Что понимать под необоснованной налоговой выгодой с 2019 – 2020 года

Сегодня рассмотрим тему: "что понимать под необоснованной налоговой выгодой с 2019 - 2020 года" и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.

В Налоговом кодексе РФ есть такое новое понятие, как необоснованная налоговая выгода. Чтобы разобраться в ее сути и оценить ответственность, возникающую за действия, связанные с извлечением не полагающейся по факту налоговой выгоды, изучим данный материал.

Под необоснованной налоговой выгодой подразумевают получение стороной-налогоплательщиком налоговой выгоды по итогам представления налоговой структуре официальных бумаг, содержащих неполные, противоречивые либо же полностью ложные сведения.

Важно! В Налоговом кодексе с 19 августа 2017 года вступила в полноценную законную силу новая статья 54.1, положения которой во многом сходятся с постановлением Пленума ВАС 2006 года N53 о налоговой выгоде.

В ней прописан важный принцип налогового регулирования. Статья была разработана на основе судебной практики, рассматривающей ситуации с уменьшением налогоплательщиком налоговых платежей. Поэтому целесообразно проанализировать, как такие вопросы решались на практике и разобраться, какие последствия ожидают нарушителя.

Налоговые структуры в процессе организованных проверок смогли выявить пять самых распространенных «серых» схем, прикрываясь которыми физлица и юрлица-налогоплательщики извлекали не полагающуюся им по факту налоговую выгоду:

  1. Договоренность с компанией-импортером либо производителем продукта, благодаря которой происходит увеличение стоимости товара путем многоразовой его реализации через подставные компании.
  2. Схема, в которой искусственным образом завышается физлицами реальная себестоимость произведенных работ.
  3. «Серая» схема, согласно которой происходит «дробление» бизнеса. Делается это для того, чтобы применить ЕНВД и минимизировать таким путем налоговые обязательства. В данном случае подразумевается создание подконтрольных организаций, действующих по правилам «упрощенки».
  4. Схемы, в основе которых нет «разумной деловой цели».
  5. Схемы, согласно которым действия по оплате товаров отсутствуют со стороны налогоплательщика.

Последствия налоговой выгоды и ответственность за нее

Если некоторое предприятие получило налоговую выгоду без веских на то оснований и сотрудники ФНС сумели это подтвердить в судебной инстанции, то на организацию будут наложены санкции, а также ей будет отказано в льготе, на которую она изначально рассчитывала.

Российское законодательство, чтобы пресечь подобные действия, борется с нарушителями НК РФ, определяя разные меры наказания.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Во время слушаний представители судебных инстанций, избирая меры наказания для нарушителей НК РФ, обращаются к ст. 198 либо к ст. 199 УК России. В ст. 198 рассматривается уклонение от выплаты налога физлицами. В ней сказано о последствиях, которые коснутся физлица-нарушителя, уклонившегося от уплаты налогов. В статье прописано, что ухищрения, связанные с непредставлением в налоговую инспекцию налоговых деклараций либо предоставление этого документа с ложными данными грозит уплатой штрафа от 100 до 300 тысяч рублей.

Альтернативой этому наказанию может быть штраф, который будет приравниваться размеру зарплаты либо же иному доходу виновного лица за период от 12 до 24 месяцев его работы. Равносильными этому наказанию могут быть принудительные работы, выполнять которые физлицо-виновник будет обязан длительностью до 1 года. Вместо всех перечисленных выше мер наказания может быть выбран судебной инстанцией арест физлица на срок от 6 до 12 месяцев.

Если, согласно статье 198 УК РФ, было доказано, что имело место правовое нарушение по уклонению от выплаты налога в крупных масштабах, то виновному лицу может быть назначен либо штраф 200-500 тысяч рублей, либо обязанность выплачивать сумму, равную размеру зарплаты или другого дохода, получаемого гражданином-нарушителем за период с 12 месяцев до 2 лет. Альтернатива перечисленным выше мерам – принудительный труд сроком до 3 лет/тюремное заключение на срок до 36 месяцев.

Важное уточнение! Под понятием нарушения в особо крупных масштабах понимается неоплаченная физлицом сумма налогов за 3 финансовых года подряд (если итоговая сумма недостачи оплаченных налогов превышает границу 900 тысяч рублей). Если физлицо впервые совершает нарушение, то последствия для него не будут слишком тяжелыми, так как статья 198 УК РФ говорит об освобождении от уголовной ответственности лица, которое, чтобы компенсировать свои нарушения, полностью оплатило размер недоимки вместе с определенной пеней, а также оплатило сумму штрафов в том размере, который требует НК РФ.

