Изменения в валютном регулировании с 2019 – 2020 года

Сегодня рассмотрим тему: "изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Изменения в валютном регулировании с 2019 – 2020 года

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F1180xH%2Fmedia%2Fimg%2F4%2F78%2F755217556533784

Минфин разместил на regulation.gov.ru для общественного обсуждения два проекта поправок в валютное законодательство: один снимает с компаний часть обязательств по репатриации экспортной выручки и существенно облегчает гражданам получение денег от нерезидентов на зарубежные банковские счета, второй смягчает наказание для физлиц за незаконные валютные операции. Предлагаемые меры вступят в силу в 2019 году, рассчитывают разработчики.

Инициативы Минфина далеки от полной отмены валютного контроля, которую предлагает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, но все равно это существенные предложения по либерализации валютных ограничений, особенно для физлиц. Минфин серьезно смягчает валютный контроль для физлиц, но при этом выставляет ряд значительных ограничений, указывает юрист, руководитель проектов адвокатского бюро «Михайлов и партнеры» Александр Нечаев.

Физлица — валютные резиденты (к ним с 2018 года относятся все граждане России) смогут «без ограничений» зачислять на счета в зарубежных банках средства, полученные от нерезидентов, следует из проекта Минфина. Но для этого должны одновременно выполняться два условия: банк, где открыт счет, должен находиться на территории государства ОЭСР (35 стран, включая ведущие западные) или FATF (тоже 35 стран, по большей части совпадают с ОЭСР), и такое государство присоединилось к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией (почти 100 юрисдикций к настоящему времени) или же связано с Россией двусторонними договоренностями об автообмене.

Действующий закон о валютном регулировании разрешает россиянам получать деньги от иностранцев на зарубежные счета только в случаях, прямо оговоренных в законе (сдача в аренду иностранной собственности, продажа внешних ценных бумаг, продажа недвижимости или транспортного средства за рубежом и т.д.).

Предложено ослабить и режим отчетности по иностранным счетам физлиц. Сейчас россияне — владельцы банковских счетов за рубежом, которые больше половины времени в году проводят в России, — обязаны представлять налоговикам ежегодные отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам). Минфин предлагает освободить таких граждан от этой обязанности, но только если счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, которое присоединилось к международному автообмену финансовой информацией или имеет такие договоренности с Россией, и только по относительно небольшим счетам, где общая сумма зачисленных средств за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. (эквивалент 600 тыс. руб., если на счете лежит валюта) либо остаток средств на конец года не превышает 600 тыс. руб.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не все страны подойдут

Чтобы смягчение контроля распространялось на гражданина, его банковский счет должен быть открыт в стране ОЭСР (FATF), но при этом также должен осуществляться автоматический обмен информацией. Далеко не все государства, где россияне держат свои счета, удовлетворяют обоим этим требованиям, замечает Нечаев. Например, Кипр не является членом ни ОЭСР, ни FATF, хотя и обменивается с Россией информацией. А США являются членом ОЭСР, но не присоединялись к международному автообмену информацией, приводит примеры юрист. Под оба критерия попадают такие страны, как Дания, Германия, Франция, Великобритания — на банковские счета в этих государствах будет распространяться действие поправок Минфина, говорит Нечаев.

Не совсем понятно, чем руководствовался Минфин, выбирая порог в 600 тыс. руб., говорит Нечаев. «В сентябре, когда заработает автоматический обмен, ФНС получит информацию о любых остатках по счетам российских резидентов за рубежом. Какой бы ни был баланс счета, информация придет в Россию», — указывает юрист. Состоятельные лица, которые открывают счета в швейцарских или австрийских банках, держат там гораздо более высокие суммы — для них смягчение не подействует.

Драконовские штрафы сократятся

Отдельными поправками в «валютную» статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предлагается снизить размер штрафа за незаконные валютные операции для физлиц с текущих 75–100% от суммы операции до 20–40%. К таким незаконным операциям, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. При этом Минфин предлагает не штрафовать лиц (физических и юридических), которые в течение 30 дней после такого зачисления средств на иностранный счет перевели сумму в полном объеме на счет в российском банке.

