Как государство содействует занятости инвалидов

Сегодня рассмотрим тему: "как государство содействует занятости инвалидов" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Как государство содействует трудоустройству инвалидов?

Обращаться необходимо в ближайший Центр занятости населения, там есть программа по трудовой реабилитации инвалидов, проведению тестирования их профессиональных возможностей, содействию им в адаптации к новой работе.

В целях создания рабочих мест для инвалидов установлены квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов для организаций любой организационно-правовой формы или формы собственности; резервируются для трудоустройства инвалидов рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для них, с созданием им условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;предусмотрены меры стимулирования создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;и обучение инвалидов новым профессиям.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть меры и по формированию условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

Хочу предложить пару полезных ссылок для тех, кто хочет самостоятельно определиться с вакансиями, не обращаясь в Службу Занятости, поскольку информация о текущих вакансиях есть и в интернете (см. ниже).

В дополнение к предыдущему ответу хочу сказать, что вакансий таких, предусматривающих трудоустройство людей с ограниченными возможностями, не так уж и много(((.Что понятно, с одной стороны, поскольку много где требуется,например, определенная подвижность сотрудников, а людям с костылями и в колясках такие работы не по плечу. Однако с другой стороны, нашла (правда, на областном сайте банка вакансий) несколько вариантов, когда оплата предлагаемой работы существенно ниже, чем это предлагают людям без инвалидности. Например, ради любопытства сравнила предлагаемые зарплаты бухгалтеру по квоте и без нее – разница где в 2 раза,где и больше.
www trudik ru
А вот и ссылка с Московского сайта Департамента труда и занятости – тут можно посмотреть так называемую профессиограмму для инвалидов, а если кто-то затрудняется с выбором профессии,то можно воспользоваться тестом на профориентацию. prof labor ru

Если хотите сначала пройти тест, то ссылка вот: prof labor ru

Как государство содействует трудоустройству инвалидов?

На бумаге пишут о трудоустройстве много, на деле все обстоит несколько иначе.
Поэтому инвалидам будет не лишним знать свои права.
В России действует федеральная целевая программа (ФПЦ) “Доступная среда”. Она рассчитана на период с 2011 по 2015 годы.
Ознакомиться с программой “Доступная среда” можно на официальном сайте “Федеральные Целевые Программы России” – fcp economy gov ru
Заказчиками программы являются многие министерства и ведомства (в тексте программы можно их увидеть). Можно увидеть цели программы, задачи, объемы бюджетных ассигнований и пр.

Иными словами, можно узнать какие предприятия на основании этой программы должны принимать на работу инвалидов, а также куда следует обращаться.
Очень часто инвалиды не знают своих прав – www invalirus ru

По информации соцзащиты РФ и пресс-службы Минтруда проект финансируется из федерального бюджета.
В рамках реализации государственной программы “Доступная среда” в 2014 году регионы получат 4 миллиарда рублей – www invalirus ru

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Минтруд активно взялся за решение проблемы занятости инвалидов. В частности, данный вопрос активно обсуждался в феврале 2019 года на Российском инвестиционном форуме в г. Сочи в рамках Лаборатории социальных инвестиций. Рассказываем, что уже сделано и делается для труда и занятости инвалидов в России.

Чиновники Минтруда понимают, что профессиональная инклюзия инвалидов (включение в трудовую жизнь) очень важна. Главное, грамотно ее реализовать.

Изображение - Как государство содействует занятости инвалидов proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-fevral-2019-veb-pro

Вообще, проблемы занятости инвалидов носят комплексный характер. То есть нет какого-то единого рецепта для того, чтобы трудоустроить инвалидов. Но есть комплекс мер для содействия занятости инвалидов. Это работа с работодателем и самим инвалидом, чтобы:

  • повысить его образовательный уровень;
  • сделать его востребованным на рынке труда;
  • выбрать именно те профессии, которые востребованы рынком (работа по совершенствованию квотирования и ряд других мер).

На 2019 год порядка 28% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. Хотя до недавнего времени статистика оперировала более оптимистичными цифрами – около 32-33% показывали занятость инвалидов трудоспособного возраста.

Но если разобраться более глубоко, то окажется, что в эту статистику профессиональной занятости инвалидов попадают все инвалиды, которые хотя бы 1 день работали в течение года. Очевидно, что это необъективный подход.

С 2019 года Минтруд решил анализировать именно закреплённость инвалида на рабочем месте. Это будет так: считаются работающими те инвалиды, которые проработали:

  • в течение квартала – 1 месяц полностью;
  • либо в течение полугода – 2 месяца;
  • 3 месяца – в течение трех кварталов;
  • 4 месяца непрерывной работы в течение года.

В частности, таких инвалидов накопленным итогом за 2018 год в России 28%. Для справки: в середине 2017 года их было 26%.

