Исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 – 2020

Сегодня рассмотрим тему: "исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 - 2020" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Сроки исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Добрый день. Появилась следующая запись на ООО “принято решение о предстоящем исключении недействующего юл из егрюл”

Когда ООО будет исключено из ЕГРЮЛ?

Изображение - Исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 - 2020 proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fimages%2Fv3%2Fmobile%2Fpeople%2Flady-worker

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 428 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 - 2020 proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2F8%2F3%2F8%2F838ad3035214874cdeb9483ac9778977_65_76

Добрый день!
Указанная вами юридическая ситуация регламентируется следующими нормами закона:

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 статьи 21.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 сентября 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ пункт 4 статьи 21.1 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 27 ноября 2013 г. N СА-4-14/21159

ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ КОМПАНИИ ИЗ ЕГРЮЛ

юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, при этом сроки, регламентирующие принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может являться нарушением законодательства.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Конкретные сроки исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не установлены. Однако косвенно можно рассчитать, что выделяется 3 месяца на подачу заявлений кредиторами и другими заинтересованными лицами. Спустя данные три месяца, исходя из практики, проходит ещё от 1 до 2 месяцев до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Надеюсь мой ответ был Вам полезен!

Налоговики раскрыли, сколько юрлиц с 1 сентября исключат из ЕГРЮЛ

С 1 сентября 2017 года юридическое лицо, у которого в ЕГРЮЛ недостоверные сведения, а с момента внесения таких сведений истекли 6 месяцев, может быть исключено из госреестра без суда. Изменения внесены в статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В Кировской области на 1 июля 2017 года в ЕГРЮЛ внесено 4217 записей о недостоверности сведений в отношении почти 4 тысяч организаций. Чаще всего недостоверными являются сведения об адресе местонахождения (80%), руководителе, участниках обществ. Единый регистрационный центр направляет в адрес таких налогоплательщиков уведомления о наличии недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. При получении уведомления следует в тридцатидневный срок представить в регистрирующий орган сведения и (или) документы, свидетельствующие о достоверности сведений: для подтверждения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ – заявление в свободной форме и подтверждающие документы; для актуализации сведений ЕГРЮЛ – документы.

В Кировской области на уведомления налоговиков отвечает лишь каждый десятый налогоплательщик. В отношении тех, кто проигнорировал письма из налогового органа, будет начата процедура исключения из ЕГРЮЛ.

Ликвидация и исключение организаций из ЕГРЮЛ: изменения 2017 года

Изображение - Исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 - 2020 proxy?url=https%3A%2F%2Fbuh.ru%2Fupload%2Fiblock%2F5a1%2F5a1f9ef95d67ec6d0654e5a1495f0fb5

Для чего были нужны поправки

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ (далее – Закон № 488-ФЗ) внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц.

Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П.

В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юрлицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юрлицо:

  • в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус­мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Читайте так же:  Ставка енвд в 2019 - 2020 году сколько составляет

Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.

Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.

Изображение - Исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 - 2020 proxy?url=https%3A%2F%2Fbuh.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2Fee5%2Fee5eb008a2fcc0bd5732da9319b61a8a

Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр

С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую. Соответствующие нормы добавлены в статью 5 и пункт 2 статьи 21.1 и в пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО). Как следует из нового пункта 3.1 статьи 3 этого закона, исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства. Если к этому привели недобросовестные или неразум­ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

Кроме того, скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности, закрепленный в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Новый порядок также действует с 28.06.2017.

Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юрлицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В связи с этим в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Увеличен перечень оснований для исключения из реестра

С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

В частности, исключить юрлицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Новые сроки ликвидации ООО

Срок ликвидации ООО не может превышать одного года. Продлить такой срок сможет только суд, максимальный срок продления – 6 месяцев. Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО). Правило действует с 01.09.2017.

С 1 сентября ИФНС начнут ликвидировать в принудительном порядке компании, которые не успеют исправить в ЕГРЮЛ сведения об адресе, учредителях или директоре, которые налоговики признали недостоверными.

Такое право дано им одной из норм Федерального закона №488-ФЗ от 28.12.2016, вступающая в силу аккурат с этой даты.

Речь идет о пункте 5 статьи 21.1 закона №488, в соответствии с которым «автоматическое» исключение из ЕГРЮЛ применяется, в частности, в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Пресловутая «недостоверность сведений» – это, в немалой степени, «прописка» фирмы по адресу массовой регистрации.

