Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 – 2020 года

Сегодня рассмотрим тему: "как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Привычные методы налогового контроля установлены Налоговым кодексом и с каждым годом новыми изменениями законодательства ужесточаются и приобретают гибкость, мобильность, новые полномочия и возможности. Так, традиционная камеральная проверка, производимая на территории налоговой инспекции, расширила пределы — теперь инспекторы вправе проводить осмотр зоны налогоплательщиков.

Самым тяжелым видом контроля для предпринимателей всегда являлись выездные проверки, в ходе которых непременно выявлялись факты нарушения.

Однако 5 лет назад появилась новая форма контрольных мероприятий, оказывающая не меньшую нагрузку на налогоплательщиков, — вызов на комиссию по легализации налоговой базы.

Налоговый кодекс, как и другие акты законодательства, не регламентируют процедуру вызова на комиссию.

Источником правовой базы мероприятия являются лишь разъяснительные письма ФНС, составляемые для налоговых инспекторов.

Собрание комиссии и вызов на нее проводятся не хаотично, а имеют планирование, схожее с планами по выездным проверкам. Фирмы, которые попали в списки выездных мероприятий, как правило, сначала проходят комиссию. Однако налоговые органы приглашают на комиссию и тех налогоплательщиков, которых не включили в планы ВНП, но по которым обнаружены неправомерные деяния.

Как гласит письмо ФНС от 2013 года субъекты для комиссии выбираются исходя из анализа экономической деятельности и нюансов расчета и взимания налогов и сборов у этих лиц при особых обстоятельствах — реорганизация, ликвидация, банкротство и т. п.

Изображение - Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2Fznaybiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fkomissiya

После отнесения налогоплательщиков в план комиссии либо не привлечения к этой форме контроля производится упорядочение субъектов по очередности приглашения в инспекцию. Приоритет здесь занимает потенциальная сумма налога, от уплаты которой уклоняются.

Налоговые инспекторы должны особое внимание уделять выявлению целых систем утаивания реальных выплат зарплаты работникам, в ходе которых документально отражаются либо завышенные расходы налогового агента, либо заниженные доходы сотрудников.

Читайте так же:  Выплата премии после увольнения сотрудника: основные правила и обязательства работодателя

Такие методы уклонения от отражения сумм в отчетах ведут к уменьшению НДФЛ, НДС, налога на прибыль, УСН. Поэтому если в налоговую инспекцию поступят доказательства теневых схем, несоответствия реальных зарплат бумажным, прием на работу без договора либо с корректированным трудовым контрактом, в проверку включат не только подоходный налог, но и остальные связанные с ним — НДС, УСН, налог на прибыль.

Оставшиеся критерии:

  • поступление сведений от зарубежным государств о доходах российских налогоплательщиков;
  • поступление сведений от органов ОВД, прокуратору, физических лиц, компаний — о скрываемых доходах лица;
  • минимизация базы налогов — использование налоговых льгот без обоснования, пониженных ставок;
  • также предъявление НДС к возмещению и правонарушение в налоговой сфере — это критерии не всегда влекут привлечению к комиссионному рассмотрению, но могут стать поводом для этого, если проведение выездной проверки по этим плательщикам оценивается как неэффективная.

После исследования этих величин налоговая инспекция направляет выбранным субъектам информационные письма, через которые инспекторы рекомендуют проверить налоговую систему своего бизнеса и представить декларацию с корректировкой, уплатить суммы недоимки, неустойки либо предоставить разумные пояснения.

Если лицо не выполнило рекомендации информационного письма, то ему направляется письмо с вызовом на комиссионное рассмотрение его дела. Ознакомиться с формой уведомления можно по этой ссылке.

В письме ФНС целью формирования комиссий обозначено улучшение налоговых поступлений.

Комиссия призвана разрешить непонимание между субъектами без проведения затратных с точки зрения времени и средств контрольных мероприятий. Также в ходе комиссии лицо получает возможность осознать свое положение как налогоплательщика, даже точнее — осознать отношение налогового органа к себе, исправить обнаруженные ошибки и таким образом подготовиться к будущим формам контроля.

