Федеральный закон об электронной подписи № 63

Сегодня рассмотрим тему: "федеральный закон об электронной подписи № 63" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
“Об электронной подписи”

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Принят новый Закон об электронной подписи (далее – ЭП).

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн руб. Еще одно условие – наличие в штате квалифицированных сотрудников.

Максимальный срок аккредитации – 5 лет.

Предусмотрены механизмы признания иностранных ЭП.

Федеральный закон вступает в действие со дня официального опубликования. Прежний закон утрачивает силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в “Парламентской газете” от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Когда дело касается обычных бумажных документов, то, чтобы идентифицировать личность человека, а также заверить достоверность сведений, которые указаны в них, ставится уникальная рукописная подпись.

Но что делать, если документ электронный? Внедрение электронного документооборота практически во все сферы деятельности сделало необходимым наличие цифрового аналога привычной росписи. Для этого создана электронная подпись (ЭЦП). Но чтобы она оказалась уникальной, а использование ее — безопасным, требуется законодательное регулирование.

Взамен ранее действовавшего ФЗ № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ЭП) от 06.04.2011, поскольку определение ЭЦП перестало соответствовать современной терминологии. Термин, введенный в 2002 году 1-ФЗ об ЭЦП, утратил силу. Выражение «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» становится некорректным.

63-ФЗ принят в целях регулирования отношений в следующих областях:

  • совершение гражданско-правовых сделок;
  • оказание государственных и муниципальных услуг;
  • исполнение государственных и муниципальных функций;
  • совершение иных юридически значимых действий.
Читайте так же:  Механизм закрытия реестров под дивиденды в 2019 - 2020 году

Закон принят, чтобы обеспечить сохранение подлинности и достоверности электронных документов и информации, заверенных ЭП подписанта, при соблюдении требований, указанных в законе. Также обмен документами, которые подписаны электронно, позволяет одновременно решить проблему замедленного процесса документообмена в бумажном формате и утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени.

Закон о цифровой подписи включает 20 статей, раскрывающих следующие нормы:

  • основные термины и определения;
  • принципы и правила использования;
  • виды, особенности использования;
  • процедура выдачи сертификата в удостоверяющем центре;
  • обязанности человека, который использует ЭП;
  • деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск.

Итак, определение «электронная подпись» закон дает следующее: это информация в электронной форме, которая содержит уникальную последовательность символов (ключ) и присоединяется к цифровому документу, чтобы определить личность подписанта.

Функции по созданию и выдаче возложены на удостоверяющие центры, использующие в процессе своей деятельности специальные шифровальные, криптографические средства. Центры могут быть как государственными, так и иными юридическими лицами.

Ст. 5 указывает на три вида ЭП (правила определены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 634):

  1. Простая.
  2. Неквалифицированная усиленная.
  3. Квалифицированная усиленная.

Простая генерируется с использованием кодов и паролей, и заверенный документ может быть приравнен к бумажному лишь по договоренности сторон. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 утверждены правила ее использования при оказании государственных и муниципальных услуг.

Неквалифицированная усиленная создается в результате криптографического преобразования информации, по своей силе равна заверению документов печатью. Ее выдают неаккредитованые центры.

Квалифицированная усиленная обладает всеми свойствами неквалифицированной, но дополнительно имеет ключ проверки. Он указывается в сертификате, который выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи. Для проверки достоверности используются средства, получившие подтверждение в соответствии федеральным требованиям, что говорит о большей защищенности подписи данного вида. Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 устанавливает форму квалифицированного сертификата ключа.

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действию по получению, использованию и хранению цифровой подписи, а также ряд строгих запретов, в том числе: нельзя передавать неуполномоченным лицам, оставлять флеш-накопитель без присмотра, игнорировать правила хранения и защиты.