Основные признаки «фиктивности» адреса:

  • адрес используют более 50 компаний;
  • фирма зарегистрирована в жилом помещении;
  • письма, направленные ИФНС компании, возвращаются в налоговую инспекцию;
  • адрес фирмы не соответствует классификатору. Например, компания записала в реестре корпус 2, а в классификаторе есть только корпус 1;
  • здание по адресу фирмы нельзя использовать: дом разрушен, находится на реконструкции, снесли или там находится воинская часть;
  • компания находится в торговом центре, но не внесла в реестр номер офиса или помещения.

Формально при обнаружении фиктивные данных инспекторы должны для начала направить компании соответствующее уведомление и потребовать в течение 30 календарных дней исправить ситуацию, указав подлинный адрес своего местонахождения. Но учитывая различные факторы, включая загруженность инспекторов и общую неразбериху, этого может и не произойти. Ситуация усугубляется тем, что в базу налоговиков по компаниям с недостоверными сведениями можно попасть и вовсе по ошибке.

Не поленитесь проверить себя с помощью сервиса «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» (сведения обновляются 1 раз в неделю). Обнаружив себя в нем, знайте, что ваша компания находится под угрозой закрытия.

Написать в ФНС петицию о том, что ваша фирма – действующая, платит налоги (с приложением различных, подтверждающих эти факты документов) – целесообразно, но должного результата не гарантирует. Практика показывает, что оправдания коммерсантов могут быть попросту проигнорированы. Так что стоит быть настойчивее и не ограничиваться одним письмом.

Читайте так же:  Проверка отчета 4-фсс

Не добавляет оптимизма и то, что вышеозначенный сервис ФНС работает «не без сбоев», так что у компаний есть риск при фактическом наличии себя в ней себя там просто «не увидеть». В связи с этим большие надежды возлагались на новый сервис под названием «Прозрачный бизнес» , наполнять который налоговики начали уже давно, а в полную силу налоговики намеревались с 25 июля. Предполагалось, что с этой даты «беспрецедентно повыситься степень открытость информации о юрлицах», поскольку на сервере размесят информацию, ранее представлявшую налоговую тайну и переставшую ею быть в силу внесения поправок в статью 102 НК РФ в прошлом году.

Согласно приказу ФНС от 29.12.2016 года № ММВ-7-14/[email protected], на официальном сайте службы должны появляться данные, указанные в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса РФ. В этот список попали данные об адресах компаний, о всех уплаченных налогах и взносах, а также суммах недоимки по ним и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, специальных налоговых режимах и участии налогоплательщика в консолидированных группах, среднесписочной численности сотрудников, а также о годовых доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности.

Наборы данных должны включать в себя сведения по каждой конкретной организации, за исключением тех, которые относятся к гостайне. Первичная цель их открытия – «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов».

Практически все данные подлежали публикации с 25 июля, а оставшаяся часть – с 25 февраля 2018-го. Однако к 25 июля отчетность компаний в разделе открытой информации на сайте так и не появилась, а новый ресурс ФНС «Прозрачный бизнес» на котором, в частности, можно было найти актуальную информацию об адрес е регистрации, а также количестве иных организаций, находящихся по этому адресу, проработав пару дней тестовом режиме, попросту «рухнул», в настоящее время недоступен, и откроется вновь в полноформатном виде, судя по всему, не скоро.

По крайней мере на портале проектов нормативных актов http://regulation.gov.ru/ появился проект приказа ФНС России о переносе начала публикации данных о компаниях с июля 2017 года на июнь 2018-го.

Сколько компаний к тому времени канут в безвестность, изгнанные из ЕГРЮЛ, а сколько останутся в реестре, остается только догадываться. При том, что «кандидатов на исключение» уже насчитывается свыше 20 000 только по Подмосковью.

А как же суд? Ведь это последняя возможность доказать необоснованность исключения из ЕГРЮЛ. И возможности этой коммерсантов еще не лишили. Но стоит помнить, что служители не слишком лояльны к «адресным» нарушениям».

Из заявления на регистрацию следовало, что на каждую из семи компаний, работающих по указанному адресу, приходится менее 1 кв. м площади. В связи с этим в регистрации восьмой было отказано. АС Поволжского округа счел такие действия налоговиков правомерными, о чем и сообщил в постановлении от 05.04.17 № А65-9805/2016.