Среди мер, которые реализует государство для обеспечения занятости инвалидов трудоспособного возраста можно выделить сопровождение молодых инвалидов при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве. Для этого Минтруд совместно с Министерством образования и науки, Министерством просвещения разработали специальную программу сопровождения, чтобы молодёжь, получая профобразование, могла потом переходить на подготовленное рабочее место. В 82 регионах уже разработаны программы сопровождения инвалидов молодого возраста.

С 1 января 2019 года вступил в силу закон о сопровождении занятости инвалидов. Проще говоря, о содействии в поиске подходящей работы. Это новые статьи 13.1 и 24.1 в Законе о занятости населения.

Данный закон предписывает сопровождать инвалидов, и не только молодых. Когда они обращаются в службу занятости в поиске работы, она должна взаимодействовать с медико-социальной экспертизой (МСЭ) (где устанавливают инвалидность) и с работодателем. При этом должны быть проанализированы:

  • маршрут инвалида;
  • его путь из дома на работу;
  • пребывание у работодателя;
  • возвращение домой.

После изучения этих вопросов должна быть разработана индивидуальная программа сопровождения для трудоустройства и занятости инвалида. Известно, что в начале 2019 года появились только первые заявки на такое сопровождение.

Замминистра Григорий Лекарев: Минтруд России работает над совершенствованием механизма квотирования рабочих мест для инвалидов

Он также рассказал, что в настоящее время министерство работает над совершенствованием механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.

« еще пока не реализована, она проходит стадию обсуждения. Министерство сейчас работает над тем, чтобы усовершенствовать этот механизм, чтобы дать возможность работодателям использовать средства, аккумулировать средства в определенном фонде, чтобы в последующем расходовать их на трудоустройство инвалидов, на создание специального рабочего места», – сообщил Григорий Лекарев, отметив, что данный подход планируется реализовать в пилотном режиме в нескольких регионах и в дальнейшем распространить его на всю территории страны.

Читайте так же:  У семей появилась возможность получать электронные сертификаты на маткапитал

Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года, предусматривает, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Причем достигаться эта цель должна не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций или лиц, сколько за счет системы социальных, материально-экономических, организационных, психологических, педагогических и иных мер, позволяющих инвалиду приспособиться к переменам и, оптимально используя сложившуюся ситуацию, найти свое место в жизни. Вместе с тем во всех странах мира до сих пор существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы и осложняют их полноценное участие в общественной жизни. Соответственно обязанность государства заключается в том, чтобы сделать все возможное для устранения этих препятствий.

Сами инвалиды воспринимают отношения со здоровыми людьми как неудовлетворительные, отмечая пренебрежение к себе (особенно инвалиды с явно выраженным внешним дефектом). По мнению Т.А. Беловой, в настоящее время у людей с ограниченными возможностями преобладает «…чувство незащищенности, оторванности от дел и проблем общества, они ощущают свою неполноценность и ненужность в новых условиях жизни». 22 Белова Т.А. Опыт деятельности общественных организаций по осуществлению реабилитации людей с ограниченными возможностями // Сборник материалов областной научно-практической конференции «Реабилитация инвалидов трудоспособного возраста: опыт, состояние, перспективы развития» (далее Сборник материалов…). г.Череповец. 2004. С.130 Для многих инвалидов характерной чертой стала боязнь общения со здоровыми людьми.

Получается, что поставленная цель будет достигнута только тогда, когда изменится общественное отношение к лицам с ограниченными возможностями. Оптимисты считают, что это произойдет не ранее чем через 15 лет, пессимисты – около 100.

– квотирование рабочих мест;

– содействие самозанятости инвалидов;

– создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;

– обучение инвалидов новым профессиям;

– стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для инвалидов;

– резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов.

Для начала остановимся на той ситуации относительно квотирования, которую мы наблюдаем в настоящий момент. Как показывает практика, чаще всего в счет квоты выделяются малозатратные низкооплачиваемые рабочие места, порой совершенно не пригодные для лиц с серьезными нарушениями здоровья. В результате значительное количество квотируемых рабочих мест остается невостребованным, а инвалиды – нетрудоустроенными. Причины такого положения вещей кроются в следующем.

Во-первых, работодатели не заинтересованы в создании специальных рабочих мест для инвалидов и показанных им условий труда, поскольку это предполагает существенные финансовые затраты, а экономические меры поощрения за подобную деятельность либо не предусмотрены, либо весьма ограничены. В связи с этим специально оборудованными рабочими местами главным образом располагают крупные промышленные предприятия, а также предприятия тех регионов, в которых предпринимаются меры, стимулирующие работодателей. Например, в ряде регионов выделяются средства на создание специализированных рабочих мест для инвалидов; компаниям, соблюдающим квоту, предоставляется преимущественное право на выполнение государственного заказа. Большинство работодателей объясняют свое нежелание создавать специальные рабочие места еще и тем, что «… используются они, как правило, нерационально (инвалид не в состоянии выполнять значительный объем работы, часто берет больничный)». 11 Нечаева С., Ярская-Смирнова Е., Зайцев Д., Романов А. Квотирование рабочих мест для инвалидов (точка зрения работодателей) // Человек и труд. 2004. №11. С.35 Получается, что предприятия несут дополнительные убытки, выплачивая инвалиду зарплату «как всем», а также замещая его на время болезни или реабилитации другим работником.

