Сегодня рассмотрим тему: "фнс объявила результаты налогового мониторинга компаний" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
ФНС объявила результаты налогового мониторинга компаний
Такая форма контроля как налоговый мониторинг в 2019 году продолжает оставаться привилегией для нескольких десятков крупных компаний. Однако он с каждым годом расширяется и охватывает всё большее число организаций. Рассказываем на основании официальных данных ФНС России, в чём преимущества налогового мониторинга для компаний, согласившихся на него.
Подведены итоги налогового мониторинга ФНС России в 2017 году.
По официальным данным, благодаря проведению налогового мониторинга затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок в 2017 году сократились на 1/3.
А именно, 21 компания, которая перешла на налоговый мониторинг и обеспечила доступ проверяющих к своим учетным системам, благодаря такому способу взаимодействия с ФНС сократила трудозатраты на сопровождение налоговых проверок на 30%. В частности, экономия по пеням составила 31,2 млн рублей.
На 93% снизилась сумма начисленных пеней по сравнению с предыдущими периодами, так как мотивированное мнение налоговых органов освобождает от пеней.
- среднее количество уточненных налоговых деклараций снизилось на 9%;
- количество требований о представлении пояснений и документов сократилось на 54%;
- среднее количество документов, представленных по требованию, уменьшилось на 77%.
Сумма уточненных обязательств в рамках налогового мониторинга увеличилась в 13 раз, что составило 177 млн рублей. В том числе, по мотивированным мнениям сумма уточненных налоговых обязательств выросла в 9 раз, или на 68 млн рублей.
С 2016 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений. Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям составила более 23 млрд рублей.
Для сравнения: в 2016 году эта цифра составляла 474 млрд рублей, т. е. рост – 28,1%.
Налоговый мониторинг введен с 1 января 2016 года. Традиционные проверки он заменяет на онлайн-взаимодействие с налоговым органом.
В итоге, удаленный доступ к информационным системам компании и его бухгалтерской и налоговой отчетности позволяет:
- оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда;
- консультироваться о совершенных и планируемых сделках.
Для ФНС налоговый мониторинг – это стратегическое направление. Такая форма налогового контроля максимально учитывает специфику бизнеса и отрасли.
Видео (кликните для воспроизведения). |
За последние 3 года крупнейшие налогоплательщики уже успели оценить привлекательность такой модели налогового администрирования.
Участники налогового мониторинга в зависимости от собственной технической подготовленности могут выбрать способ взаимодействия с Налоговой службой. В итоге:
- 36% участников предоставляют доступ в учетную систему организации;
- 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
- 39% организаций обмениваются информацией по ТКС.
Доступ к данным системы бухгалтерского и налогового учета обеспечивает:
- сверку данных этих учетов;
- проверку документов-оснований для отражения каждой операции в учете;
- непрерывность и хронологическую последовательность всех транзакций в режиме реального времени.
Также преимущество в том, что налоговый мониторинг позволяет компании быстрее урегулировать все спорные и неопределенные налоговые позиции. При этом налоговый период (год) закрывается в течение 9 месяцев последующего периода, тогда как при камеральных и выездных проверках средний срок налогового контроля превышает 5 лет.
Поручение Минфину совместно с заинтересованными органами госвласти подготовить до 15 марта предложения по расширению практики применения налогового мониторинга путем снижения требований к стоимости активов, суммарному объему полученных доходов и совокупной сумме налогов соответствующих налогоплательщиков дал глава правительства Дмитрий Медведев.
В настоящее время нормами заключения крупными компаниями соглашений о расширенном информационном взаимодействии с налоговиками, так называемом налоговом мониторинге, предметом которого является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, установлено, что организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если сумма выплачиваемых ею за год федеральных налогов составляет не менее 300 млн рублей, суммарный объем годового дохода – не менее 3 млрд рублей, совокупная стоимость активов – не менее 3 млрд рублей. Глава ФНС Михаил Мишустин ранее сообщал, что компаний, соответствующих таким требованиям, более 1,8 тыс.