При осмотре указанного в заявлении здания казанские налоговики установили, что в качестве места нахождения новоиспеченного ООО «Люпин» был указан адрес «массовой» регистрации. Уведомления и повестки, направленные налоговыми органами налогоплательщикам, которые зарегистрированы по указанному адресу, не исполняются. Реальная связь с организациями невозможна.

Деятельность в спорном помещении не ведется, помещение пустует, какие-либо организации не располагаются, дверь закрыта на замок, должностные лица или законные представители юридических лиц отсутствуют. Факт отсутствия каких-либо организаций подтверждается опросом работников соседних организаций и свидетелей.

С 1 сентября налоговики без суда ликвидируют фирмы, которые полгода не исправляют в ЕГРЮЛ недостоверные сведения об адресе, учредителях или директоре.

Выяснилось также, компании не то что фактически не находились по указанному адресу, но и не могли там находиться одновременно по законам физики, поскольку иначе всем их сотрудникам (не иллюзионистам и не волшебникам) пришлось бы разместиться на одном квадратном метре площади. Но даже если бы это у них и получилось, такая «кучность» противоречит нормам СанПин. В общем, в регистрации «Люпину» отказали.

Суд с решением инспекции согласился. Необходимым условием для государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. А в данном случае с достоверностью все обстояло достаточно проблематично.

Поскольку заявление содержит недостоверные сведения, инспекция правомерно отказала в регистрации юрлица на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.11 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», резюмировали судьи.

Отсутствие номера офиса – повод для отказа в регистрации

Учредителю юрлица, не указавшему в заявлении по форме № Р11001 номер офиса, в случае отказа в регистрации остается пенять только на самого себя. Такой вывод напрашивается из постановления АС Западно-Сибирского округа от 10.03.17 № А45-13252/2016.

Учредитель компании подал в инспекцию заявление о государственной регистрации юрлица по форме Р11001, но получил отказ на основании того, что графа 2.9 заявления не была заполнена должным образом – в заявлении не был указан этаж, на котором находится организация, и номер помещения.

Принимая решение в пользу налоговиков, суд указал на следующее. Адрес юридического лица, в том числе этаж и номер офиса, является обязательным реквизитом заявления о регистрации. В рассматриваемом случае в заявлении по форме Р11001 указана только улица и номер дома. В этом здании находится множество административных помещений, которые принадлежат разным собственникам. В связи с этим невозможно точно идентифицировать адрес юридического лица.

Судьи сослались на пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нем сказано, что подачу заявления с недостоверными сведениями следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. А это является основанием для отказа в регистрации юридического лица.

Налоговики имеют полное право отказать в регистрации юрлица в здании, которое находится на реконструкции. К такому вывод пришел АС Московского округа в постановлении от 26.05.2017 № А40-105972/2016.

Учредитель организации подал в инспекцию заявление о государственной регистрации юрлица. Но регистрирующий орган ответил отказом. Причина — здание по указанному в заявлении адресу находится в стадии реконструкции и, следовательно, не может использоваться для ведения деятельности. Предоставление недостоверных сведений является основанием для отказа в регистрации юридического лица (подп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Читайте так же:  Независимая оценка квалификации работников что нужно знать

В суде учредитель требовал признать отказ неправомерным на том основании, что информация об адресе содержится в Федеральной информационно-адресной системе, а стало быть говорить о недостоверности сведений не приходиться. Однако в начинании своем предприниматель не преуспел.

Принимая решение в пользу налоговиков, суд указал на следующее. Адрес юридического лица является обязательным реквизитом заявления о регистрации. Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с организацией.

В данной ситуации здание по указанному в заявлении адресу находится в стадии реконструкции (строительства), то есть не функционирует. Подачу заявления с недостоверными сведениями следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. А это является основанием для отказа в регистрации юридического лица (постановление).

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет. Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки. По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла – ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Читайте так же:  Изменения в нк рф долги организаций по налогам и взносам будут взыскивать с физлиц

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

Как видите, возможностей «по-тихому слить фирму» всё меньше. Рисков ответить по ее обязательствам всё больше. Налоговые органы настойчиво переводят предпринимателей в законное русло ликвидации и банкротства. Если для руководителей или участников “с каждым днём всё непосильней кладь”, сбросить ее может оказаться непросто.

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства. Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры. Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Читайте так же:  Поправки в закон о государственной регистрации юридических лиц

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Ответственность учредителей по долгам общества

Расходы на ликвидацию

За счет имущества ООО

Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве

Солидарно, за счет учредителей

Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ)

Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ). При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке?

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Изображение - Исключение юридических лиц из егрюл с 01.09.2019 - 2020 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 18

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here