудовых отношениях, инспекторы заинтересуются не только уплатой НДФЛ, но и всеми налогами в комплексе.

Отсутствие деклараций 3-НДФЛ при наличии сведений о полученном налогооблагаемом доходе. Такие сведения имеются в информационных ресурсах налогового органа об отчуждении имущества, находящегося в собственности физлиц менее трех лет. В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого предполагаемая сумма сокрытого налога больше, чем у других.

Перед тем, как назначить заседание комиссии, сотрудники ИФНС проводят аналитическую работу. Они изучают данные из своих информационных ресурсов, публикации в СМИ и интернете, сведения, полученные от банкиров, таможенников, страховщиков и прочих структур, а также жалобы юридических и физических лиц.
Кроме того, инспекторы штудируют налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика за последние годы и выявляют зоны риска. К ним, в числе прочего, относится частая смена контрагентов, снятие с расчетного счета сумм, превышающих заработную плату, выдача больших займов другим организациям, отсутствие наличной выручки при наличии зарегистрированной ККТ и проч.

Всю собранную информацию налоговики оформляют в виде таблиц, которые подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, выявленные в ходе подготовки к комиссии. В этом же письме налогоплательщику предлагается подать «уточненки», в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов и т д. На все это налогоплательщику отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию. Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений. Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Читайте так же:  Куда сдавать отчет сзв-м в 2019 - 2020 году

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

После того, как заседание комиссии состоялось, налогоплательщик остается «на карандаше» у инспекторов. Они станут ежеквартально анализировать задолженность по НДФЛ, динамику численности персонала и уровня заработной платы, а также изменение показателей налоговой нагрузки.

При отсутствии положительных тенденций и обоснованных тому пояснений, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа инспекции. Его сотрудники будут рассматривать вопрос о включении налогоплательщика в план выездных проверок.

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Выездная налоговая проверка — формальность. Судьба компании решается до проверки

Уголовное преследование – Налоговые проверки – Подготовка к допросу – Оптимизация налогов

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aac83_down67

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aac83_down67

Выездная налоговая проверка — это страх налогоплательщиков. Но на самом деле боятся проверки не стоит. Когда к предпринимателю пришли с проверкой, у ФНС уже собрана вся доказательная база против компании. Выездная проверка — формальность. Что это значит? Что ФНС собирает всю необходимую ей информацию до проверки.

Почему ФНС доначисляет налоги в 99,2% случаев проведения выездных налоговых проверок?

Потому, что налоговая пользуется программным обеспечением: несколькими программами, которые анализируют деятельность налогоплательщика и позволяют ФНС заранее понять, есть ли нарушения, за которые можно доначислить. Это называется предпроверочным анализом.

Из этого следует вывод, что если ФНС пришла, значит, нарушения уже найдены. Их осталось только зафиксировать в ходе проверки. Это, как говорится, дело техники.

Но доначислить — это не цель ФНС. Цель — взыскать. Доначисление налогов без взыскания инспекции не нужно и даже вредно, поскольку на предпроверочный анализ и саму выездную проверку тратится время сотрудников.

Из этого следует второй вывод: при предпроверочном анализе, о котором мы ещё поговорим, ФНС проверяет, можно ли взыскать налог за счёт самой компании и/или её руководителей, учредителей и даже членов их семей.

Каким программным обеспечением пользуется налоговая, чтобы выйти на ВНП?

Вручную невозможно обработать всю информацию, которой владеет ФНС, и тем более невозможно сделать из этой информации выводы. Поэтому на службе у налоговой много программ, которые собирают, сопоставляют и анализируют информацию. Вот некоторые из них:

АСК НДС-2. Эта программа ищет разрывы в цепочке уплаты НДС. Как? Сопоставляет информацию, полученную от компании-налогоплательщика с информацией от его контрагентов. Если есть «разрыв», то, возможно, кто-то «химичит» с НДС. У АСК НДС-2 есть «надстройка». Это

СУР АСК НДС-2. Программа, которая выставляет каждому налогоплательщику уровень риска: «низкий», «средний», «высокий». В категорию «высокий риск» попадают компании, которые не имеют ресурсов, чтобы заниматься заявленной деятельностью, платит НДС по минимуму или не платят вообще, связанные с однодневками.

Кстати, мы писали об этих программах в статье, посвящённой СУР АСК НДС-2.

Программно-информационный комплекс (ПИК) «ВНП-Отбор» анализирует известные данные о компании по 43-ём критериям. Программа начисляет баллы. Больше баллов — подозрительнее компания, вероятность выездной проверки выше.

ПИК «Однодневка» собирает сведения о «массовых» учредителях и руководителях компаний и о «массовых» регистрациях. К контрагентам таких компаний будут вопросы. И не только к ним. Инспектор «разматывает» всю цепочку компаний, связанных с однодневкой. Поэтому даже самые честные и добросовестные компании внезапно могут оказаться в одной цепочке с однодневкой.

ПИК «Налог-3». Самая всеобъемлющая база, в которой собрана масса информации о налогоплательщике: наличие средств, имущества, состав учредителей и руководителей и т.д.

Подобных ПИКов у ФНС много. Они обновляются, совершенствуются, интегрируются друг с другом.

ФНС пользуется не только своими ПИКами.