На данный момент с ФНС соглашения о налоговом мониторинге подписали 44 компании, половина участников – это нефтегазовый сектор. Среди них участники групп “Газпром нефть”, “ЛУКОЙЛ”, “НОВАТЭК”, “Роснефть”, “Норильский никель”, компании “Аэрофлот”, “Интер РАО”, “МТС”, “Мегафон”, РЖД, “Северсталь”, “Газпром экспорт”, представительство британской аудиторской компании EY в СНГ и другие.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Д.Медведев также поручил Минэкономразвития и ФНС совместно с заинтересованными органами госвласти и компаниями с госучастием проработать вопрос о возможности осуществления налогового мониторинга в отношении таких компаний. При необходимости поручается до 15 мая внести в правительство проекты директив представителям интересов государства в соответствующих компаниях.
Также премьер поручил проанализировать достаточность нормативно-правового регулирования института мотивированного мнения налогового органа.
Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
Мониторинг предполагает открытие компаниями налоговым органам доступа к своему налоговому и бухгалтерскому учету в режиме онлайн, предоставление первичных документов и пояснений по запросам налоговиков. Налоговый орган в свою очередь дает разъяснения по тем или иным налоговым рискам, исходя из информации, которую налогоплательщик предоставляет до заключения той или иной сделки, во время ее заключения, до подачи и после подачи налоговой декларации.
Позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов отражается в мотивированном мнении, которое он направляет налогоплательщику. Предполагается, что налогоплательщик выполняет его, отражая позицию налоговиков в налоговой декларации или подавая уточненную декларацию.
При наличии разногласий проводится взаимосогласительная процедура. По ее результатам налоговый орган должен уведомить организацию, было ли изменено мотивированное мнение.
Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за периоды действия соглашения о налоговом мониторинге, за исключением ряда случаев, например, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение налогового органа.
Как отмечал М.Мишустин, при налоговом мониторинге трудозатраты компаний на сопровождение налоговых проверок снижаются на треть. Так, ФНС отмечает сокращение объема истребуемых документов: ежегодно на 9,4 млн листов, или 12 тыс. файлов.
ФНС держит дистанцию: система налогового мониторинга дает результаты
Количество участников системы налогового мониторинга за три года выросло с 7 до 44. Они обеспечивают более 12% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Система предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным компаний. А бизнес, в свою очередь, в большинстве случаев освобождается от выездных налоговых проверок, являющихся головной болью для предпринимателей. Об этом Дмитрий Медведев заявил во время совещания о развитии системы налогового мониторинга.
С момента запуска системы налогового мониторинга количество ее участников выросло в шесть раз: с семи организаций в 2015 году до 44 в 2019-м. Сейчас к ней подключены крупнейшие компании, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. При этом, по словам премьера, в выигрыше оказываются все: и представители налоговых властей, и бизнес.
— Во-первых, снижаются трудозатраты на администрирование налогов, это достаточно серьезная, масштабная работа, в крупных компаниях в особенности, — отметил Дмитрий Медведев. — Все данные можно получить, никуда не выезжая. С другой стороны, растут доходы государства, поскольку выявлять ошибки и доплачивать налоги можно в оперативном режиме. Бизнес — а это, я считаю, исключительно важно — в большинстве случаев освобождается от камеральных и выездных налоговых проверок.
Неожиданные визиты фискалов, по мнению главы правительства, далеко не всегда полезны для хозяйственной деятельности компании, так как почти вся она начинает работать на эту проверку и сбивается с нормального рабочего ритма.
— Дело даже не в каких-то нарушениях, а в том, что это само по себе достаточно серьезное испытание, — подчеркнул Дмитрий Медведев.
По сути, мониторинг позволяет минимизировать персональное взаимодействие контролера и проверяемого за счет более широкого круга инструментов дистанционного контроля.
— Присоединение к этому мониторингу формирует правильные поведенческие условия, поскольку на него соглашаются те компании, которые хотят быть открытыми (или готовы быть открытыми) для общества и государства, кто хочет продемонстрировать прозрачность своей работы клиентам, партнерам по бизнесу, — заявил глава правительства.