В состав комиссии зачастую включаются должностные лица ПФР, представительных органов муниципалитета, прокуратуры, ОВД и т. д. Инспекция ФНС имеет информационную базу из отчетности, представленной ей, а также из всех доступных реестров, из информации, данной другими лицами, из интернета, из источников СМИ. Такое широкое число информационных инструментов требует от налогоплательщика тщательной подготовки ответов на комиссии и оптимизации системы налоговой безопасности своего хозяйствования.

По каждому плательщику проводится индивидуальное рассмотрение материалов.

В результате проведенной процедуры комиссия формирует протокол заседания и рекомендации по улучшению показателей бизнеса субъекта — отражению действительной налоговой базы, устранению убытков, уплате налогов и сборов. Все эти действия должны быть выполнены фактически и документально — путем сдачи уточненной отчетности. Обязательно указывается срок для исполнения пожеланий. Письмо ФНС предлагает указывать 10-дневный срок.

Изображение - Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2Fznaybiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fprocedura-komissii-300x217

Протокол подписывают секретарь и председатель комиссии. Субъект получает протокол для ознакомления, о чем составляется расписка. По желанию лица ему вручается экземпляр протокола.

С бланком протокола можно ознакомиться по этой ссылке.

После завершения заседания инспекция ФНС продолжает налоговый мониторинг за лицом и отслеживает исполнение или неисполнение рекомендаций. Если показатели субъекта не изменились, то возбуждается вопрос о выездной проверке.

Если лицо не явилось на заседание без обоснованного повода, по отношению к нему производятся следующие действия:

  • направление повторного уведомления;
  • направление уведомления о заседании комиссии уже в Управлении ФНС по субъекту России;
  • направление уведомления о заседании межведомственной комиссии субъекта России;
  • анализ показателей для планирования более глубокой проверки;
  • формирование документов для начала выездной налоговой проверки.

С учетом базы претензий налогового органа бизнес-субъекту требуется очень тщательно приготовить свои оправдательные аргументы.

Оптимальным будет составление письменных пояснений. Обязательно к пояснениям прилагать документальное подтверждение доводов.

Если инспекция акцентирует внимание на убытках, то защиту нужно строить в таком направлении:

  • данный вид рыночной отрасли несет убытки для всех предпринимателей;
  • статистику по прибыльности и убыточности отраслей экономики можно найти на сайте Росстата в разделе России и субъектов;
  • убытки имеют место лишь в некоторых видах хозяйствования лица, но они дают отрицательный результат по общей прибыли;
  • увеличение цен на импортные материалы;
  • колебания валютных курсов;
  • падение продаж в силу падения покупательской способности населения;
  • кризис;
  • работа в новой отрасли экономики и ожидание прибыли в следующих периодах.

Если претензии налогового органа касаются НДФЛ и выплат работникам:

  • часть персонала работает в других регионах страны, где уровень зарплат ниже;
  • введение на предприятии или у ИП неполной занятости, гибкого или плавающего графика труда.

По НДС:

  • большая сумма приобретения товаров — по ним есть счета-фактуры, передаточные акты, т. е. доступно отнесение к вычетам — с одновременным отсутствием продаж и, как следствие, низкой налоговой нагрузки;
  • особенности функционирования предпринимателя, который выбрал путь закупки товаров по высоким ценам и их продажи с небольшой добавочной стоимостью;
  • представление документов о проверке контрагентов — выписки из реестра юридических лиц, ИП, первичные документы и т.д.

В любом случае на уведомление о вызове обязательно следует отозваться и не побуждать налоговую инспекцию к более жестким мерам принуждения.

Изображение - Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2Fznaybiz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Forganizaciya-komissii-300x200

Комиссия — это попытка выяснить ситуацию быстро и без споров, без иных мероприятий. Игнорирование такой попытки обернется для налогоплательщика выездной проверкой. Известно, что выездная проверка всегда обнаруживает налоговые правонарушения и заканчивается налоговой, административной и порой уголовной ответственностью.

Всегда можно обратиться к специалистам в сфере налогового права и бухгалтерии, юристам и финансовым и налоговым менеджерам.