Предложенные поправки могут быть связаны с прецедентом, когда россиянин Николай Кузнецов был оштрафован налоговой инспекцией на 75% от суммы незаконной валютной операции, а операция, с точки зрения налоговиков, как раз и заключалась в зачислении валюты на счет в иностранном банке (Barclays) без участия уполномоченного банка. Тот факт, что Кузнецов после этого перевел всю сумму на свой счет в Сбербанке, не защитил его от штрафа в 31 млн руб.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Минфин продвигает рубль

Для юридических лиц главное нововведение Минфина заключается в предлагаемой отмене требования об обязательном возврате экспортной выручки в Россию, если внешнеторговый контракт предусматривает оплату в рублях. Сейчас экспортеры обязаны обеспечивать своевременное получение на свои банковские счета в России денег от иностранных покупателей товаров или услуг — независимо от того, осуществляется оплата в валюте или рублях.

Читайте так же:  Как поступить, если соседи ремонтируют в воскресенье: полезные советы и рекомендации

Минфин предлагает оставить обязательной только репатриацию валютной экспортной выручки. Если же российская компания договорилась с нерезидентом об оплате в рублях, то у нее будет выбор — получить деньги на счет в российском банке или зарубежном. При этом, если компания выбирает зарубежный счет, она все равно должна уведомлять уполномоченный банк в России о сроках получения денег в соответствии с условиями внешнеторгового договора. За нарушение этих сроков (при просрочке более 30 дней) юрлицу-резиденту все равно будет грозить штраф.

Положительным последствием таких поправок Минфин видит «создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевание российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов». По данным SWIFT за декабрь 2017 года, рубль является лишь 18-й валютой в мире с точки зрения востребованности в международных расчетах с долей 0,27%.

Экспортные контракты в рублях заключаются в основном с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, указывает директор Центра исследований международной торговли Александр Кнобель. «С Европой практически нет такой практики, большинство контрактов с европейскими партнерами заключаются в евро, а со странами остального мира — в основном в долларах. От смягчения, которое предлагает Минфин, выиграют те поставщики, которые в основном экспортируют в страны ЕАЭС», — считает Кнобель.

В валютной структуре поступлений российских экспортеров преобладает доллар (68,8%) согласно данным ЦБ за девять месяцев 2017 года (более свежих данных нет). На рубль за этот же период пришлось 14,6% экспортной выручки, на евро — 14,8%.

Но в торговле со странами ЕАЭС доля рублевых поступлений по экспорту достигает 69,4%. Больше всего (79,3%) рублями рассчитываются белорусские партнеры, на втором месте (62,3%) — Казахстан, следует из данных ЦБ.

Отказ от жесткого контроля

Валютный контроль — это избыточная мера регулирования, считает Кнобель. «Закон о валютном контроле был принят в то время, когда нужно было наполнять казну и обеспечивать приток валюты в Россию. Сейчас такой проблемы нет, ​и валютный контроль в текущем виде является ограничением для экспортеров. По-хорошему, его нужно отменять», — говорит экономист.

С предложением отменить валютный контроль ранее выступил ЦСР Алексея Кудрина. Ключевыми проблемами валютного регулирования в России ЦСР назвал необходимость предоставления отчетности по зарубежным счетам и репатриации экспортной выручки, запрет валютных операций между резидентами и слишком жесткую ответственность за нарушения валютного законодательства. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», пришли к выводу эксперты.

Они предложили провести либерализацию валютного регулирования в два этапа: сначала отменить требования по репатриации, установить открытый режим использования иностранных счетов, а нормы отчетности по зарубежным счетам перенести в Налоговый кодекс. Второй этап реформы должен пройти в 2019–2020-е годы, считают в ЦСР, и должен заключаться в отмене отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия начала автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР.

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк “Версия Проф”
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел “Интернет-версии системы КонсультантПлюс”, просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку “Горячие” документы”) и другие материалы сайта

Изменения в валютном законодательстве с 2018 – 2019 года

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года, введенные законом «О внесении изменений. » от 14.11.2017 № 325-ФЗ (далее — закон № 325-ФЗ), в отношении закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) таковы:

  • Для целей исполнения требования о репатриации иностранной и национальной валюты в договорах между резидентами и нерезидентами при ведении внешнеторговой деятельности должны будут указываться сроки выполнения сторонами обязательств, ранее речь шла о «максимальных сроках».
  • Перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций расширен, в т. ч. банки уполномочены отказать в осуществлении валютных операций, если такие операции нарушают положения ст. 9, 12, 14 закона № 173-ФЗ и прочих актов в указанной сфере. При этом банк должен будет выдать клиенту письменное решение об отказе не позднее 1 рабочего дня с момента принятия решения с указанием ссылки на конкретное положение соответствующего закона или акта.
  • Закон «О внесении изменений» от 28.12.2017 № 427-ФЗ уточнил понятие «резидент» в понимании закона № 173-ФЗ в отношении физлиц (с 01.01.2018 все граждане РФ без исключения попадают под данное определение, см. также статью Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях), и предусмотрел упрощение некоторых операций в процессе валютного регулирования.