Опыт ФНС по удаленному взаимодействию с налогоплательщиками в рамках системы такого мониторинга мог бы быть взят на вооружение и другими государственными органами. Глава правительства считает, что необходимо переходить в целом от жестких действий, которые осуществляются уже постфактум в режиме реагирования, к превентивным мерам, профилактике, перестраивать работу таким образом, чтобы смещать акцент непосредственно с ответственности на предотвращение проблем.
— Надеюсь, что опыт Федеральной налоговой службы в этой части будет полезен и для других органов управления. Особенно с учетом того, что сейчас мы готовим довольно серьезную реформу контрольно-надзорной деятельности, — сообщил премьер-министр.
Как отмечают в ФНС, мониторинг — это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных позволяет оперативно согласовывать позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций. Доступ к сведениям компании позволяет налоговому органу снизить объем необходимых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операций, которые содержат элементы риска.
Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел новую модель помещения инспекции ФНС. Сейчас она внедряется во всех регионах России. Подробности главе кабмина рассказал руководитель ФНС Михаил Мишустин. По его словам, на такую модель перешло уже около 800 инспекций. Мишустин предложил Медведеву взять талончик для получения услуги, указав категорию интересующего вопроса на специальном терминале. Председатель правительства получил талончик и тут же был приглашен по громкой связи к столу сотрудника инспекции. Глава ФНС отметил, что такая система позволяет обеспечить среднее время ожидания в очереди в пределах 15 минут.
IFX | 22.02.2019 11:00
Поручение Минфину совместно с заинтересованными органами госвласти подготовить до 15 марта предложения по расширению практики применения налогового мониторинга путем снижения требований к стоимости активов, суммарному объему полученных доходов и совокупной сумме налогов соответствующих налогоплательщиков дал глава правительства Дмитрий Медведев.
В настоящее время нормами заключения крупными компаниями соглашений о расширенном информационном взаимодействии с налоговиками, так называемом налоговом мониторинге, предметом которого является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, установлено, что организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если сумма выплачиваемых ею за год федеральных налогов составляет не менее 300 млн рублей, суммарный объем годового дохода – не менее 3 млрд рублей, совокупная стоимость активов – не менее 3 млрд рублей. Глава ФНС Михаил Мишустин ранее сообщал, что компаний, соответствующих таким требованиям, более 1,8 тыс.
На данный момент с ФНС соглашения о налоговом мониторинге подписали 44 компании, половина участников – это нефтегазовый сектор. Среди них участники групп “Газпром нефть (MCX: SIBN )”, “ЛУКОЙЛ (MCX: LKOH )”, “НОВАТЭК (MCX: NVTK )”, “Роснефть (MCX: ROSN )”, “Норильский никель (MCX: GMKN )”, компании “Аэрофлот (MCX: AFLT )”, “Интер РАО (MCX: IRAO )”, “МТС (MCX: MTSS )”, “Мегафон (MCX: MFON )”, РЖД, “Северсталь (MCX: CHMF )”, “Газпром (MCX: GAZP ) экспорт”, представительство британской аудиторской компании EY в СНГ и другие.
Д.Медведев также поручил Минэкономразвития и ФНС совместно с заинтересованными органами госвласти и компаниями с госучастием проработать вопрос о возможности осуществления налогового мониторинга в отношении таких компаний. При необходимости поручается до 15 мая внести в правительство проекты директив представителям интересов государства в соответствующих компаниях.
Также премьер поручил проанализировать достаточность нормативно-правового регулирования института мотивированного мнения налогового органа.
Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
Мониторинг предполагает открытие компаниями налоговым органам доступа к своему налоговому и бухгалтерскому учету в режиме онлайн, предоставление первичных документов и пояснений по запросам налоговиков. Налоговый орган в свою очередь дает разъяснения по тем или иным налоговым рискам, исходя из информации, которую налогоплательщик предоставляет до заключения той или иной сделки, во время ее заключения, до подачи и после подачи налоговой декларации.
Позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов отражается в мотивированном мнении, которое он направляет налогоплательщику. Предполагается, что налогоплательщик выполняет его, отражая позицию налоговиков в налоговой декларации или подавая уточненную декларацию.
При наличии разногласий проводится взаимосогласительная процедура. По ее результатам налоговый орган должен уведомить организацию, было ли изменено мотивированное мнение.
Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за периоды действия соглашения о налоговом мониторинге, за исключением ряда случаев, например, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение налогового органа.
Как отмечал М.Мишустин, при налоговом мониторинге трудозатраты компаний на сопровождение налоговых проверок снижаются на треть. Так, ФНС отмечает сокращение объема истребуемых документов: ежегодно на 9,4 млн листов, или 12 тыс. файлов.
Глава Правительства Дмитрий Медведев дал поручение Министерству экономического развития и ФНС до 15 мая 2019 проработать вопрос о возможности осуществления налогового контроля в отношении компаний с государственным участием в форме налогового мониторинга.
В этой связи Минфин должен подготовить предложения по дальнейшему развитию системы налогового мониторинга, в том числе расширению практики применения налогового контроля в форме мониторинга путём снижения требований к стоимости активов, суммарному объему полученных доходов и совокупной сумме налогов соответствующих налогоплательщиков.
Отметим, с предложением подключить госкомпании к налоговому мониторингу выступил глава ФНС Михаил Мишустин.
По его словам, это процесс затратный, но зато позволяет компаниям-участникам на 30% сократить трудозатраты на проверки и в три раза быстрее закрывать годовую отчетность.
Напомним, перейти на налоговый мониторинг могут компании с оборотом в 3 млрд рублей, активами на 3 млрд рублей и уплатившие 300 млн рублей налогов за предыдущий год. Всего в России этим критериям отвечают чуть более 1800 компаний.
Внедрение системы началось с нескольких компаний в 2016 году. На сегодняшний день налоговый мониторинг проводится в отношении 44 организаций, которые обеспечивают 12,25% поступлений в федеральный бюджет.
ФНС хочет подключить госкомпании к налоговому мониторингу. Но это недешево обойдется государству
Компании с государственным участием должны подключиться к новой форме контроля — налоговому мониторингу, считает руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Он попросил премьер-министра Дмитрия Медведева дать соответствующее поручение, пишет РБК.
«Дмитрий Анатольевич, мы бы хотели обратиться к вам с тем, чтобы были соответствующие поручения компаниям с государственным участием рассмотреть возможность налогового мониторинга», — сказал глава ФНС в ходе совещания службы с участием Медведева.
Однако мониторинг процесс затратный, признает руководитель налогового ведомства. Потому что для него нужно программное обеспечение.
«Эти услуги, которые предоставляют SAP и «1C», недешевые», — отметил Мишустин.
При этом налоговый мониторинг, по его словам, уже позволил компаниям-участникам на 30% сократить трудозатраты на проверки и в три раза быстрее закрывать годовую отчетность. Среднее количество запрашиваемых ФНС документов снизилось на 77% за три года. Совокупная сумма налогов по урегулированным налоговым позициям с участниками мониторинга составила 23 млрд руб.
Перейти на налоговый мониторинг могут компании с оборотом в 3 млрд рублей, активами на 3 млрд рублей и уплатившие 300 млн рублей налогов за предыдущий год. Всего в России этим критериям отвечают чуть более 1800 компаний.
Внедрение системы началось с нескольких компаний в 2016 году. На сегодняшний день налоговый мониторинг проводится в отношении 44 организаций, которые обеспечивают 12,25% поступлений в федеральный бюджет, сообщается на сайте ФНС.
Оператор мобильной связи Tele2 присоединяется к системе налогового мониторинга с 1 января 2019 года. Об этом сообщает пресс-служба ФНС.
Всего с 1 января 2019 года к налоговому мониторингу присоединятся 44 компании, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных Налоговой службе позволяет оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда и консультироваться о совершенных и планируемых сделках.