Также установлены требования к содержанию информации в сертификате ключа:

  • уникальный номер;
  • даты начала и окончания срока действия;
  • фамилия, имя и отчество — для физических лиц, наименование и место нахождения — для юридических лиц;
  • наименование используемого средства ЭП или стандарта, требованиям которых соответствует ключ;
  • наименование удостоверяющего центра;
  • иная информация (ИНН, СНИЛС и др. при квалифицированной ЭП).

Подготовлена новая редакция 63-ФЗ № 13 от 23.06.2016, вступающая в силу с 31.12.2017.

В частности, она изменит полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭП (к примеру, требования к форме квалифицированного сертификата должны согласовываться ФСБ с Минкомсвязью), расширяются функции удостоверяющих центров (помимо создания возложена функция по подтверждению владения заявителем ключа), ужесточаются условия их аккредитации.

Ввиду того, что использование электронной цифровой подписи с каждым годом становилось все более необходимым, как для гражданско-правовых сделок, так и для участия в электронных торгах муниципального или коммерческого уровня, был разработан и принят Федеральный закон №63 об электронной подписи.

6 апреля 2011 года 63-ФЗ официально вступил в силу.

Он описывает виды ЭЦП и регламентирует принципы ее использования и отношения, которые попадают под эту область. А также многие другие аспекты, связанные с использованием электронной цифровой подписи.

Согласно закону 63-ФЗ об электронной подписи выпускать ЭЦП имеют право только удостоверяющие центры, а квалифицированную электронную подпись с повышенной защитой и особым квалифицированным ключом, только аккредитованные государством удостоверяющие центры.

Данный ФЗ описывает существующие виды электронных подписей: простую и усиленную. Усиленная в свою очередь может быть неквалифицированной и квалифицированной. Чем они отличаются, и какие особенности имеет каждая из них подробно описано в ст. 5 63-ФЗ.

Федеральный закон №63 об ЭЦП также контролирует деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск ЭЦП. Правительством РФ определяется уполномоченный федеральный орган, который осуществляет функции главенствующей организации среди остальных аккредитованных удостоверяющих центров и отвечает за всю деятельность, связанную с исполнением центрами своих обязанностей. Например, уполномоченный федеральный орган должен проводить аккредитацию удостоверяющих центров, следить за выполнением ими своих обязанностей, публиковать списки и адреса действующих организаций, а также центров, деятельность которых прекращена или приостановлена.

Более подробную информацию о том, какие функции выполняет уполномоченный федеральный орган вы можете прочитать в ст. 8 ФЗ-63 об электронной подписи.

Подготовка документов и выпуск электронной цифровой подписи

для участия в государственных и федеральных закупках

Основными статьями 63 Федерального Закона являются следующие:

принципы и правила использования ЭЦП;

процедура выдачи ЭП и квалифицированного сертификата в удостоверяющем центре;

виды подписи и особенности использования каждого из них;

основания признания ЭЦП эквивалентной собственноручной подписи и, следовательно, равенство заверенного электронного документа бумажному;

Читайте так же:  Указание октмо в платежном поручении

возможность использования ЭЦП для заверения любых документов, в том числе органами государственной власти;

права и обязанности человека, который использует ЭП.

Участнику закупок ЭЦП необходима, чтобы подать документы для участия в закупках в электронной форме: документы без подписи не принимаются. Для ее получения необходимо обратиться напрямую в аккредитованный удостоверяющий центр или обратиться в компанию РусТендер для более простого и быстрого ее оформления.

Федеральный закон 63 об электронной подписи дает определение основным понятиям, используемым в области использования электронной цифровой подписи, таким как: электронная подпись, сертификат ключа проверки ЭЦП, ключ ЭЦП, ключ проверки ЭЦП, удостоверяющий центр и многое другое.

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действиям по получению, использованию и хранению цифровой подписи, пренебрегать которыми нельзя.

Закон об электронной подписи запрещает:

передавать ЭЦП не уполномоченным лицам;

оставлять флеш-накопитель без присмотра;

игнорировать правила хранения и защиты ЭЦП.

