Сегодня рассмотрим тему: "эффективное использование бюджетных средств 6 направлений" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Содержание
Эффективное использование бюджетных средств: 6 направлений
Какова эффективность использования бюджетных средств властями России на 2018 год? Что уже сделано для этого и какие меры ещё предстоит предпринять? Об этом можно узнать из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы. Итак, 6 направлений использования бюджетных денег.
Конечно, главный приоритет всегда – это целевое использование бюджетных средств. Однако операционная эффективность бюджетных денег тоже всегда стоит на первом месте.
Далее рассмотрены 6 направлений использования денег госказны с позиции эффективного использования бюджетных средств. Отметим, что какие-то меры на 2018 год уже реализованы, а какие-то только будут воплощены в жизнь в 2019-2021 годах.
Мера № 1: повышения эффективности казначейского сопровождения расходов федерального бюджета
Что сделано на 2018 год:
- обеспечено поэтапное внедрение казначейского сопровождения госконтрактов (договоров, соглашений), в т. ч. начато внедрение казначейского сопровождения расчетов по гособоронзаказу;
- в отношении расчетов по госконтрактам, связанным с реализацией значимых мероприятий или приобретением (созданием) дорогостоящих объектов капстроительства, в практику вошло «расширенное» казначейское сопровождение (непосредственный контроль факта выполнения обязательств поставщика (подрядчика), в т. ч. с фото-/видеофиксацией);
- введена специальная форма расчета – казначейский аккредитив: оплата по госконтракту только после предъявления документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- подготовлена нормативная правовая база, необходимая для проведения операций с применением казначейского обеспечения обязательств, в т. ч. в сочетании с банковским сопровождением средств.
- обеспечен учет в федеральной адресной инвестиционной программе всех субсидий и бюджетных инвестиций юрлицам на осуществление капитальных вложений, что расширяет возможности подтверждения эффективности их предоставления как на этапе составления проекта федерального бюджета, так и его исполнения;
- установлены правовые основания для перехода от взносов в уставные капиталы юрлиц к субсидиям акционерным обществам со 100% госучастием и передаче им полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты госсобственности, передаваемые впоследствии в качестве вклада в их уставные капиталы;
- введены основания для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий юрлицам на инвестиционные цели;
- утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидий федеральным учреждениям и ФГУПам на капитальные вложения и о передаче указанным юрлицам полномочий госзаказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мера № 3: повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг
- готов законопроект, направленный на создание правовой базы для привлечения к оказанию госуслуг в социальной сфере негосударственных организаций, в т. ч. на основе государственного (муниципального) социального заказа, конкурсов и аукционов, сертификатов;
- обеспечена апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, предусмотренных проектом вышеупомянутого ФЗ в 8 регионах России (Красноярский и Пермский края, Волгоградская, Московская, Мурманская, Тамбовская, Тюменская и Ярославская области);
- законодательно установлены требования к ограничению размеров авансовых платежей в контрактах (договорах), заключаемых бюджетными или автономными учреждениями, аналогично ограничениям, установленным для получателя бюджетных средств;
- введены федеральные и региональные перечни государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, в целях более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования госзадания;
- уточнена правовая база в части критериев признания государственного (муниципального) задания невыполненным и административная ответственность за его невыполнение, а также установлены особенности досрочного прекращения госзадания.
Мера № 4: совершенствование контроля за использованием бюджетных средств
В этой сфере подготовлены законодательные инициативы, которые направлены:
- на расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля;
- формирование федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- совершенствование порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;
- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Мера № 5: совершенствование управления расходами бюджета на закупки для госнужд
Здесь приняты нормативные-правовые акты:
- направленные на перевод всех процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму;
- утверждены правила определения размера штрафа (неустойки, пени) за ненадлежащее исполнение контракта;
- в Единой информационной системе в сфере закупок размещен каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование которого способствует повышению прозрачности закупок и снижению коррупционных рисков, формированию референтных цен и повышению эффективности контроля в сфере закупок.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мера № 6: управления ликвидностью Единого казначейского счета федерального бюджета
- запущен новый механизм размещения средств федерального бюджета под плавающую ставку, позволивший увеличить спрос на его средства, повысить сроки размещения временно свободных остатков средств на едином счете федерального бюджета в условиях цикла смягчения денежно-кредитной политики ЦБ (с декабря 2017 г. размещения депозитов под плавающую ставку стали основным инструментом бюджетных размещений Федерального казначейства;);
- впервые Федеральному казначейству предоставлено право купли-продажи иностранной валюты на организованных торгах (наряду с куплей-продажей иностранной валюты в ЦБ), а также заключения на организованных торгах договоров с производными финансовыми инструментами, предмет – иностранная валюта (заключение производных договоров типа «валютный своп» позволит размещать и привлекать рублевые средства под залог иностранной валюты, что увеличит эффективность управления остатками, сократить их объем, позволяя при этом избежать риска наступления кассовых разрывов).