В статье 199 НК РФ говорится о последствиях и мере наказания юридических лиц. Юрлица-нарушители обязаны либо оплатить штраф в пределах 100-300 тысяч рублей, либо пожертвовать ежемесячно получаемой зарплатой, начисляемой в течение 1-2 лет. Альтернативой этому наказанию может стать принудительный труд до 2-летнего периода. Обязательным дополнением к таким мерам пресечения выступает запрет на занятие определенной деятельностью (либо в течение 3 лет после назначения меры наказания, либо же бессрочно). Вместо этих мер судом быть назначен арест на срок до полугода либо же тюремное заключение на 2 года и запрет на занятие определенных должностей.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если доказано, что юрлицо-нарушитель совершило деяние в масштабных размерах, то его обяжут платить штраф в пределах от 200 до 500 тысяч рублей либо сделать денежное отчисление в госказну в размере зарплаты, получаемой на протяжении 1-3 лет. Альтернативой такому наказанию могут быть принудительные работы в течение 5 лет и запрет на занятие в будущем определенных должностей.

Важное уточнение! Под крупным размером в данном случае подразумевается сумма неуплаченных налоговых сборов, превосходящая границу в 15 млн. рублей. Однозначно установить связь между объемами извлеченной выгоды и наказанием, которое стало последствием нарушений, невозможно, так как каждый случай индивидуален. Именно поэтому мера ответственности, которую будет нести нарушитель, рассматривается в судебной инстанции с учетом всех обстоятельств.

Если суд выявит грубые нарушения, связанные с неуплатой либо неполной уплатой налоговых сборов, и докажет, что такой вид махинаций производился путем занижения искусственным образом налоговой базы либо иного неверного просчета налога либо иных действий, то нарушителя могут заставить оплатить 20% неуплаченной суммы средств, которая должна была пойти в госказну. Если будет доказано, что деяния совершались умышленно, то лицо, решившее нарушить установленные нормы, обяжут оплатить 40% неуплаченной суммы сбора. При назначении такой меры наказания будут руководствоваться ст. 122 НК РФ.

Читайте так же:  Пбоюл расшифровка и правила создания

Характер и особенности последствий, с которыми столкнется нарушитель, оговорен также и в Кодексе административных правонарушений. В главе 15 КоАП РФ указаны все варианты нарушений, которые подразумевают административную ответственность (под нею подразумеваются разные штрафные санкции, лишение права проводить определенную деятельность и запрет на право занимать определенные должности).

Новые правила применения норм о необоснованной налоговой выгоде в 2019 году

Специалисты ФНС России озвучили новые правила выявления необоснованной налоговой выгоды. Теперь контролирующий орган делает акцент на реальности сделки и исполнении ее контрагентом. Должная осмотрительность участников перестала играть ключевую роль. Юристы рекомендуют бизнесменам обратить внимание на построение сотрудничества. Так, при поставке товаров, работ или услуг третьим лицом могут возникнуть серьезные проблемы.

С августа 2017 года в России действует обновленная редакция НК РФ. Поправки запретили искажать отчетность в целях сокращения налогового бремени и закрепили критерии правомерности соглашений. Специалисты считают изложение статьи 54.1 НК РФ неудачным. Летом текущего года норма подверглась жесткой критике со стороны аналитиков. В результате налоговой службе пришлось дать официальные разъяснения. Своеобразным ответом экспертам стало письмо СА-4-7/16152@.

Статья 54.1 НК РФ запрещает любое искажение отчетности с целью снижения размера платежей в бюджет. Наказание следует за умышленные действия. Это означает, что контролирующему органу придется доказывать природу ошибок, имеющихся в документах.

Исправлению такие отчеты подлежать не будут. Налоговая инспекция спишет все затраты, искажающие смысл хозяйственной операции. Подход отличается от позиции, озвученной ВАС РФ в постановлении № 53. Ранее судам рекомендовали пересчитывать размер обязательств.

В письме ФНС России подробно описаны 2 неотъемлемых признака правомерного соглашения:

  • цель сделки не связана с уклонением от налогов или сборов;
  • договор исполнен заключившими его сторонами.

ФНС РФ отмечает, что несоответствие хотя бы одному требованию является основанием отказа в учете. Инспекторам на местах предписано тщательно анализировать соглашения на предмет реальности. От формального подхода отказались окончательно. Претензии контролирующего органа не могут строиться лишь на процедурных ошибках или недочетах в первичной документации.