Вы можете скачать ФЗ-63 от 28.06.14 с последними изменениями и комментариями на нашем сайте и изучить его самостоятельно.

Мы всегда следим за актуальностью размещаемых законодательных актов, чтобы у вас был доступ к последним редакциям законов.

©ООО МКК “РусТендер”

Закон об электронной подписи 63-ФЗ: разберем по пунктам

Для начала стоит отметить, что 63-ФЗ от 06.04.2011 заменил собой ранее действовавший ФЗ об электронной цифровой подписи № 1 от 10.01.2002 . В связи с этим фраза «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» некорректна.

Для того чтобы документ обладал юридической силой, он должен содержать реквизиты ответственного лица. Так, на бумажных документах ставят визу вручную, а для компьютерных файлов используют ее электронный аналог. С целью регулирования отношений между сторонами в последнем случае и был принят рассматриваемый закон.

Документ действует в следующих сферах (ст. 1):

  • гражданско-правовые сделки;
  • государственные и муниципальные услуги;
  • государственные и муниципальные функции;
  • иные юридически значимые действия.

Кроме того, такой способ визирования документов применяют при государственных закупках, сдаче налоговой отчетности через Интернет, банковских операциях, документообороте государственных структур и т. д.

Участниками таких отношений могут быть юридические или физические лица, а также с государственные органы.

Электронный вариант визы равнозначен бумажному — об этом говорится на соответствующем портале https://iecp.ru/.

Изображение - Федеральный закон об электронной подписи № 63 proxy?url=http%3A%2F%2Fppt.ru%2Ffls%2F2913%2Fportal

15 терминов, которые используются в тексте нормативного акта, определены в ст. 2. Здесь идет речь об удостоверяющих центрах и аккредитации у них, ключах ЭП, их сертификатах и владельцах, корпоративной и информационной системах и т. д.

А в п. 14 и 15 указано, что подразумевается под вручением сертификата ключа проверки ЭП и подтверждением владения самим ключом.

Сама же ЭП представляет собой электронную информацию, соединенную каким-либо образом с такими же данными, которые нужно подписать. Цель — идентифицировать лицо, которое заверяет информацию. Последнее понятие определено в № 149-ФЗ от 27.07.2006 как любые сведения, вне зависимости от их происхождения. Причем она может быть как общедоступной, так и закрытой (например, гостайна).

Таким образом, ЭП может быть использована для любых документов, в т. ч. не подлежащих публичной огласке.

Федеральный закон 63-ФЗ об электронной подписи состоит из 20 статей.

Первые 4 из них носят общий характер и устанавливают сферу действия закона, определения, правовое регулирование таких отношений и принципы использования ЭП.

В ст. 5 ЭП разделяют на 2 вида: простые и усиленные. Последние, в свою очередь, могут быть неквалифицированными либо квалифицированными. И если простая виза только удостоверяет личность подписавшего посредством использования кодов и паролей, то неквалифицированная, к примеру, должна отвечать следующим признакам:

  1. Создана в результате криптографической модификации информации с помощью ключа ЭП.
  2. Устанавливает личность подписавшего документ.
  3. Позволяет обнаружить изменения, внесенные в документ после подписания.
  4. Для ее создания применяют средства ЭП (ст. 12).

Помимо того, что квалифицированная виза должна включать вышеуказанные признаки, ключ ее проверки должен быть указан в сертификате. Также при ее создании и проверке применяют средства ЭП, которые соответствуют требованиям, регламентированным № 63-ФЗ.

Далее речь идет об особенностях использования рассматриваемого понятия. Так, документы, где стоит электронная подпись, закон при определенных условиях считает равнозначными бумажным аналогам (ст. 6). А в 7 статье сказано о признании подписей, созданных по международным стандартам.

Ст. 8 наделяет полномочиями федеральные органы исполнительной власти для работы с ЭП. Такие органы определяет Правительство РФ. Эти структуры аккредитуют и проверяют удостоверяющие центры, в которых можно получить ключ и сертификат ЭП. Кроме того, эти органы власти являются головными удостоверяющими центрами по отношению к аккредитованным.