Мы назвали основные меры по повышению эффективности использования бюджетных средств, которые предпринимает и будет предпринимать Правительство РФ.
Глава 6. Оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств (п.п. 17 – 20)
Глава 6. Оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств
17. Основная цель оптимизации бюджетных расходов – создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления государственных услуг (выполнения работ).
Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов областного бюджета требует выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
18. Основными направлениями повышения эффективности в бюджетной сфере в настоящее время являются:
1) активное привлечение инвестиций и услуг частных компаний для решения государственных задач.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов должны быть максимально задействованы все источники финансового обеспечения приоритетных государственных задач, особенно в таких сферах, как транспорт, энергетика, промышленность, развитие инновационной экономики;
2) привлечение в установленном порядке бизнеса в бюджетный сектор путем оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимул для повышения качества этих услуг.
Кроме того, одним из направлений оптимизации бюджетных расходов должна стать работа по привлечению внебюджетных средств на проведение различных мероприятий (фестивалей, выставок, конкурсов);
3) повышение адресности мер социальной поддержки граждан.
Все законодательно установленные в Костромской области обязательства по выплате социальных пособий, предоставлению льгот и компенсаций гражданам подлежат безусловному финансовому обеспечению.
В то же время социальные расходы не должны сдерживать возможности региона по реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие собственной доходной базы, препятствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению предпринимательской активности в Костромской области. Для динамичного социально-экономического развития региона необходимо ограничить рост социальных обязательств областного бюджета, а также продолжить реализацию мероприятий по повышению адресности и эффективности мер социальной поддержки;
4) оптимизация государственных закупок.
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области.
Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), согласно которому предусмотрены значительные изменения правил осуществления закупок для государственных нужд. Поправки затрагивают как деятельность заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок.
Планируется установить правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Костромской области в соответствии с общими правилами нормирования в сфере закупок, установленными Правительством Российской Федерации. На основании данных правил исполнительным органам государственной власти Костромской области предстоит утвердить требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативные затраты на обеспечение функций органов исполнительной власти области.
Будет проведена целенаправленная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов заказчиков по вопросам внедрения и развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, что позволит улучшить кадровое обеспечение развития контрактной системы в области.
Законом о контрактной системе расширяется круг участников в сфере закупок. При предоставлении автономным учреждениям и унитарным предприятиям субсидий из областного бюджета (на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности) при осуществлении закупок у них возникнет обязанность применять положения Закона о контрактной системе, которая позволит обеспечить гласность, прозрачность и эффективность осуществления таких закупок.
Для эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” государственным автономным учреждениям и унитарным предприятиям в качестве приоритетного направления рекомендуется предусматривать в положениях о закупках порядок проведения и процедуры закупки и условия их применения с учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе;
5) оптимизация бюджетной сети.
Переход учреждений бюджетной сферы от сметного финансирования к получению субсидий на выполнение государственных заданий не обеспечил в полной мере оптимизации затрат. Следует продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов и качества предоставления государственных услуг, что позволит создать условия для дальнейшего повышения качества обслуживания граждан.
Оптимизация бюджетной сети и штатной численности работников областных государственных учреждений должна осуществляться на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами государственных услуг (работ), непрофильных подразделений, перевода выполнения ряда обеспечивающих функций и услуг в организации, не являющиеся государственными учреждениями.
Оценку эффективности деятельности государственных учреждений Костромской области планируется организовать в формате постоянно действующей рабочей группы по повышению эффективности расходов областного бюджета;
6) отдельным направлением оптимизации бюджетных расходов является повышение эффективности деятельности областных государственных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Костромской области.
Задача по повышению эффективности, открытости и прозрачности управления таких предприятий в настоящее время весьма актуальна.
Необходимо обеспечить публичность процесса формирования и доведения до сведения любых заинтересованных лиц информации, позволяющей составить им полное и адекватное представление обо всех аспектах деятельности предприятия.