Запросы в банк как доказывание необоснованной налоговой выгоды

При изучении банковской выписки «спорного» контрагента инспекция делает вывод: что контрагент не осуществляет операции, свойственные обычной хозяйственной деятельности (не имеет расходов на уплату коммунальных платежей, электроэнергии, аренды, канцелярских товаров, заработной платы); движение денежных средств по счетам контрагента носит транзитный характер. Оплата производится на счета таких же недобросовестных контрагентов с низкой налоговой нагрузкой, и в дальнейшем, обналичиваются через расчетные счета ИП.

Иногда инспекцией удается доказать «круговое» движение денежных средств, т.е. возврат денежных средств по цепочке компаний на счета контролируемой налогоплательщиком компании.

Читайте так же:  Планирование аудита

ФНС анализирует также IP-адрес. Если управление счетами компаний происходит с одного компьютера, то это признак взаимозависимости.

Фискалы не гнушаются и информацией из открытых источников. Бизнесмен радуется покупке Феррари на странице Фейсбука? Рассказывает о строительстве трёхэтажного дома? Фискалы сверят эту информацию со своими данными о доходах бизнесмена. Если он строит дом, а у самого зарплата 100 000 рублей, то вопрос — не обналичивает ли он деньги?

Бизнесмен говорит о «группе компаний», которой он руководит? Вот и повод ещё раз проверить взаимозависимые компании.

Вы помните, что цель – именно фактическое взыскание. Для этого налоговая должна установить, что есть лица, которые причастны к уклонению от уплаты налогов, и с которых можно взыскать деньги. Это руководители, учредители, топ-менеджеры компаний и их семьи.

Чтобы узнать, чем владеют все эти люди, ФНС сделает запросы в Росреестр (недвижимость) и ГИБДД (движимое имущество).

Результат проведённого анализа – заключение, в выводах которого указывается, рекомендовано ли проведение ВНП или нет. К этому времени ФНС накапливает такое количество сведений о компании, что заранее может спрогнозировать:

  • сколько будет взыскано;
  • какие мероприятия нужно провести;
  • какие документы и по каким сделкам с какими контрагентами нужно запросить.

Вот откуда берётся 99%-ая эффективность при ВНП. Не забываем и про камеральные проверки, которые позволяют взыскивать «без лишних движений». Камеральные проверки столь же опасны, как и выездные, если не опаснее.

Сейчас у ФНС есть возможности собрать огромное количество информации о компании, её контрагентах, сделках, платежах, руководителях, учредителях, членах их семей и движении имущества. Поэтому, когда ФНС проводит выездную проверку, её цель – закрепить доказательную базу, которая уже давно была собрана.

Чем крупнее бизнес, тем он привлекательнее для ФНС с точки зрения доначислений. С большого и взять можно много. Поэтому можно рассмотреть вариант дробления бизнеса, чтобы стать малым в глазах налоговой. Но к дроблению надо подходить очень, очень аккуратно; оптимизация налогов не может быть самостоятельной целью дробления бизнеса. Мы писали о печальном случае, как компании доначислили более 200 млн рублей из-за дробления.

Если по результатам предпроверочного анализа выяснится, что взыскать с компании, взаимосвязанных компаний, контролирующих лиц и членов их семей нечего, то вероятность выездной проверки падает. ФНС нужно взыскать, а не просто доначислить.

Таким образом, рекомендуем вам «раствориться» среди налогоплательщиков и не привлекать к себе излишнего внимания. Также заранее обеспокоиться по поводу своих личных активов, что бы они не пошли на погашение долгов компании. Подробнее об услуге “Сопровождение налоговых проверок” вы можете прочитать здесь.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

Что теперь с признанием расходов по нереальной сделке?

Алгоритм, что делать, если инспекторы пришли с выездной проверкой без предупреждения

Выездные налоговые проверки: основания, порядок и «любимые» мероприятия ФНС

Статья 51 Конституции на допросе в ФНС — спасение или ловушка?

Умное досудебное обжалование решения инспекции в УФНС может дать компании преимущества, о которых почти никто не знает

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad47_social1

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad32_social2

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad46_social3

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad0a_social4

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad49_point3

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad52_line-2

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=https%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad52_line-2

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Предпроверочный анализ — инструмент, повышающий эффективность выездных проверок

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=http%3A%2F%2Fkontursverka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F55-700x329

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100!

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа — установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов, то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Утверждена новая форма справки о социальном вычете

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые. Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые. Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск. Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=http%3A%2F%2Fkontursverka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F22

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, сопоставляет данные по сделке, указанные в отчетах покупателей и продавцов. Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса — АСК НДС-3. Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3», в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа — установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа — ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

Цель работы на этом этапе — найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов. Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц — компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса.

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=http%3A%2F%2Fkontursverka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F11

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка». Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода:

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов, которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел. По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса — порядка 5%. А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой.

Банки активно сотрудничают с ФНС — это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что блокируют счета и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

Читайте так же:  Онлайн калькулятор расчета компенсации за неиспользованный отпуск

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов. В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам. Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=http%3A%2F%2Fkontursverka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F33

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам. Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна — выяснить состав имущества, которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель — сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни. Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3», то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор proxy?url=http%3A%2F%2Fkontursverka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F44

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали — это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц — подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе — о критерии трех лет. У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников. Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП. Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП — какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ — заключение. Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Изображение - Комиссии по легализации и их предпроверочный анализ и отбор 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 14

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here