Во-вторых, отказы инвалидов от предлагаемых рабочих мест чаще всего связаны с объективными причинами, а не с отсутствием у них трудовой мотивации. Прежде всего, как отмечает С.Нечаева, это низкая и нестабильно выплачиваемая заработная плата, что «… делает ее менее привлекательным источником дохода по сравнению с государственной пенсией, пособием» 22 Там же. С.36. Кроме того, и инвалиды, и работодатели обращают внимание на недостаточную объективность специалистов Бюро медико-социальной экспертизы, которые иногда выносят заключение о трудоспособности инвалида, в то время как работать он не может. В заключениях многих граждан с ограниченными возможностями указывается, что им противопоказан тяжелый физический труд, в то же время рабочих мест, отвечающих этим требованиям, очень мало. Также зачастую наблюдается и совпадение рекомендаций (например, в г.Вологде самыми популярными профессиями для инвалидов, исходя из их заключений, являются гардеробщик и вахтер). Все это говорит об отсутствии у экспертов индивидуального подхода к каждому инвалиду, что в свою очередь негативно сказывается на дальнейшем трудоустройстве последних.

Теперь рассмотрим возможные пути решения проблем, так или иначе связанных с квотированием. Безусловно, для того чтобы квотирование рабочих мест стало более эффективной мерой обеспечения занятости инвалидов необходима детальная правовая регламентация его механизма. Можно согласиться с теми практиками, которые считают, что размер квоты должен определяться дифференцированно в зависимости от размеров предприятия, его территориальной принадлежности, специфики технологических процессов. Кроме того, на федеральном уровне должна быть закреплена система мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к созданию в рамках квоты специальных рабочих мест. Хотя это маловероятно в силу различных причин и, скорее всего, возможно лишь в благополучных регионах, где уже сейчас такие меры предпринимаются.

Большой вклад в трудоустройство инвалидов смогут внести центры профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, в которых при работе с ними применяется индивидуальный подход.

Например, в Воронежском реабилитационном центре первоначально определяются остаточные трудовые возможности инвалидов, выявляются их внутренние ресурсы. Затем проводится индивидуальный подбор профессии, подготовка к выполнению соответствующих трудовых операций, непосредственная учеба в мастерских и учебных классах. Профессиональная реабилитация сочетается с социальной и медицинской. Работодатели охотнее принимают на работу инвалидов, прошедших через центр, поскольку они более подготовлены, достаточно адаптированы к условиям производства.

К сожалению, таких центров пока единицы, да и те испытывают значительные трудности. В качестве выхода из этой ситуации предлагается принять федеральную программу создания сети многофункциональных центров реабилитации инвалидов с определением их статуса и источников финансирования. В Вологодской области планируется создать такой центр в ближайшее время.

Несколько слов хотелось бы сказать об изменениях, внесенных в механизм квотирования с 1 января 2005 года. Во-первых, численность работников в организациях, для которых устанавливается квота, увеличилась с 30 до 100 человек. Такой шаг можно оценить двояко. С одной стороны, это негативно сказалось на трудоустройстве инвалидов в небольших городах и сельской местности, где число предприятий, на которых работает более 100 человек, невелико. Например, как отмечает В.Федорова, «…в Никольском районе таких организаций по пальцам можно пересчитать. Это райпо, райбольница, ООО «Сельхозпродукт», ДРСУ, агрофирмы им.Павлова и им. Фрунзе, управление образования и отдел культуры. Всего в них трудятся 59 инвалидов». 11 Федорова В. Помощь инвалидам должна быть общей заботой // Биржа труда.2005.декабрь. №11(161). С.12 С другой стороны, для небольших организаций создание специальных рабочих мест для инвалидов весьма затруднительно.

Читайте так же:  Новые сроки выплаты зарплаты в 2019 - 2020 году что изменилось

Во-вторых, положение об уплате работодателями штрафа за каждого нетрудоустроенного инвалида в бюджеты субъектов РФ в случае невыполнения квоты утратило силу. Такое решение законодателя также вызвало неоднозначную реакцию. С облегчением вздохнули работодатели, которые до этого расценивали квотирование как «… стремление государства переложить на плечи предпринимателей обязательства по социальной поддержке инвалидов». 22 Нечаева С., Ярская-Смирнова Е.,Зайцев Д., Романов П. Указ. соч. С.35 Мнения сотрудников службы занятости разделились: одни говорят о том, что отмена штрафов приведет к снижению числа инвалидов, трудоустраиваемых в счет квоты, другие поддерживают позицию законодателя.