Нарушения валютного законодательства: нововведения в КоАП РФ в 2018 – 2019 году

Кроме упомянутых выше нововведений, законом № 325-ФЗ внесены некоторые новшества и в содержание Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). К ним относятся в т. ч. следующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ:

  • скорректированы суммы штрафа за различные виды административных нарушений в рассматриваемой сфере;
  • размер административного штрафа для определенных видов правонарушений в указанной сфере выражается в сумме, кратной величине ключевой ставки, а не ставки рефинансирования Банка России, как было ранее (об отличиях ключевой ставки и ставки рефинансирования читайте в статье Динамика по ключевой ставке и ставке рефинасирования ЦБ РФ);
  • введена дисквалификация от 6 месяцев до 3 лет для должностных лиц, которые ранее уже привлекались к административной ответственности за аналогичные нарушения в рассматриваемой сфере законодательства.
Читайте так же:  Дарственный налог на ценный подарок секреты аккуратного налогообложения

С 01.03.2018 (см. указание Банка России от 29.11.2017 № 4629) обрела силу новая инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов. » от 16.08.2017 № 181-И.

Данный документ регламентирует в числе прочих изменений:

  • упрощенную схему учета контрактов для резидентов-экспортеров;
  • отмену требования об оформлении резидентами паспорта сделки;
  • введение регламента учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров;
  • определение справки о подтверждающих документах, как единой формы отчетности и учета по валютным операциям резидентов.

А также содержит формы документов, упоминаемых в тексте инструкции, определяет порядок их заполнения.

Новое в валютном законодательстве в 2018 – 2019 году

Выше мы рассмотрели изменения, введенные в конце 2017- начале 2018 года. В течение 2018 был принят еще ряд новелл в валютное законодательство:

  • законом от 07.03.2018 № 44-ФЗ дополнен перечень допустимых между резидентами валютных операций (например, выплату зарплаты в валюте гражданам РФ за рубежом);
  • законом от 29.07.2018 № 246-ФЗ скорректированы обязанности резидента (он считается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если в отношении него были введены санкции иностранного государства; а также резидент должен, предоставляя заем нерезиденту, информировать уполномоченный банк о сроках возврата займа);
  • законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ расширен перечень случаев, когда резиденты могут не зачислять на свои счета в уполномоченных банках рубли или зарубежную валюту (например, при осуществлении зачета встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом – операторами связи);
  • законом от 03.08.2018 № 293-ФЗ к нерезидентам отнесены иностранные компании, зарегистрированные по закону «О международных компаниях» от 03.08.2018 № 290-ФЗ.

Нововведений в валютное регулирование с 2019 года не предусмотрено. Однако в стадии общественных обсуждений находится несколько проектов изменений в закон № 173-ФЗ. Эти проекты предусматривают либерализацию валютного законодательства:

  • дозволение участникам международных выставок расплачиваться с нерезидентами наличными;
  • учет возврата валютной выручки на счета резидентов за вычетом комиссионного вознаграждения банков (на сегодня возврат выручки за минусом комиссионного вознаграждения признается неполным).
  • и др.

Итак, в валютном законодательстве постоянно происходят изменения. В частности, касающиеся обязанностей резидентов и нерезидентов в части информирования уполномоченных банков о сроках исполнения сторонами обязательств в рамках контрактов (внешнеторговой деятельности). Дополнен перечень оснований, по которым уполномоченные банки должны отказать в проведении валютной операции (установлен и порядок оформления такого отказа).

Вступили в силу изменения положений ст. 15.25 КоАП РФ, в т. ч. в части изменения порядка исчисления и размеров штрафов за административные правонарушения в рассматриваемой сфере законодательства, введение такого вида наказания, как дисквалификация, за определенные виды нарушений.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Минфин не будет требовать возврата рублевой выручки из-за рубежа с 2020 года

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля. С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства. Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год. Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru. По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может. Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации. «Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fim3.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FDAILY%2F2018%2F141%2FKMO_155182_00238_1_t218_224910

Санкционные экспортеры не воспользуются валютной льготой

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить. Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках. Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

Читайте так же:  Детские пособия в 2019 - 2020 году индексации не будет

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fim6.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FCORP%2F2018%2F07%2F19%2FKVR_001084_00006_1_t218_195457

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией. Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще. Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб. (или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fim5.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FCORP%2F2018%2F01%2F17%2FKMO_160648_00126_1_t218_175755

Как ЦБ призвал к разработке реальной схемы отмены репатриации экспортной выручки

Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет. Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным. Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2019 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2020 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Главные новшества валютного регулирования в 2019 году

17.12.2018 2465 0 0

С 7 июля 2018 года вступил в силу Закон от 21.06.18 г. № 2473–VIII, (далее Закон № 2473), который должен обеспечить переход к принципиально новой либеральной и прозрачной системе валютного регулирования. Закон вводится в действие через семь месяцев – с 7 февраля 2019 года. В консультации проанализируем основные нововведения и изменения в сфере валютного регулирования.