Комиссии по легализации налоговой базы: новый порядок работы

В конце июля Служба опубликовала письмо, в котором утвердила новый порядок работы комиссий по легализации налоговой базы. Каким коммерсантам готовиться к встрече с ревизорами и о чем налоговики будут спрашивать, специально для «Расчета» узнала Юлия Лакша, руководитель отдела методологии.

Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@, в котором сообщила о новом порядке работы комиссий по легализации налоговой базы. Теперь ревизоры будут вызывать к себе на «собеседования» компании, у которых не все в порядке, по мнению контролеров, с НДФЛ и страховыми взносами. Сообщение Службы любопытно в контексте почти полного отказа ведомства от проведения таких комиссий и внезапного возвращения к ним.

Задача комиссий – искать нарушения, касающиеся отражения недостоверных сведений в отчетности, налога на доходы физических лиц и расчета страховых взносов. Чиновники пригласят для общения представителей компаний, которые выплачивают серые или черные заработные платы, а также тех представителей бизнеса, кто несвоевременно перечисляет в бюджет НДФЛ и взносы. Традиционно в поле зрения контролеров попадают представители фирм, которые платят своим сотрудникам зарплаты меньше прожиточного минимума или МРОТ, а также работодатели, пренебрегающие «белым» оформлением сотрудников.

И если с группой риска все более или менее понятно, то теперь каждая компания может проверить себя, попадает ли она под «критерии подозрительности», которые определила сама Служба. Итак, на комиссию, скорее всего, вызовут тех коммерсантов, которые уже имеют перед бюджетом задолженность по НДФЛ, а также тех, чьи показатели по налогу снизились по сравнению с предыдущим периодом. Пригласят на встречу плательщиков страховых взносов с долгами или, опять же, представителей компаний, показатели которых заметно снизились по сравнению с предыдущим периодом. Свое внимание ревизоры обратят и на индивидуальных предпринимателей. Вызовут тех, кто заявил профессиональный вычет по НДФЛ в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за период дохода.

Читайте так же:  Как выбрать надежного туроператора что проверить

ФНС выпустила письмо от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/ 14490@, в котором сообщила о новом порядке работы комиссий по легализации налоговой базы. Теперь ревизоры будут вызывать к себе на «собеседования» компании, у которых не все в порядке, по мнению контролеров, с НДФЛ и страховыми взносами.

Еще одним критерием для приглашения на комиссию станет информация, запрошенная ревизорами в ПРФ и ФСС. Если Фонды сообщат, что за плательщиком взносов ранее уже были замечены регулярные нарушения, то налоговики встретятся с этими компаниями.

И, наконец, группа «зеро». В нее попадут коммерсанты, которых сами ревизоры выявят в ходе предпроверочных мероприятий, но назначение выездной налоговой проверки в отношении таких предпринимателей контролеры расценят как неэффективное, а вот встретиться лично и провести «воспитательную» беседу могут.

Стоит напомнить, что при получении приглашения на комиссию руководитель компании или бухгалтер могут отказаться от встречи с ревизорами. Чтобы избежать очной ставки в ФНС, не обязательно иметь уважительную причину, правда, в этом случае контролеры имеют право наказать не явившегося. Размер санкций составляет от 2000 до 4000 рублей. В случае если у приглашенного на встречу есть веская причина проигнорировать приглашение, этот факт придется доказать документально.

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Отменяется письмо о комиссиях по легализации налоговой базы по большей части налогов

Изображение - Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.audit-it.ru%2Fupload%2Fiblock%2F42d%2F%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0%2520%25D0%25B2%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587

Изображение - Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.audit-it.ru%2Fupload%2Fiblock%2F02f%2F%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0%2520%25D0%25B2%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587

В письме от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ ФНС сообщила о частичной отмене своего письма от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов).

Отменяется часть письма, касающаяся организации работы комиссий в отношении НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц, земельного налога, транспортного налога, налога по УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Отмена письма о комиссиях не коснулась НДФЛ. Таким образом, комиссии по НДФЛ будут и далее функционировать по описанным в письме принципам.