В ст. 9 сказано об особенностях использования простой ЭП. Ч. 4 этой статьи запрещает использовать именно такую подпись для секретных сведений.

Ст. 10 устанавливает обязанности для участников сделок, которые применяют усиленные подписи. Основным условием является соблюдение конфиденциальности ключей ЭП.

Условия признания квалифицированной ЭП содержатся в ст. 11. Следом даны определения средствам ЭП, которые используют для создания и контроля как самой подписи, так и ее ключей (ст. 12).

Читайте так же:  Что нужно знать про единый реестр сведений о банкротстве

В ст. 13–18 установлены правила работы для удостоверяющих центров: общие положения, выдача сертификатов, аккредитация и т. д.

Последние статьи, 19 и 20, содержат заключительные положения и определяют, что Федеральный закон об электронной подписи № 63 вступает в силу со дня его публикации. При этом № 1-ФЗ об ЭЦП прекращает свое действие с 01.07.2013.

ФЗ № 63-ФЗ, заменивший собой закон о цифровой подписи № 1, устанавливает порядок работы с ЭП и определяет ее правовой статус. В тексте документа затронуты все участники, которые имеют отношение к рассматриваемому понятию: от уполномоченных органов власти и удостоверяющих центров до лица, подписывающего электронные документы. Поэтому при возникновении трудностей при получении или применении ключей и сертификатов ЭП все они могут воспользоваться данным законом.

Благодаря установленным правилам и условию о неразглашении данных, относящихся к ЭП, пользователи могут быть уверены в безопасности и подлинности передаваемой через Интернет информации.

Таким образом, использование электронных документов и ЭП по правилам, установленным в № 63-ФЗ, позволяет сделать рабочие процессы более быстрыми, удобными и надежными.

Вместо одной электронной цифровой подписи (ЭЦП) новый закон ввел три вида электронной подписи: простая (ЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП), усиленная квалифицированная (КЭП).

1 июля 2013 года утратил силу Федеральный закон от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и вместо него начал действовать Федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Он сблизил российское и зарубежное законодательства и разграничил сферы применения электронных подписей. И в первую очередь это подтолкнуло к широкому использованию госуслуг в электронном виде.

Вместо одной электронной цифровой подписи (ЭЦП) новый закон ввел три вида электронной подписи:

  • простая (ЭП),
  • усиленная неквалифицированная (НЭП),
  • усиленная квалифицированная (КЭП).

Простая подпись подтверждает подписание электронного документа определенным лицом, однако не гарантирует неизменность файла после подписания (п. 2 ст. 5 63-ФЗ). Такая электронная подпись создается с помощью одноразовых паролей или других средств. Простую электронную подпись легко «получить» и применять: записываться к врачу, вставать в очередь на получение документов и т.д.

УЦ СКБ Контур выпускает все виды электронных подписей.

Неквалифицированная электронная подпись позволяет определить автора документа и проверить, были ли внесены в файл какие-либо изменения после его отправки. Данный вид подписи менее регламентирован. Подписанный с его помощью документ заменяет бумажный документ только в случаях, оговоренных законом, или по согласию сторон. Удостоверяющий центр не обязан дополнительно подтверждать неквалифицированную подпись (как это происходит в случае с квалифицированной). На сегодняшний день НЭП активнее всего применяется на аккредитованных площадках госзаказа.

Для получения неквалифицированного сертификата необходимо иметь оригинал паспорта физического лица — уполномоченного представителя, а также следующие документы (оригиналы или заверенные копии):

  • паспорт уполномоченного лица или руководителя организации;
  • заявление на выпуск сертификата электронной подписи;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документ о назначении руководителя (оригинал или копия протокола);
  • свидетельство или уведомление о постановке на учет в ИФНС;
  • доверенность на право участия в торгах (для юридического лица).