Новая система контроля позволяет проверять только те операции, которые потенциально могут быть рискованными. Также формат позволит снизить количество исков по налоговым спорам и повысить вероятность досудебного урегулирования вопросов.
В рамках перехода на налоговый мониторинг Tele2 внедряет единую платформу «Витрина данных» – учетную запись с удаленным доступом к данным оператора для сотрудников Налоговой службы. Представители инспекции в режиме онлайн смогут просмотреть налоговую отчетность и образцы первичных документов компании. В личном кабинете «Витрины данных» налогоплательщик сможет получать запросы от контролирующего органа о разъяснении показателей налоговой отчетности и оперативно на них отвечать. Благодаря новому формату взаимодействия с Налоговой службой Tele2 ожидает оптимизации затрат на налоговое администрирование и снижения количества запросов контролирующего органа.
Еще пять компаний решились на налоговой мониторинг
Еще пять организаций с 2018 года переходят на новую форму налогового администрирования – налоговый мониторинг, сообщает пресс-служба ФНС РФ. Это дочерние организации группы Лукойл и группы Норильский никель, ПАО «Аэрофлот», а также АО «Телекомпания НТВ» и ООО «Гугл».
Для бизнеса такая форма налогового контроля – это возможность сократить объем запрашиваемых документов, а также заранее получать позицию налогового органа по планируемым сделкам. Взамен такого упрощенного взаимодействия организации предоставляют налоговому органу оперативный доступ к их бухгалтерской и налоговой отчетности. В итоге, налоговый мониторинг оказывается выгоден обеим сторонам, считает ФНС.
Налоговый мониторинг применяется с 2015 года, но только в этом году налоговая служба утвердила формы документов для него и систему внутреннего контроля.
С 2018 года налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 26 организаций, представляющих различные сферы экономической деятельности.
Утверждена система внутреннего контроля налогоплательщиков. Но не для всех
Требования к организации системы внутреннего контроля налогоплательщиков утверждены приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@. Но бухгалтерам не стоит пугаться при виде названия документа – скорее всего их организаций он не касается.
Дело в том, что приказ утвержден в соответствии с пунктом 7 статьи 105.26. “Общие положения о налоговом мониторинге”, т.е. применять его должны те организации, в которых проводится налоговый мониторинг. Обязанность соблюдать требования ФНС для системы внутреннего контроля появилась в Налоговом кодексе еще год назад, однако налоговая служба не спешила с утверждением нормативного документа.
Система внутреннего контроля должна обеспечивать в том числе: эффективное ведение деятельности; правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов; достоверность и своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности; мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.
Организация внутренного контроля должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации и функционировать на постоянной основе.
В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Кроме того, необходимо разработать стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения работников, а также требования к их профессиональным знаниям и навыкам. В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации.
Согласно приказу, необходимо разработать систему управления рисками, обеспечивающую выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков. Информация о рисках представляется по форме, приведенной в приложении к приказу.
Отдельное внимание уделено контрольным процедурам направленным на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации: приведен их список, документы для их разработки, порядок оформления результатов и т.д.
В одиннадцати (!) приложениях приведены различные таблицы и реестры, которые необходимо представлять в налоговые органы. При этом не реже 1 раза в квартал организация должна оценивать необходимость внесения изменений в систему внутреннего контроля.
ФНС объявила результаты налогового мониторинга компаний
Число выездных налоговых проверок снизилось в первом квартале 2018 года на 26%, до 4,1 тыс., против 5,6 тыс. за аналогичный период прошлого года, рассказал журналистам глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин.
При планировании выездных проверок применяются 12 критериев в соответствии с приказом ФНС. Среди них — показатели рентабельности налогоплательщика и налоговой нагрузки на его бизнес, отражение в отчетности убытков и налоговых вычетов, данные о выплате зарплат и другие. Все данные являются открытыми и могут использоваться бизнесом для самопроверки.
Такой риск-ориентированный подход позволяет экономить ресурсы, повышая при этом эффективность контрольной работы, подчеркнул Мишустин. Основные кандидаты на включение в план — это те налогоплательщики, которые используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов по результатам анализа данных АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС).