Напомним, это было обширное письмо, в котором ФНС разъяснила порядок и основания вызова налогоплательщиков на комиссию, привела конкретные критерии, при соответствии которым было рекомендовано вызвать налогоплательщика на комиссию, рассказала, что налоговики могут предпринять по результатам заседания комиссии.

Вправе ли налоговый орган в ходе заседания комиссии по легализации налоговой базы

Вправе ли налоговый орган в ходе заседания комиссии по легализации налоговой базы исследовать вопросы реальности сделки – порядок заключения договора с контрагентом, полномочия представителя контрагента, порядок доставки товара и т.д.?

Исследовать, т.е. проверять, этот вопрос инспекторы не вправе, а вот попросить дать объяснения по сделкам могут. Контролеры имеют право пригласить налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом ФНС России уточняет, в каких случаях это возможно (п. 2.2 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837): если нужны пояснения по вопросам исчисления налогов, требуется явка налогоплательщика при выявлении ошибок и противоречий в декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ), нужно ознакомить компанию с документами по проверке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: Что делать, если получили из налоговой приглашение на комиссию по зарплате или по убыткам

«Как подготовиться к заседанию комиссии

Сразу совет: игнорировать вызов на комиссию не стоит. И на это есть несколько причин. Во-первых, если организация никак не отреагирует на письмо из налоговой, ее могут оштрафовать по статье 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Во-вторых, если никаких действий не предпринять, то вашу организацию могут включить в план выездных проверок*.

Правда, это касается только официального письменного вызова. Если на разговор пригласили обычным телефонным звонком, на походы в инспекцию время терять не стоит.

Первое, что нужно сделать, получив письменный вызов на комиссию, – позвонить инспекторам. Бывает, что поводы вызова явно надуманы или основаны на ошибочных сведениях. Например: инспекторы по справке 2-НДФЛ сделали вывод о том, что у директора слишком маленькая зарплата, просто поделив доход на 12. При этом они не учли, что на работу директор принят лишь под конец года.

Возможно, вас вызвали на так называемую профилактическую комиссию. Требовать на таких комиссиях инспекторы ничего не станут, напротив, расскажут, как хорошо платить налоги. Соответственно, и волноваться перед такой встречей не стоит.

Как правило, на комиссию вызывают руководителя, но может прийти главный бухгалтер, финансовый директор или иной уполномоченный представитель (тем более если вы опасаетесь, что директор может сболтнуть лишнего). С собой стоит взять:

– те документы, которые указаны в вызове;

Если есть опасения, что инспекторы станут психологически давить на представителей организации количеством членов комиссии, приглашая на подмогу коллег или даже судебных приставов, то можете позвать с собой на заседание юриста или другого специалиста из своей организации.

Стоит ли собирать дополнительный пакет документов по деятельности организации для подстраховки? Брать с собой штатное расписание, трудовые договоры и подобные документы не нужно. Никто не ждет от вас письменных доказательств, графиков, диаграмм. Поэтому много документов с собой не берите. Вызов на комиссию предполагает, что придется говорить или слушать и кивать.

Как быть, если директор или вы сами не можете прийти на заседание комиссии в связи, например, с командировкой? Не стоит отмалчиваться, а лучше позвонить в инспекцию, объяснить ситуацию и попросить перенести заседание на другой срок. Или направьте письменное обращение с такой же просьбой.

Как вести себя в налоговой

Проще всего понять, что вас ожидает, – это вспомнить родительское собрание в школе. Конечно, мероприятие мало будет походить на обмен любезностями. Вас пожурят, а также будут задавать вопросы о деятельности организации.

Старайтесь выдержать паузу между вопросами инспектора. Полученное время используйте для обдумывания и формулирования своих мыслей. Лучше не говорить того, за что налоговики могут зацепиться в поисках нарушений в вашей организации.

Читайте так же:  Долг свыше 50 тысяч в россии можно будет требовать только через коллектора

Если в ходе разговора инспекторов заинтересуют какие-либо документы и они потребуют представить их в инспекцию, то стоит попросить, чтобы они выставили требование письменно*.