В то же время, как показывают данные Вологодского городского Центра занятости населения за 2005 год, предприятия выполняют квоту по мере возможности, но при этом многие из них ее перевыполняют. Например, ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (72 – квота, 86 трудоустроено), ОАО «Вологодский оптико-механический завод» (45-74), Вологодская областная детская больница (18-28) и ряд других.

Следовательно, отход от принудительного выполнения квоты является правильным, но законодатель должен пойти дальше и сделать все возможное, чтобы заинтересовать работодателей в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты.

К мероприятиям, способствующим повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда относится также организация обучения инвалидов новым профессиям. Необходимость получения ими профессионального образования устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы в ходе разработки индивидуальных программ реабилитации. Рекомендации этих учреждений относительно профобразования инвалидов зависят от характера и степени ограниченности их жизнедеятельности, возможностей образовательной инфраструктуры конкретной территории, особенностей локального рынка труда. Все рекомендации объединяются в три группы: «… профобучение на производстве (37%), профобразование начального и среднего уровня в специализированных учебных заведениях для инвалидов (29%), профобразование начального, среднего и высшего уровня в учебных заведениях общего типа (34%)». 11 Свистунова Е. Профессиональное образование инвалидов: региональный аспект // Человек и труд. 2003. №3. С.21

В то же время результаты исследования предпочтений подростков – инвалидов показывают, что они не хотят обучаться на производстве, а намерены поступать в учебные заведения общего типа (62%), либо в специализированные училища и техникумы-интернаты (14%).

Это подтверждает актуальность переориентации системы профобразования инвалидов в сторону расширения их совместной учебы со здоровыми людьми в учреждениях общего типа, а также перехода от обучения на производстве по профессиям, не требующим высокой квалификации, на получение интеллектуальных специальностей, конкурентоспособных на рынке труда.

Следует заметить, что степень доступности профобразования для инвалидов различается по регионам. Так, в промышленно развитых субъектах РФ имеется хорошая правовая база, развитая образовательная структура, методическое и технологическое обеспечение, применяются прогрессивные формы обучения, все более доступным для инвалидов становится высшее образование. В других же регионах нормативные акты по этому вопросу есть не всегда, профобучение инвалидов ведется лишь по профессиям, не требующим высокой квалификации, только в условиях производства или на спецпредприятиях. Такая ситуация свидетельствует о необходимости формирования целостной системы профобразования инвалидов в масштабах страны, обеспечивающей единство методологических подходов, взаимодействие соответствующих органов и учреждений.

Анализ образовательного уровня инвалидов, состоящих на учете в Вологодском городском центре занятости, показал следующее (таблица 2):

Таблица 2. Образовательный уровень инвалидов

Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года, предусматривает, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Причем достигаться эта цель должна не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций или лиц, сколько за счет системы социальных, материально-экономических, организационных, психологических, педагогических и иных мер, позволяющих инвалиду приспособиться к переменам и, оптимально используя сложившуюся ситуацию, найти свое место в жизни. Вместе с тем во всех странах мира до сих пор существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы и осложняют их полноценное участие в общественной жизни. Соответственно обязанность государства заключается в том, чтобы сделать все возможное для устранения этих препятствий.

Сами инвалиды воспринимают отношения со здоровыми людьми как неудовлетворительные, отмечая пренебрежение к себе (особенно инвалиды с явно выраженным внешним дефектом). По мнению Т.А. Беловой, в настоящее время у людей с ограниченными возможностями преобладает «…чувство незащищенности, оторванности от дел и проблем общества, они ощущают свою неполноценность и ненужность в новых условиях жизни». 22 Белова Т.А. Опыт деятельности общественных организаций по осуществлению реабилитации людей с ограниченными возможностями // Сборник материалов областной научно-практической конференции «Реабилитация инвалидов трудоспособного возраста: опыт, состояние, перспективы развития» (далее Сборник материалов…). г.Череповец. 2004. С.130 Для многих инвалидов характерной чертой стала боязнь общения со здоровыми людьми.

Получается, что поставленная цель будет достигнута только тогда, когда изменится общественное отношение к лицам с ограниченными возможностями. Оптимисты считают, что это произойдет не ранее чем через 15 лет, пессимисты – около 100.

– квотирование рабочих мест;

– содействие самозанятости инвалидов;

– создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;

– обучение инвалидов новым профессиям;

– стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для инвалидов;

– резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов.

Для начала остановимся на той ситуации относительно квотирования, которую мы наблюдаем в настоящий момент. Как показывает практика, чаще всего в счет квоты выделяются малозатратные низкооплачиваемые рабочие места, порой совершенно не пригодные для лиц с серьезными нарушениями здоровья. В результате значительное количество квотируемых рабочих мест остается невостребованным, а инвалиды – нетрудоустроенными. Причины такого положения вещей кроются в следующем.