В ст. 2 Закона № 2473 провозглашен принцип свободного осуществления валютных операций физическими и юридическими лицами, а термин «валютный контроль» заменен на «валютный надзор». Это вполне соответствует европейским принципам валютного регулирования, обеспечивающим прежде всего свободное движение капитала, связанное с привлечением инвестиций, кредитов (Директива Совета ЕС 88/361 ЕЭС от 24.06.88 г., гл. 7 «Текущие платежи и движение капитала» Соглашения об Ассоциации с ЕС, утвержденного Законом № 1678).

Эти принципы Украина должна внедрить до 2021 года в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, поэтому имплементация требований европейского законодательства будет растянута по времени.

Закон № 2473, основанный на принципе «разрешено все, что прямо не запрещено», выглядит очень по-европейски. На основе этого базового документа НБУ планирует разработать семь ключевых нормативных актов, которые консолидируют и усовершенствуют имеющуюся на сегодня нормативную базу в сфере валютного регулирования (по данным НБУ – 56 актов). Назовем эти документы по направлениям регулирования:

  • № 1 «Структура валютного рынка и правила торговли иностранной валютой и банковскими металлами»;
  • № 2 «Порядок расчетов, операций по покупке и переводов инвалюты на территории Украины и за рубеж»;
  • № 3 «Трансграничное перемещение наличной национальной и иностранной валюты, банковских металлов, а также ценных бумаг в документарной форме банками, юридическими и физическими лицами»;
  • № 4 «Общий перечень мер защиты для возможного использования Национальным банком, критерии и порядок их введения, условия их продления и досрочного прекращения»;
  • № 5 «Перечень введенных мер защиты и порядок их применения (антикризисное постановление, имеющее временный характер)»;
  • № 6 «Другие инструменты стабилизации денежно-кредитного рынка (резервирование по валютным операциям), а также уведомительная система сбора информации о валютных операциях)»;
  • № 7 «Порядок соблюдения предельных сроков расчетов, установленных Национальным банком».

Полная версия доступна только подписчикам

Получите ответ на свой вопрос сейчас и обезопасьте себя от вопросов в будущем. Подпишитесь на электронное издание для бухгалтеров и руководителей Uteka

С 2019 года в России с улиц пропадут табло с курсами валют

Появилась информация, что с начала 2019 года с улиц пропадут табло с курсами валют. Во втором чтении 05.12.2018 года госдумой России была принята поправка в Закон о валютном регулировании и контроле. 11 декабря Совет федерации закон одобрил. И 18.12.2018 г. датирован федеральный закон №474, где внесены и другие поправки, касающиеся валютного регулирования. Последний пункт закона регламентирует, что контролировать размещение информации о курсах инвалюты к национальной валюте или кросс-курсах инвалют друг к другу на выносных стендах и информационных табло будет Центробанк России. Именно эта поправка вызвала наибольшую реакцию СМИ и общественности.

Читайте так же:  Больничный умершего сотрудника как действовать

Главной причиной появления такой инициативы послужили идеи о том, что выносными стендами пытаются привлекать внимание к своим услугам не лицензированные российские банки, а неуполномоченные физические лица или юрлица, не имеющие права на валютные операции. Либо те организации, которые проводят обмен без соблюдения всех норм и регламентов, прописанных Банком России. На выносных табло таких недобросовестных участников сделок размещается информация с заведомо недостоверной информацией, с сильно завышенными или заниженными курсами. А легковерные граждане, стремящиеся получить максимальную выгоду, становятся соучастниками нелегального обмена валюты.

Информационные выносные стенды и электронные табло с валютными кросс-курсами теперь полностью запрещены. Как и любые растяжки на фасадах, крышах, балконах, других частях здания. Речь не идет о полном запрете «обменников», столь радикальные меры приведут к расцвету черного рынка.