Старайтесь выбрать дружелюбный и уважительный тон. Не стоит при этом стесняться демонстрировать осведомленность в юридических аспектах, но только если разговор переходит в правовое поле. Довольно часто на комиссиях происходит так называемый разговор обо всем. Не стоит переходить к официозу, если инспектор настроен благожелательно. Можно даже пожаловаться, что работать стало трудно, конкуренция возрастает, клиентов переманивают, цены сбивают и прочее.

Проще говоря, постарайтесь выйти на конструктивный разговор с контролерами. Ведь чаще всего инспекторы просто хотят убедиться, что руководитель не номинальный, что организация реально ведет бизнес и не является однодневкой.

Чего ждать от комиссии по зарплате

Довольно часто инспекторы вызывают на комиссии по зарплате. Представителю организации зададут вопрос: «Почему такие низкие зарплаты?» И вот какое обоснование вы можете привести в ответ:

– «Это временные меры, поскольку организация только начала вести деятельность»;

– «У нас работают в основном совместители или на условиях неполного рабочего дня»;

– «В нашей организации особая система премирования».

К чему готовиться на комиссии по убыткам

На комиссии по убыткам нужно будет пояснить* отрицательные результаты в отчетности, высокую долю вычетов по НДС. А также рассказать о мероприятиях, которые организация планирует провести, чтобы улучшить показатели своей деятельности. Нужно быть готовым ответить на вопрос о том, за счет каких средств организация живет, где кроется реальный источник финансирования.

Сообщите, что в ближайшее время планируете выйти на прибыль, а в качестве источника финансирования можно привести займы от учредителей, кредиты и т. д.

Главбух советует: инспекторы не вправе диктовать организации, как вести бизнес.

Поэтому вы можете сами решить – оставлять убытки или их корректировать. При этом большинство бухгалтеров отказываются уточнять отчетность, но обязательно поясняют причины убытков – причем как новой, так и уже давно работающей компании.

Читать еще советы

Чего ждать от комиссии по недоимкам

На комиссии по недоимкам, как правило, приглашают организации с так называемой длящейся недоимкой – когда в течение года за организацией тянется задолженность, притом что объективных причин для этого нет. Если вам поступил вызов, лучше всего начать со сверки расчетов с бюджетом. Всегда имеется вероятность, что в базе инспекции числится сумма, которая давно оплачена.

Также инспекторы могут задать вопрос, почему заключены договоры с контрагентами, у которых:

– вид деятельности не соответствует поставляемой продукции;

– так называемый массовый адрес;

– адрес регистрации часто меняется;

– имеются другие признаки недобросовестности (например, отсутствие материально-технической базы).

В ответах на подобные вопросы можно коснуться особенностей ведения бизнеса, конечно, лишь тех, которые вы считаете нужным сообщить инспекторам. Но самое главное, подчеркните, что организация применяет предусмотренные законодательством способы проверки контрагента. То есть действует с должной осмотрительностью и осторожностью.

На практике возможна и такая ситуация. Представителю организации выдают для заполнения анкеты. Предполагается, что в эти анкеты нужно внести сведения об основных дебиторах и кредиторах, о доходах и расходах и их структуре, численности персонала, денежных средствах на счетах.

При этом нужно понимать, что, заполняя указанные анкеты, организация по сути проводит в отношении себя анализ по критериям планирования выездной налоговой проверки. Советуем заполнять такие анкеты с большой осторожностью.

Что последует после комиссии

Если вы успешно прошли комиссию, это не означает, что вам больше не грозит проверка. Инспекторы не перестанут пристально наблюдать за деятельностью вашей организации. Постарайтесь понять, что именно в деятельности вызывает подозрения инспекции.

По итогам встречи инспекторы составляют протокол. Его, как правило, представителям организации не выдают, но вы вправе запросить себе копию. В таком протоколе фиксируют рекомендации по устранению нарушений в будущих периодах. Ключевое слово при этом – рекомендации, но по возможности лучше дальнейшие претензии исключить и хотя бы частично постараться выполнить обещанное на комиссии. Дело в том, что, если вы будете допускать те же ошибки, что и прежде, за вашу организацию могут взяться всерьез».