Во-первых, работодатели не заинтересованы в создании специальных рабочих мест для инвалидов и показанных им условий труда, поскольку это предполагает существенные финансовые затраты, а экономические меры поощрения за подобную деятельность либо не предусмотрены, либо весьма ограничены. В связи с этим специально оборудованными рабочими местами главным образом располагают крупные промышленные предприятия, а также предприятия тех регионов, в которых предпринимаются меры, стимулирующие работодателей. Например, в ряде регионов выделяются средства на создание специализированных рабочих мест для инвалидов; компаниям, соблюдающим квоту, предоставляется преимущественное право на выполнение государственного заказа. Большинство работодателей объясняют свое нежелание создавать специальные рабочие места еще и тем, что «… используются они, как правило, нерационально (инвалид не в состоянии выполнять значительный объем работы, часто берет больничный)». 11 Нечаева С., Ярская-Смирнова Е., Зайцев Д., Романов А. Квотирование рабочих мест для инвалидов (точка зрения работодателей) // Человек и труд. 2004. №11. С.35 Получается, что предприятия несут дополнительные убытки, выплачивая инвалиду зарплату «как всем», а также замещая его на время болезни или реабилитации другим работником.

Читайте так же:  Утверждены новые формы документов персонифицированного учета

Во-вторых, отказы инвалидов от предлагаемых рабочих мест чаще всего связаны с объективными причинами, а не с отсутствием у них трудовой мотивации. Прежде всего, как отмечает С.Нечаева, это низкая и нестабильно выплачиваемая заработная плата, что «… делает ее менее привлекательным источником дохода по сравнению с государственной пенсией, пособием» 22 Там же. С.36. Кроме того, и инвалиды, и работодатели обращают внимание на недостаточную объективность специалистов Бюро медико-социальной экспертизы, которые иногда выносят заключение о трудоспособности инвалида, в то время как работать он не может. В заключениях многих граждан с ограниченными возможностями указывается, что им противопоказан тяжелый физический труд, в то же время рабочих мест, отвечающих этим требованиям, очень мало. Также зачастую наблюдается и совпадение рекомендаций (например, в г.Вологде самыми популярными профессиями для инвалидов, исходя из их заключений, являются гардеробщик и вахтер). Все это говорит об отсутствии у экспертов индивидуального подхода к каждому инвалиду, что в свою очередь негативно сказывается на дальнейшем трудоустройстве последних.

Теперь рассмотрим возможные пути решения проблем, так или иначе связанных с квотированием. Безусловно, для того чтобы квотирование рабочих мест стало более эффективной мерой обеспечения занятости инвалидов необходима детальная правовая регламентация его механизма. Можно согласиться с теми практиками, которые считают, что размер квоты должен определяться дифференцированно в зависимости от размеров предприятия, его территориальной принадлежности, специфики технологических процессов. Кроме того, на федеральном уровне должна быть закреплена система мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к созданию в рамках квоты специальных рабочих мест. Хотя это маловероятно в силу различных причин и, скорее всего, возможно лишь в благополучных регионах, где уже сейчас такие меры предпринимаются.

Большой вклад в трудоустройство инвалидов смогут внести центры профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, в которых при работе с ними применяется индивидуальный подход.

Например, в Воронежском реабилитационном центре первоначально определяются остаточные трудовые возможности инвалидов, выявляются их внутренние ресурсы. Затем проводится индивидуальный подбор профессии, подготовка к выполнению соответствующих трудовых операций, непосредственная учеба в мастерских и учебных классах. Профессиональная реабилитация сочетается с социальной и медицинской. Работодатели охотнее принимают на работу инвалидов, прошедших через центр, поскольку они более подготовлены, достаточно адаптированы к условиям производства.

К сожалению, таких центров пока единицы, да и те испытывают значительные трудности. В качестве выхода из этой ситуации предлагается принять федеральную программу создания сети многофункциональных центров реабилитации инвалидов с определением их статуса и источников финансирования. В Вологодской области планируется создать такой центр в ближайшее время.

Несколько слов хотелось бы сказать об изменениях, внесенных в механизм квотирования с 1 января 2005 года. Во-первых, численность работников в организациях, для которых устанавливается квота, увеличилась с 30 до 100 человек. Такой шаг можно оценить двояко. С одной стороны, это негативно сказалось на трудоустройстве инвалидов в небольших городах и сельской местности, где число предприятий, на которых работает более 100 человек, невелико. Например, как отмечает В.Федорова, «…в Никольском районе таких организаций по пальцам можно пересчитать. Это райпо, райбольница, ООО «Сельхозпродукт», ДРСУ, агрофирмы им.Павлова и им. Фрунзе, управление образования и отдел культуры. Всего в них трудятся 59 инвалидов». 11 Федорова В. Помощь инвалидам должна быть общей заботой // Биржа труда.2005.декабрь. №11(161). С.12 С другой стороны, для небольших организаций создание специальных рабочих мест для инвалидов весьма затруднительно.