Но еще одним поводом для такого нововведения, по мнению профессора Высшей школы экономики И.Родионова, становится дополнительная защита и безопасность граждан. По его словам в эфире радио Эхо Москвы: «Валюта должна продаваться и покупаться в банках». Чтобы никто не смог обидеть тех, кто пришел в кредитную организацию для обмена своих средств. В отличие от кассира, безопасность которого регламентируется правилами: тревожная кнопка, толщина стены, пуленепробиваемое стекло. Посетитель, стоящий спиной к другим посетителям обменника, находится в уязвимом и небезопасном положении.

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2F2018god.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fs-2019-goda-v-rossii-s-ulic-propadut-tablo-s-kursami-valyut-2

Таким образом правительство планирует оградить граждан от участия в нелегальных схемах в валютном сегменте. Закон был подписан Президентом В.В. Путиным и вступит в силу в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Цифры обменного курса можно будет получить в мобильном приложении, онлайн банке или в официальных представительствах уполномоченных банков. Разрешено выставлять информацию в окнах и витринах уполномоченных банков и кредитных организаций, имеющих право осуществлять валютно-обменные операции с наличной инвалютой.

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года proxy?url=http%3A%2F%2F2018god.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fs-2019-goda-v-rossii-s-ulic-propadut-tablo-s-kursami-valyut-3

Не все сотрудники коммерческих банков считают такую меру обоснованной и целесообразной. Считая, что уличные табло были дополнительной мерой конкурентной политики между соседствующими банками. Теперь создаются дополнительные неудобства для ряда клиентов банка в поиске актуальной информации. Больше всего это касается приезжих из других городов, иностранных туристов и людей преклонного возраста. Люди средних лет и молодежь, как показывает практика, чаще пользуются мобильными банковскими приложениями, онлайн-банком, проверяют актуальность данных на официальных сайтах банков. Они меньше зависят от информации, размещенной на улицах.

В интернете появился целый ряд саркастических высказываний на форумах, призывающих удалить по аналогии информацию на автозаправках с ценами на бензин. Некоторые граждане пошли еще дальше и предложили убрать ценники на продукты в супермаркетах. А также рекламу придорожных кафе со стоимостью бизнес-ланча или другого блюда, предлагаемого к продаже.

Больше об указании не размещать табло с курсами на улице: видео

Изменения в валютном законодательстве в 2018 – 2019 годах

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в валютном законодательстве в 2018 году связано с обновлением следующих документов:

  • закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
  • инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.

Подробнее о том, что относится к числу валютных операций, читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

За 2018 год закон 173-ФЗ корректировался не один раз. Рассмотрим основные поправки.

Благодаря закону от 14.11.2017 № 325-ФЗ:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ:

  • Уточнено понятие «резидент» для целей валютного регулирования и контроля. С 01.01.2018 резидентами считаются все граждане РФ, включая лиц, постоянно проживающих либо временно пребывающих в иностранном государстве по работе или учебе не менее 1 года, которые ранее таковыми не признавались.
  • Разрешены валютные операции между резидентами — «физиками», срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней. Таким резидентам разрешено не уведомлять налоговиков об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • Расширен перечень случаев, когда возможно зачисление денег от нерезидентов на счета физлиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.
Читайте так же:  Ндс можно принимать к вычету частями в разных периодах (кварталах)

Законы от 07.03.2018 № 44-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ, от 29.07.2018 № 247-ФЗ расширили перечень разрешенных между резидентами валютных операций. В том числе:

  • Стала возможной выплата в валюте зарплаты за работу за границей.
  • Разрешены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
  • Разрешено зачисление резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в валюте на счета, открытые ФК в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках госорганам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Законы от 03.04.2018 № 64-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ ввели новые требования при репатриации валюты, в т.ч. обязали резидентов во внешнеторговых договорах (контрактах), включая договоры займа, указывать конкретные сроки исполнения сторонами обязательств.

Законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ дополнен перечень случаев, когда резидентам разрешено не зачислять на счета в уполномоченных банках рубли или валюту (например, при зачете встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом — операторами связи).

На основании изменений закона от 03.08.2018 № 293-ФЗ:

  • К нерезидентам отнесены иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях».
  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы валюты и рублей без открытия банковских счетов, расчеты в наличной валюте или рублях с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также выводить и получать валюту и рубли без открытия банковских счетов.

Также в 2018 году поправки в закон № 173-ФЗ вносились законами от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 23.05.2018 № 117-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 474-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ. На 2019 год нововведений в законе 173-ФЗ пока не было.

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Об особенностях бухучета валютных операций читайте в материале «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    • осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Изображение - Изменения в валютном регулировании с 2019 - 2020 года 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 272

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here