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – самая широко применяемая и регулируемая из всех трех видов подписи по федеральному закону № 63-ФЗ. Документ, подписанный с помощью сертификата КЭП, приравнивается к документу, который собственноручно подписан физическим лицом или уполномоченным представителем юридического лица.

Именно КЭП открывает владельцу максимум возможностей для работы на электронных торговых площадках и информационных ресурсах. Она подходит для работы на государственных электронных порталах и получения финансовых услуг, для организации закупок в соответствии с 223-ФЗ, участия в коммерческих торгах и торгах по реализации имущества банкротов.

Как правило, сертификат КЭП имеет срок действия 1 год (УЦ СКБ Контур может выпускать сертификаты на 15 месяцев), однако действие поставленных с его помощью подписей неограниченно. Для получения сертификата КЭП необходимо иметь оригинал паспорта физического лица — уполномоченного представителя, а также следующие документы (оригиналы или заверенные копии):

  • свидетельство о регистрации (ОГРН);
  • учредительные документы;
  • свидетельство о постановке на учет (ИНН);
  • страховое свидетельство Пенсионного фонда (от физического лица — уполномоченного представителя);
  • заявление на выпуск сертификата электронной подписи;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Удостоверяющий центр СКБ Контур выпускает сертификаты квалифицированных электронных подписей для работы на:

  • общероссийском официальном сайте государственных закупок и Едином портале госуслуг;
  • портале ЕФРСФДЮЛ;
  • портале Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • портале ФГИС территориального планирования.

Также квалифицированные сертификаты УЦ СКБ Контур можно использовать для:

  • сдачи регламентной отчетности в Национальный союз страховщиков;
  • подачи документов на лицензирование в Министерстве здравоохранения аптек, фармацевтических компаний, косметологических и медицинских центров;
  • заполнения электронных документов предприятиями сферы ЖКХ.

Закон №62 «Об электронной подписи» как регламентация использования электронного объекта

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

Читайте так же:  Бухгалтерские документы назначение

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Изображение - Федеральный закон об электронной подписи № 63 proxy?url=https%3A%2F%2Fbankstoday.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fkontur-ecp

Любой аспект, имеющий юридическую силу, должен иметь нормативно-правовое регулирование. Это логично: ведь каждая система должна подчиняться определенным нормам и порядку. Данный порядок устанавливается на Федеральном уровне в виде законопроектов.

Каким же образом регулируется соблюдение норм и правил в использовании электронных объектов? Рассмотрим основной Закон, который раскрывает юридические нормы отношений между сторонами электронного документооборота, а именно, использование электронной цифровой подписи.

Какие изменения внес Федеральный Закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ? Новшества и общая характеристика нормативного акта

Около 5 лет назад закончил свое действие закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года. На смену ему пришел обновленный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года. Данный Закон был принят Госдумой 25 марта 2011 года, и одобрен Советом Федерации уже через 5 дней.

Итак, данный нормативный акт внес существенный изменения в отношении своего объекта. Помимо изменения самого названия Закона, другим существенным нововведением стало разделение ЭЦП на 2 вида, а именно:

  1. Простая ЭЦП. Это подпись, созданная посредством пользовательских кодов и паролей. Правила использования простой ЭЦП разъясняются в 9 статье ФЗ №63.
  2. Усиленная ЭЦП. Данная подпись создается при помощи ключевой пары.

Усиленная подпись, в свою очередь, делится еще на 2 подвида: квалифицированную и неквалифицированную электронную цифровую подпись. Последняя – создается с помощью программ криптошифрования. Такая подпись способна обнаружить факт изменения содержимого документа после его подписания. Квалифицированная же подпись, помимо вышеперечисленных параметров имеет квалифицированный сертификат. Структура сертификата определена Приказом ФСБ РФ № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года.

Получить ЭЦП можно в специализированном Удостоверяющем Центре, который аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. С более подробной характеристикой видов ЭЦП можно ознакомиться в статье № 5 ФЗ №63.