Во-вторых, положение об уплате работодателями штрафа за каждого нетрудоустроенного инвалида в бюджеты субъектов РФ в случае невыполнения квоты утратило силу. Такое решение законодателя также вызвало неоднозначную реакцию. С облегчением вздохнули работодатели, которые до этого расценивали квотирование как «… стремление государства переложить на плечи предпринимателей обязательства по социальной поддержке инвалидов». 22 Нечаева С., Ярская-Смирнова Е.,Зайцев Д., Романов П. Указ. соч. С.35 Мнения сотрудников службы занятости разделились: одни говорят о том, что отмена штрафов приведет к снижению числа инвалидов, трудоустраиваемых в счет квоты, другие поддерживают позицию законодателя.

В то же время, как показывают данные Вологодского городского Центра занятости населения за 2005 год, предприятия выполняют квоту по мере возможности, но при этом многие из них ее перевыполняют. Например, ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (72 – квота, 86 трудоустроено), ОАО «Вологодский оптико-механический завод» (45-74), Вологодская областная детская больница (18-28) и ряд других.

Следовательно, отход от принудительного выполнения квоты является правильным, но законодатель должен пойти дальше и сделать все возможное, чтобы заинтересовать работодателей в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты.

К мероприятиям, способствующим повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда относится также организация обучения инвалидов новым профессиям. Необходимость получения ими профессионального образования устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы в ходе разработки индивидуальных программ реабилитации. Рекомендации этих учреждений относительно профобразования инвалидов зависят от характера и степени ограниченности их жизнедеятельности, возможностей образовательной инфраструктуры конкретной территории, особенностей локального рынка труда. Все рекомендации объединяются в три группы: «… профобучение на производстве (37%), профобразование начального и среднего уровня в специализированных учебных заведениях для инвалидов (29%), профобразование начального, среднего и высшего уровня в учебных заведениях общего типа (34%)». 11 Свистунова Е. Профессиональное образование инвалидов: региональный аспект // Человек и труд. 2003. №3. С.21

В то же время результаты исследования предпочтений подростков – инвалидов показывают, что они не хотят обучаться на производстве, а намерены поступать в учебные заведения общего типа (62%), либо в специализированные училища и техникумы-интернаты (14%).

Это подтверждает актуальность переориентации системы профобразования инвалидов в сторону расширения их совместной учебы со здоровыми людьми в учреждениях общего типа, а также перехода от обучения на производстве по профессиям, не требующим высокой квалификации, на получение интеллектуальных специальностей, конкурентоспособных на рынке труда.

Читайте так же:  Согласие на получение трудовой книжки по почте

Следует заметить, что степень доступности профобразования для инвалидов различается по регионам. Так, в промышленно развитых субъектах РФ имеется хорошая правовая база, развитая образовательная структура, методическое и технологическое обеспечение, применяются прогрессивные формы обучения, все более доступным для инвалидов становится высшее образование. В других же регионах нормативные акты по этому вопросу есть не всегда, профобучение инвалидов ведется лишь по профессиям, не требующим высокой квалификации, только в условиях производства или на спецпредприятиях. Такая ситуация свидетельствует о необходимости формирования целостной системы профобразования инвалидов в масштабах страны, обеспечивающей единство методологических подходов, взаимодействие соответствующих органов и учреждений.

Анализ образовательного уровня инвалидов, состоящих на учете в Вологодском городском центре занятости, показал следующее (таблица 2):

Таблица 2. Образовательный уровень инвалидов

Изображение - Как государство содействует занятости инвалидов proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2F1f%2Fb7%2F1fb79a2db24a88a96fce695dac956081

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 1430 раз

Моцарь А. А. Обеспечение занятости инвалидов // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 83-86. — URL https://moluch.ru/archive/110/27481/ (дата обращения: 24.02.2019).

В статье раскрывается проблема обеспечения занятости инвалидов в современной России. Особое внимание уделено расчету материального обеспечения инвалидов,выяснению причин снижения уровня заинтересованности у инвалидов в поиске рабочих мест и возможным путям решения данной проблемы.

Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, социальные выплаты, интеграция инвалидов в общество, государственная поддержка инвалидов, общественные организации инвалидов.

В настоящее время проблема обеспечения занятости инвалидов весьма актуальна, а решение данного вопроса волнует многих и подвергается частой оценке.

Студенникова Ю. С. и Данилова О. Р. определяют работу как способность самовыражения человека, в связи, с чем работодатель своим отказом в приеме на намеченную должность по причине инвалидности, лишает лицо возможности приобретения полезных социальных навыков [1].

Козлова В. Н. считает важным мотивационный фактор. Именно благоприятные социально-экономические условия позволяют лицам, с категорией инвалидности без опасения получить отказ, искать работу, а также рассчитывать на достойную оплату труда [2].