В рамках данного направления необходимо рассмотреть вопросы использования имущества, находящегося в собственности Костромской области, исключения фактов нерационального использования или использования не по назначению земельных участков, зданий, сооружений, оборудования. Реализация данного мероприятия также позволит повысить эффективность расходования средств на содержание имущества, включая оплату налога на имущество организаций, земельного и транспортного налога.
Следует провести инвентаризацию имущества, находящегося на балансе областных государственных учреждений, на предмет эффективного его использования: оставить в управлении имущество, которое необходимо для обеспечения полномочий Костромской области; в отношении остального имущества принять меры по его продаже или сдаче в аренду.
Продолжится рассмотрение государственных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Костромской области, на рабочей группе по решению вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности государственных предприятий Костромской области;
7) оценка эффективности предоставления средств из областного бюджета юридическим лицам.
Решение о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам должно основываться на качественном анализе ожидаемого эффекта от таких мер, в том числе эффекта, который может возникнуть в долгосрочной перспективе. Исполнительными органами государственной власти Костромской области, предоставляющими субсидии юридическим лицам, необходимо осуществлять мониторинг ожидаемого эффекта от предоставления субсидий с целью принятия управленческих решений по корректировке основных параметров предоставления субсидий юридическим лицам;
8) оценка эффективности расходов капитального характера.
В основу решений об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности области, а также о предоставлении субсидий местным бюджетам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, должен быть положен соответствующий отбор проектов по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, учитывающий анализ ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств и перспективы развития территорий.
Кроме этого, в условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовых проектных документаций на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности Костромской области. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов государственной собственности Костромской области на долгосрочный период с учетом перспектив развития территорий.
Требуется повысить качество формирования бюджетных заявок на привлечение в Костромскую область средств федерального бюджета. Учитывая предоставление большинства межбюджетных трансфертов капитального характера из федерального бюджета на условиях софинансирования, при принятии решений со стороны региона об участии в реализации отдельных проектов, они должны быть детально просчитаны, иметь оценку бюджетного эффекта и не должны создавать дополнительной нагрузки на областной бюджет;
9) стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе экономики.
Необходимо поддерживать реализацию проектов стимулирования энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе экономики. Положительный бюджетный эффект по данному направлению достигается за счет концентрации средств из различных источников финансирования и повышения качества разработки проектов энергосбережения. Во всех бюджетных учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Сохраняет актуальность вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств областного бюджета в мероприятия по энергоэффективности.
19. Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности государственных расходов.
20. Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:
1) повышения качества бюджетного планирования;
2) формирования бюджетных ассигнований в соответствии с установленными приоритетами бюджетных расходов и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения;
3) повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
4) участия, исходя из возможностей областного бюджета, в реализации программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета.
Неэффективное использование бюджетных средств: обзор арбитражной практики
Вопросы эффективности использования бюджетных средств всегда имеют большое значение при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что принцип эффективности использования средств, приведенный в ст. 34 БК РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Кроме обозначенной статьи, не существует ни одного нормативного документа, дающего ответ на вопрос, что такое неэффективное использование средств. Мало того, ни Минфин, ни законодатели не потрудились разработать и утвердить критерии той самой эффективности. Иными словами, любой проверяющий при проведении контрольного мероприятия определяет степень эффективности или неэффективности использования средств исходя исключительно из собственного понимания названного термина. В статье мы приведем обзор нескольких судебных решений, касающихся контрольных мероприятий, в которых ревизоры устанавливали случаи неэффективного использования средств. Надеемся, что материал будет интересен нашим читателям.
Можно ли применять к бюджетным и автономным учреждениям положения ст. 34 БК РФ?
В силу ст. 6 БК РФ получатели бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, местная администрация, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, требование о соблюдении закрепленного в ст. 34 БК РФ принципа эффективности к ним нельзя применить. К этому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 01.12.2015 № 09АП-42351/2015, 09АП-42588/2015.
Кроме того, в п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено: при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Получается, чтобы сделать вывод о неэффективном использовании средств, ревизор должен собрать и приложить к акту документальные доказательства, подтверждающие факт нарушения.
Уплата штрафов и пеней – неэффективная мера воздействия?