«Планируя проверку, необходимо четко видеть ее возможные результаты. Если по ряду налогов отсутствуют риски, то приоритет нужно отдавать тематическим налоговым проверкам по НДС и налогу на прибыль. Если речь идет о схемах, то планировать проверку необходимо совместно с правоохранительными органами. При этом работать нужно как с бенефициарами, так и с организаторами фирм-однодневок. Невозможно создать чистую среду, устраняя лишь последствия», — сказал глава ведомства.
Всего по результатам выездных и камеральных проверок в первом квартале было взыскано 57 млрд руб., рассказал Мишустин. При этом еще 12 млрд руб. в бюджет дополнительно поступило без проведения налоговых проверок (то есть за счет работы системы АСК НДС-2), что в 1,8 раза больше соответствующего периода прошлого года, сказал он.
Ранее глава ФНС говорил, что теневые операции с НДС упали с 8 до 1% от всех операций с НДС, а сама система обрабатывает 15 млрд операций в год. По словам Мишустина, результат контрольной работы должен в конечном итоге измеряться ростом уплаты налогов в бюджет, который должен быть адекватен экономике.
В 2017 году ФНС обеспечила поступления налогов в консолидированный бюджет в объеме 17,3 трлн руб., что на 20% больше, чем в 2016-м. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП, говорил в феврале Михаил Мишустин на расширенной коллегии ведомства.
В федеральный бюджет в прошлом году было зачислено 9,2 трлн руб., прирост составил 32%. Ненефтегазовые доходы обеспечили 60%, или 1,7 трлн руб., прироста поступлений. Драйверами роста ФНС назвала налог на прибыль (3,3 трлн руб., рост на 18,8%) и НДС (3,1 трлн руб., рост на 15,5%). Поступление акцизов увеличилось на 17,6%, до 1,5 трлн руб., имущественных налогов — на 11,9%, до 1,2 трлн руб., НДФЛ — на 7,7%, до 3,3 трлн руб.
Медведев поручил расширить систему налогового мониторинга
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил расширить практику налогового мониторинга путем распространения его на новые субъекты, включая компании с госучастием. Соответствующие поручения председатель правительства дал по окончании совещания о развитии системы налогового мониторинга. Об этом сообщает РИА Новости.
«Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено подготовить предложения по дальнейшему развитию системы налогового мониторинга, в том числе расширению практики применения налогового контроля в форме налогового мониторинга путём снижения требований к стоимости активов, суммарному объему полученных доходов и совокупной сумме налогов соответствующих налогоплательщиков», – отмечается в поручении.
Кроме того, ведомству поручено выяснить, достаточно ли нормативно-правового регулирования института мотивированного мнения налогового органа. Минфин должен отчитаться перед кабмином о результатах работы до 15 марта 2019 года. Помимо этого, Минэкономразвития и ФНС совместно с заинтересованными ведомствами и компаниями с госучастием должны будут проработать вопрос о возможности осуществления налогового контроля в отношении таких компаний в форме налогового мониторинга.
Налоговый мониторинг является способом расширенного информационного взаимодействия, предполагающего предоставление компанией доступа инспекции в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета. Это освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также позволяет ФНС осуществлять проверки полноты и своевременности исчисления и уплаты обязательных платежей, которые предусмотрены налоговым законодательством .
С момента запуска в 2016 году количество участников системы налогового мониторинга выросло в шесть раз. Так, три года назад в нее входили семь организаций, а в текущем году количество участников достигло 44. По состоянию на сегодня к мониторингу подключены крупнейшие компании, обеспечивающие 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Чтобы стать участником системы налогового мониторинга, нужно соответствовать нескольким критериям: оборот должен составлять более 3 млрд руб., активы – свыше 3 млрд руб., а совокупные уплаченные налоги в течение года во все уровни бюджета – более 300 млн руб.
С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.
Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.
Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:
- общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
- доход за год не менее 3 млрд руб.;
- активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.
Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.
Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.
Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/9597@ ).
Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).
При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.
Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).
В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).
Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.
Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.