Помимо крупных изменений, представленных выше, обновленный Закон внес еще и другие поправки:

  1. Внесено уточнение, что при подписании электронного документа несколькими лицами, необходимо использовать один вид подписи (который установлен законодательством для тех или иных форм действий);
  2. Была упрощена система проведения электронных торгов. С введением Закона в действие, участники торгов стали иметь возможность отправлять заявки в электронном виде.

Закон «Об электронной подписи» достаточно подробно регламентирует использование электронного объекта, при этом подробно поясняет права субъектов электронного документооборота и описывает обязанности и функции Удостоверяющего центра.

Первые 4 статьи Закона об ЭЦП посвящены описанию, основным понятиям и принципам использования ЭЦП. Например, в статье №3 описывается правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей. В данной статье оговариваются такие нюансы, как возможность регулирования отношений в области использования электронной подписи соглашением между участниками электронного взаимодействия. Поясняется, что порядок использования электронной цифровой подписи в корпоративной системе может устанавливаться путем соглашения между участниками электронного взаимодействия.

Важный факт! Вид электронной подписи, которая может использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления устанавливает Правительство Российской Федерации.

Остальные статьи Закона посвящены узким нюансам. Например, в статье №6 подробно объясняются условия, при которых документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически можно считать равносильными документам, заверенным рукописной подписью. А в статье №8 подробно перечислены полномочия Федеральных органов власти в данной сфере. Много внимания уделено в Законе объяснению характеристики, функций, профессиональной деятельности, аккредитации Удостоверяющих Центров, а так же понятию «квалифицированного сертификата».

Помимо основного Закона об ЭЦП действуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие применения электронной подписи.

Нормативно-правовая база, регулирующая использование ЭЦП

Формирование правовых норм для использования электронной цифровой подписи в России шло довольно медленными темпами. С движением прогресса устаревали положения и теряли силу многие нормативные акты в этой области.

В действующем законодательстве относительно электронного документооборота учтены все нюансы применения ЭЦП, с учетом появления новых технологий.

Основным нормативным актом, регулирующим применение электронной цифровой подписи, является Федеральный Закон №63-ФЗ. Закон определяет порядок работы с электронной подписью, а так же регламентирует правовой статус объекта. В Законе описываются все права и обязанности субъектов электронных отношений, использующих в своей деятельности электронную подпись.

Кроме основного Закона, использование электронной подписи регулируется и регламентируется другими нормативно-правовыми актами:

В последнее время все популярнее обсуждается тема электронного документооборота, и электронной подписи, в частности. Но использование данного объекта требует определенных знаний и пониманий нюансов и специфики данного направления.

Так как развитие новых технологий, внедрение новаторств и кардинальных изменений в нашей стране проходит не быстрыми темпами, то, не смотря на малую популярность ЭЦП в данный момент, стоит пророчить ей большие перспективы.

Применение электронной цифровой подписи может осуществляться в различных сферах деятельности субъектов. Электронная подпись доступна как юридическим, так и физическим лицам, причем процедура получения ЭЦП для граждан в последние годы достаточно упростилась. Изменения были произведены для привлечения большего количества пользователей.

Читайте так же:  Кредит европа банк потребительский кредит

Практическую значимость электронной цифровой подписи переценить сложно. Государство поддерживает политику перехода на электронную систематизацию и старается продвигать различные проекты, способствующие заданному развитию.

В Министерстве связи и массовых коммуникаций разработали Законопроект для граждан – активных пользователей электронного сервиса государственных услуг. Гражданам Российской Федерации, практически признающим электронный документ альтернативой бумажному, планируется предоставление скидки в размере 50% на оплату государственной пошлины. Во второй половине 2018 года законопроект будет принят на рассмотрение.