По результатам проведенной управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год составлен акт от 10.07.2014, из содержания которого следует, что в нарушение требований ст. 34, 162 БК РФ средства федерального бюджета в сумме 90 611 тыс. руб. направлены учреждением на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения (27 312 тыс. руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами (38 055 тыс. руб.) и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг (9 244 тыс. руб.), госпошлины по судебным издержкам (16 000 тыс. руб.).
Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.
На основании акта проверки управлением вынесено представление от 07.08.2014 № 50, в котором учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных проверкой нарушений в течение 30 дней с момента получения представления. Не согласившись с выводами проверяющих, учреждение обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным вышеуказанного представления, суды опирались вот на что. Установленный ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг, а также судебных расходов не считаются заданным результатом деятельности учреждения, и расходы на данные нужды являются неэффективными.
С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней заплаченные получателем бюджетных средств могут быть признаны неэффективными.
Оплата проезда в служебную командировку с превышением установленных размеров
Учитывая вышеизложенное, отметим, что государственные (муниципальные) учреждения при направлении работников в служебные командировки обязаны руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, утвержденными Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе.
Например, федеральным государственным гражданским служащим расходы на служебные командировки возмещаются по нормам, приведенным в п. 21 Указа Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». Лицам, не являющимся федеральными государственными служащими, но работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы на служебные командировки возмещаются в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 729).
При проверке правильности возмещения средств при направлении работников в служебные командировки контролеры всегда обращают внимание на соблюдение установленных норм. Так, согласно пп. «в» п. 1 Постановления № 729 расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:
- железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
- водным транспортом – в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
- воздушным транспортом – в салоне экономического класса;
- автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
Однако необходимо отметить, что в силу п. 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 данного документа, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Следовательно, учреждение вправе превышать установленные нормы с разрешения или ведома руководителя учреждения. Вместе с тем такие расходы могут быть признаны неэффективными.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 № 09АП-55065/2015 рассмотрена жалоба Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее в разделе – учреждение) к Росфиннадзору о признании недействительным предписания от 04.06.2015 № АС-03-24/3438.
Как установлено судом, Росфиннадзор в период с 11.03.2015 по 07.04.2015 провел проверку использования средств федерального бюджета в 2013 – 2014 годах, в том числе направленных на реализацию федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012 – 2020 годы)» (Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности»), в Учреждении.
В ходе проверки использования средств федерального бюджета в 2013 – 2014 годах Росфиннадзор выявил факты принятия и возмещения расходов работникам за период к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц и делегаций в аэропортах (VIP-залами), а также необоснованного возмещения расходов на проезд к месту работы и обратно лиц, работа которых носит разъездной характер, без утверждения порядка и размеров возмещения расходов по проезду работников локальными нормативными актами учреждения.
Так, при проведении проверки выявлено, что в проверяемом периоде принимались и возмещались расходы работников учреждения на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещались расходы пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами).
В связи с вышесказанным Росфиннадзор сделал вывод, что учреждение нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ.
По результатам рассмотрения дела суд сделал вывод, что учреждение в 2013 – 2014 годах нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ, в части принятия и возмещения работникам расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами).
При этом суд обратил внимание, что п. 1 Постановления Правительства № 729 предусмотрено возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса.
Таким образом, оплата расходов данной категории должна производиться независимо от категории сотрудников учреждения.
При рассмотрении довода учреждения о согласии вышестоящего органа (Росграницы) на возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно бизнес-классом судом учтено, что направление докладных записок учреждением осуществлялось задолго до направления сотрудников в командировку, а также без приложения подтверждающих документов отсутствия авиабилетов эконом класса, либо невозможности их приобретения. Помимо этого, в докладных записках отсутствуют сведения о командирующем лице, о месте и времени командировки, а также сведения, обосновывающие действительные причины необходимости в осуществлении перелетов бизнес-классом и т. д.
С учетом того, что докладные записки основаны на личном желании руководителя учреждения осуществлять перелеты бизнес-классом, а также с учетом отсутствия документов, подтверждающих невозможность приобретения билетов эконом-класса, что прямо предусмотрено Постановлением № 729, ссылка учреждения на согласие Росграницы судом отклонена.
Таким образом, оплата стоимости как проезда, так и проживания в служебной командировке с превышением установленных норм без приложения подтверждающих документов отсутствия билетов по установленным нормам (по установленной стоимости проживания или в случае проживания не в однокомнатном номере) либо невозможности их приобретения может быть признана неэффективной.
В заключение еще раз отметим: оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.