Макарова В. А. и Лебедь Ю. А. выделяют проблему дискриминации в трудоустройстве инвалидов. Необходимо подчеркнуть, и наличие большого количества разрозненных нормативно-правовых актов, затрагивающих регулирование трудоустройства инвалидов [3, с.161].

Кого же принято считать инвалидом по законодательству? Согласно ФЗ №181-ФЗ, «инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [4]. В Декларации термин «инвалид» означает лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, значительно ограничены в связи с подтвержденным физическим или психическим дефектом [5, ст. 1].

Таким образом, у человека нарушается былое взаимодействие с обществом, он вынужден менять свои привычки, круг общения и, что случается часто, прежнее место работы. Безусловно, государство призвано помогать таким лицам, для этого предусмотрена социальная защита инвалидов.

В России с 1 января 2016 года вступили в силу изменения в федеральный закон, который регулирует вопросы социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов. Теперь все условия доступной среды сведут к международным нормам. Для каждой категории инвалидов они будут отдельные. Согласно стандартам, учреждения и организации обязуют оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. На Кубани уже подготовили законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края». Он поможет привести краевое законодательство в этой сфере в соответствие с федеральным, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края. Как писал интернет-портал «Кубань 24», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 15 октября 2015 года заявил, что госпрограмму для инвалидов «Доступная среда» продлят до 2020 года. Власти Кубани в 2015 году выделят 367 млн. рублей на реализацию этой программы [6].

11 августа 2015 года Правительство РФ утвердило новые критерии для установления групп инвалидности. Из признаков инвалидности и критериев установления категории «ребенок-инвалид» исключили понятие «ограничение жизнедеятельности». Закон дополнили понятием «абилитация» — это мероприятия, направленные на адаптацию человека к жизни. Закон вступает в силу 1 января 2016 года, сообщает сайт Правительства РФ [7].

Но что делать, если и общество, и сам человек перестают считать инвалида полноценным членом социума? На основании этого у лица с инвалидностью, решившего вернуться в прежний темп жизни, возникают существенные препятствия на пути к цели: малоинформированность в отношении своих прав в сфере трудоустройства, труднодоступность места работы. Для помощи инвалидам, которые готовы осуществлять трудовую деятельность, предусмотрены способы поддержки от государства: во-первых, образование [4, ст. 19]. Государство поддерживает желание инвалида к обучению, которое в дальнейшем поможет ему интегрировать в общество.

Во-вторых, квоты для приема на работу инвалидов, а также организация специальных рабочих мест для них [3, с. 163].

В-третьих, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов [4, ст.20].

Также лицам с категорией инвалидности предоставляется увеличенный ежегодный отпуск, а вот работодателей ограничивают в привлечении работников-инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время без согласия самого работника и только, если позволяет его здоровье [8, ст. 96, 99].

Такие меры, безусловно, позволяют создать более благоприятные условия для устройства на работу лиц, признанных инвалидами. Однако не стоит забывать, что государство не сможет достойно помочь инвалиду реабилитироваться и интегрировать в общество, если данное общество не признает инвалида своим полноценным участником. С точки зрения психологии, именно этот фактор оказывает высокое воздействие на человека, ставшего инвалидом. Нежелание быть отвергнутым людьми, зачастую заставляет инвалида закрыться от общества. Именно поэтому очень важно проведение специальных мероприятий, как для инвалидов, так и с их участием. Такое взаимодействие поможет в главной цели — полного участия лиц с инвалидностью в жизни общества и его развитие, а также признания равенства между ними и другими людьми. Реализация этого будет способствовать полной адаптации инвалидов в обществе, с одной стороны, и более активной помощи со стороны окружающих их людей.

В Российской Федерации существует множество обществ, оказывающих помощь и осуществляющих контроль за исполнение обязанностей государственных органов в отношении инвалидов. Наиболее крупным можно признать Всероссийское общество инвалидов, которое направлено на защиту прав и интересов инвалидов, а также обеспечение инвалидам равного участия во всех сферах жизни общества. Нельзя не отметить некоторые положения Всероссийского общества инвалидов: подготовка специалистов, создание условий для занятости инвалидов на открытом рынке труда и, что очень важно, развитие, создание и сохранение рабочих мест для инвалидов на предприятиях Всероссийского общества инвалидов [9, п.3]. Создание таких организаций необходимо, так как согласно статистике, количество инвалидов с каждым годом не уменьшается, а держится на одном уровне. Однако численность граждан, трудоустроенных в счет квот в период с 2008 по 2014 год, уменьшилась почти в два раза [3, с. 162–163]. Тенденцию снижения степени заинтересованности в получении работы можно наблюдать и в анализе числа граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за помощью в поиске работы [10].

Читайте так же:  Названы суммы возмещения в случае страхования жилья от чс по новому закону

Таким образом, можно отметить падение уровня заинтересованности у лиц, имеющих инвалидность. То есть политика государства, и работа общественных организаций по увеличению занятости трудовой деятельностью среди инвалидов не дает положительных результатов. А ведь неработающий гражданин, имеющий категорию инвалидности, зачастую отрезан почти от всех сфер жизни общества, круг общения сужается до членов семьи, что в дальнейшем ведет к полной изоляции человека от социума, к неспособности интегрировать в постоянно меняющийся окружающий мир.