2. Статья: Как убыточной компании вести себя на комиссии по легализации налогов

«Активная борьба с убыточными компаниями ведется во всех регионах страны

ФНС России рекомендует в списки потенциальных претендентов на комиссию включать в первую очередь компании, заявляющие налоговые убытки (письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722). Отбор осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль, в которых по строке 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за предыдущие два налоговых периода и в отчетном (налоговом) периоде текущего года. Также в список включаются организации, не заполнившие строку 100 листа 02, у которых налоговые расходы за анализируемый период превысили доходы.

Как вести себя на убыточной комиссии

Контролеры имеют право пригласить налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом ФНС России уточняет, в каких случаях это возможно (п. 2.2 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837): если нужны пояснения по вопросам исчисления налогов, требуется явка налогоплательщика при выявлении ошибок и противоречий в декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ), нужно ознакомить компанию с документами по проверке. Также организацию могут вызвать по любому вопросу*. Поэтому важно быть готовым правильно себя вести, чтобы не испортить отношения с инспектором и не навредить налоговому учету компании.

Если не хотите злить инспектора, на комиссию лучше прийти тому сотруднику, кто разбирается в делах компании

Как правило, это главбух или директор. Визит «формального» законного представителя организации только разозлит проверяющих. Ведь лицо, не осведомленное в нюансах сделки, не способно вести конструктивный диалог с инспектором. А вот грамотные ответы главбуха на вопросы налоговиков, возможно, помогут избежать негативных налоговых последствий в будущем*.

Навестить налоговиков лучше с юристом

Хотя проверяющие часто против присутствия на комиссии группы поддержки, налогоплательщик вправе прийти с юристом. Так как каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Специалист поможет избежать провокаций и зафиксировать неправомерные действия налоговиков.

Сам по себе убыток не опровергает обоснованность расходов — затраты соотносятся с характером деятельности, а не с прибылью

Безопаснее заранее продумать ответ, почему у компании убытки

Основной аргумент — само по себе возникновение убытка не опровергает обоснованность расходов. Затраты соотносятся с характером деятельности компании, а не с прибылью. Чтобы не быть голословными, важно подготовить документы, которые подтвердят финансово-экономическое состояние организации. Например, отчет маркетолога о снижении цен.

После комиссии нужно быть готовым к выездной проверке

Читайте так же:  Образец заявления на декретный отпуск

Особенно если компания после разговора с налоговиками не поправила учет в пользу бюджета. Ведь контролеры еще перед вызовом на комиссию тщательно проанализировали деятельность налогоплательщика. И если положительных, по их мнению, сдвигов не произойдет, то вероятность включения его в претенденты на выездную проверку очень высока*.

Штраф налогоплательщику грозит за неявку на комиссию, но не за отказ от дачи пояснений

Неявка в инспекцию расценивается как неповиновение законному распоряжению должностного лица госоргана. За это могут оштрафовать (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ)*: гражданина на сумму от 500 до 1000 руб., должностное лицо на сумму от 2000 до 4000 руб. Но, если налогоплательщик явится в инспекцию, но откажется давать пояснения, его не оштрафуют (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12837)».

Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

12 августа 2014 17753

Кого стоит взять с собой на комиссию

Как спрогнозировать вопросы, которые зададут налоговики

Какие вопросы представляют наибольшую опасность

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

  • комиссия при местной налоговой инспекции;
  • комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
  • межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т.д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Если ранее вопросы комиссии сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании – это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т.п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло. Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам. Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-Рейтинг, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников. Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика. При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Читайте так же:  Когда будет единовременная выплата пенсионерам

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду – она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений. Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения. Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т.п. Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании. Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности – в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями – есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией. По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника. Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах. Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет – необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Защититься поможет внимательное отношение к заданным вопросам

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков. Особенно если комиссия собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов. В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем – этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится. И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса. Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле. Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице. А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков. Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток. Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков. Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗпункт 3 статьи 88 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Изображение - Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2019 - 2020 года 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here