Увеличению числа клиентов удостоверяющих центров способствует и расширение областей применения электронной подписи:

Сведенья о сотруднике в части трудовых отношений в ближайшее время планируется оформлять в электронной форме. Приказ о проведении эксперимента о замене бумажных трудовых книжек на электронные был подписан Главой Министерства Труда и социальной защиты Максимом Топилиным. Организация и разработка методики проведения эксперимента возложены на Министерство труда Российской Федерации.

В данном пилотном проекте будут участвовать:

  1. ОАО «Российские железные дороги»;
  2. АО «Газпромбанк»;
  3. ПАО «АвтоВАЗ»;
  4. ПАО «Росбанк»;
  5. ПАО «Ростелеком»;
  6. ООО «Яндекс».

В ближайшем будущем планируется создать электронные базы данных о трудовой деятельности российских граждан. Электронные трудовые книжки исключат риск утери, а так же сократят расходы по осуществлению кадрового делопроизводства.

Шаги в развитии системы электронного документооборота

Для усовершенствования работы с электронной документацией, в настоящее время, в Москве ведется работа по аккредитации удостоверяющего центра электронного документооборота. Данным проектом занимается Совет Федерации. По мнению спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, с помощью данного центра можно будет направлять электронные документы с применением ЭЦП в органы государственной власти. К основным преимуществам создания центра электронного документооборота относят оперативность действий, мобильность, снижение издержек на печать.

Актуальные проблемы и вопросы по части электронного документооборота в этом году обсуждались на ежегодной конференции «Весенний документооборот» в середине апреля. Длительность программы мероприятия составила 4 дня. Информационным партнером конференции выступил Единый портал электронной подписи.

Электронный документ как самостоятельный объект в Законодательстве РФ

Представители Министерства связи и массовых коммуникаций предложили узаконить электронные документы, подписанные цифровой электронной подписью. По Закону, такие документы имеют юридическую силу, однако в Законодательстве не закреплены как самостоятельный объект.

Электронные документы выступают лишь аналогом бумажного документа, не являясь его полной альтернативой. Законопроект находится в активной разработке и будет позиционирован как поправка к Закону.

Разработчики данного проекта Федерального Закона в сфере электронного документооборота надеются, что он будет способен полностью решить вопросы регулирования принципов использования электронных документов.

В рамках экспериментального проекта, клиенты «Мегафона» теперь имеют возможность подписывать документы виртуально. Пользователь, подписывая документ, подтверждает свою личность при помощи PIN-кода. Новатор в области мобильной подписи заявляет, что подписывать документы с мобильного устройства можно в любой точки мира, где ловит сеть.

Для получения МЭП (мобильной электронной подписи), так же как и ЭЦП, пользователю необходимо обратиться в Удостоверяющий Центр. «Мегафон» зарегистрировал свой Удостоверяющий Центр с одноименным названием Компании. В Удостоверяющем центре клиент получает сертификат электронную цифровую подпись и специальную сим – карту (с возможностью сохранения своего текущего номера). Оператор заверяет своих клиентов в том, что МЭП имеет государственную сертификацию и соответствует всем требованиям законодательства.

В ноябре прошлого года представители фракции «Справедливая Россия» предложили Государственной Думе новый Законопроект. Данный законопроект будет нести поправки к существующему Закону. Если точнее, то предлагается разрешить голосование за участие в выборах не только в письменном виде, но и в электронном.

Внедрение нового понятия «электронная подпись избирателя» поможет упростить систему голосования и повысить процент голосующих граждан.

Реализацию проекта планируется поручить Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации.

Для расширения сфер применения ЭЦП и привлечения к ее использованию разных слоев населения, необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в данном направлении. Так же необходимо интенсивно проводить работу по обучению граждан. Повышая электронную грамотность граждан, необходимо корректно доносить сведения не только о возможностях электронных сервисов, но и об удобстве использования ЭЦП. Как руководителям предприятий, так и рядовым гражданам нужно брать в привычку изучение нормативных актов и действующих Законов РФ.

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Изображение - Федеральный закон об электронной подписи № 63 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 17

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here