Для выяснения причин снижения уровня заинтересованности инвалидов в получении труда, необходимо провести анализ материального обеспечения инвалидов, то есть сравнить ежемесячный средний доход неработающего и работающего инвалида.

В России для лиц, имеющих инвалидность, предусмотрены три вида социальных выплат: страховая пенсия, государственная пенсия и социальная пенсия по инвалидности. Однако стоит отметить, что гражданин имеет право на выплату только одной пенсии, если он не принадлежит к отдельной категории инвалидов. Кроме того, инвалиду полагаются и социальные выплаты, часть которых осуществляется Пенсионным Фондом, а другая часть — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, если произвести расчет, инвалид первой группы вследствие военной травмы, в месяц будет получать 14307,27 рубля ежемесячно. Если же у такого лица есть нетрудоспособные члены семьи на иждивении, то размер государственной пенсии будет повышен. Рассмотрим ситуацию на примере из судебной практики: истец Ковалев В. И. обратился в суд с иском об оспаривании отказа в перерасчете пенсии и установлении факта нахождения на иждивении. Согласно уточненных требований истец просил: установить факт нахождения на его иждивении супруги Ковалевой В. В.; признать решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет с учетом повышения величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и к пенсии по инвалидности в связи с военной травмой. В ходе судебного разбирательства суд пришел к решению об удовлетворении иска истца, установив Ковалеву В. И. повышенный размер фиксированной выплаты страховой пенсии и увеличив размер государственной пенсии с учетом иждивенца — Ковалевой В. В. [11].

Также повышенная государственная пенсия будет выплачиваться для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Пример: в суд Республики Комиобратился прокурор, действующий в интересах Спициной О. Г, являющейся инвалидом, с иском о признании незаконными решения о перерасчете размера пенсии. В ходе судебного разбирательства, суд постановилисковые требования прокурора, действующего в интересах Спициной О. Г. удовлетворить и установить ей социальную пенсию по инвалидности с учетом районного коэффициента [12].

В итоге можно вывести среднюю величину материального обеспечения инвалидов — около 10–15 тысяч ежемесячно. Важно отметить, что на выплату государственной, страховой и социальной пенсии не влияет наличие заработной платы у инвалида. В соответствии со статистикой [13], средняя заработная плата инвалида составляет 17 тысяч рублей. Исходя из этого, наличие работы для инвалида очень выгодно. В то же время это выгодно и государству, так как социальные выплаты осуществляются из бюджета Пенсионного фонда России и, если неработающее лицо не привносит вклада в данный бюджет, то работающий инвалид осуществляет выплату страховых взносов из своей заработной платы. Такое положение выгодно для государства, именно поэтому оно должно стремиться создать благоприятные условия для повышения интереса как инвалидов в поиске работы, так и работодателей в приеме таких работников. Для реализации данной цели необходим комплексный подход из совместных усилий государства, общественных организаций и самих граждан.

Для начала, необходимо выделить, что работодатель в нашем законодательстве обладает большим количеством обязательств по отношению к работнику-инвалиду, а вот положительных моментов практически нет. Выходом из такого положения могут послужить специальные льготы работодателю за принятие в штат сотрудников лица, имеющего инвалидность. Со стороны же самих инвалидов, необходимо создание таких благоприятных социальных условий, при которых выход на работу становится наиболее целесообразным решением, когда человек осознает необходимость в действии и развитии. Из расчетов, приведенных ранее, можно выделить, что проживание одинокого инвалида вполне возможно только на материальную помощь государства, но вот семейный человек уже настроен на расширение своих денежных возможностей, он уже сам заинтересован в работе. И вся система государства должна быть выстроена подобным образом. Ведь, если есть желание, найти работу можно.

В итоге, важно дать инвалиду цель в ведении активной социальной жизни, желание влиться в общественную жизнь и перестать считать себя неполноценным членом общества. Трудоустраиваться инвалидам надо в обычные компании. Нужно интегрировать инвалидов в существующие структуры, развитые рабочие коллективы. Работа на удаленном доступе неприемлема, если медицинские показания позволяют быть частью коллектива. Поэтому так необходима поддержка от государства общественным организациям, направленным на помощь инвалидам интегрировать во все сферы современного мира. Ведь только создав благоприятные условия для обеих сторон — работника и работодателя, когда и те, и те будут заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, только тогда проблема разрешится и лица с инвалидностью смогут получать достойное ежемесячное обеспечение, работодатели льготы и квалифицированных сотрудников, а государство получит такие нужные вложения в бюджет Пенсионного фонда.

Изображение - Как государство содействует занятости инвалидов 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.7 проголосовавших: 19

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here