Налоговая служба признала необходимость доказывания противоправного характера действий. Так, на контролирующий орган ложится обязанность подтверждения умышленного искажения отчетности. Признаками следует считать:

  • зависимость или подконтрольность спорного контрагента (экономическую, юридическую и прочую);
  • осуществление транзитных операций участниками с применением сомнительных схем;
  • свидетельства согласованности действий сторон сделки.

Отсутствие подтверждения должной осмотрительности утратило ключевое значение. Термин впервые применил ВАС РФ в постановлении № 53. На законодательном уровне его так и не закрепили. Теперь ограничиваться лишь формальными претензиями запрещено. Главным для инспекторов должна стать реальность операций. При этом осведомленность налогоплательщика об исполнении сделки третьим лицом во внимание принимать отказались. Юристы опасаются возникновения многочисленных конфликтов. Далеко не всегда контрагенты извещают деловых партнеров о делегировании обязательства сторонним компаниям.

Риск привлечения к ответственности за недобросовестность одного из участников коммерческой цепочки исключен. Статья 54.1 НК РФ негативных последствий за это не предусматривает.

Специалисты не считают разъяснения шагом к улучшению положения предпринимателей и компаний. Отказ от формального подхода не стоит рассматривать в качестве меры смягчения правил. Оценка остается довольно жесткой, а методы вызывают обоснованную критику.

Руководство ФНС РФ продолжает модернизировать политику контрольных мероприятий. В письме № ЕД-5-9/547@ от 23.03.17 территориальным инспекциям рекомендовали уделять больше внимания обоснованию выводов о получении плательщиками необоснованной налоговой выгоды. Инструкции разработали на основе материалов за 2016 год.

Аналитики изучили решения по административным и судебным жалобам за минувший период. Выводы оказались неутешительными. Контролирующие органы формально подходят к сбору доказательств, ограничиваясь косвенными подтверждениями недобросовестности.

Так, инспекторы делают выводы о недостоверности отчетности, опираясь лишь на материалы допросов и почерковедческих экспертиз. Если руководитель компании-контрагента отказывается признавать факт сотрудничества, исследование документов прекращают.

В то же время отсутствие информации о подконтрольности требует проведения дополнительной проверки. В письме обращают внимание на необходимость оценки способов поиска делового партнера. Основное значение имеет первое звено и свидетельства фиктивности операции. Использовать в качестве аргументов сведения о втором или третьем контрагенте в цепочке нельзя.

Обоснованием вывода стал обзор практики ВС РФ № 1, утвержденный в середине февраля 2017 года. Верховный суд отказался признавать неисполнение налоговых обязательств продавцом подтверждением недобросовестности покупателя. Если проверяемое лицо проявило должную осмотрительность при заключении сделки, значение такой поступок иметь не будет. В пользу налогоплательщика свидетельствует и информация о фактическом поступлении товаров на склад.

В ходе исследования фискалам надлежит отыскать ответы на следующие вопросы:

  • отличался ли метод выбора контрагента от общепринятого в компании;
  • выходят ли условия сделки за рамки традиционных сделок;
  • как налогоплательщик оценивал деловую репутацию и платежеспособность партнера;
  • имелись ли у контрагента ресурсы, необходимые для выполнения договора.

Косвенным подтверждением недобросовестности является заключение плательщиком сделок преимущественно с компаниями-нарушителями. Обращать внимание предписано на отсутствие прямых контактов с руководством фирм. О фиктивности операций свидетельствует информационная закрытость компании. Дополнить комплекс доказательств позволят сведения о ценах других продавцов аналогичного товара (работы, услуги). Спорную сделку следует сравнить с реальными контрактами и предложениями рынка.

Налогоплательщик вправе опровергнуть подозрения, предъявив контролирующему органу документы поиска и проверки контрагента, рекламные материалы, сведения об опыте сотрудничества с фирмой и переписку.

Изображение - Что понимать под необоснованной налоговой выгодой с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F3095f3189512eb249808bdf83358cc1c_compressed_v1

С 1 января 2020 года Налоговый кодекс пополнится новым налогом — экологическим. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков сохранится на прежнем уровне. Но жизнь показывает — он повысится. В этой статье разберемся, к чему готовиться уже сейчас, и как не стать налогоплательщиком экологического налога с негативными последствиями.

Новый законопроект практически дублирует существующую ст. 16 ФЗ закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): остаются неизменными налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки и коэффициенты, налоговый период. Откуда же берется рост налоговой нагрузки?

По данным Коллегии Счетной палаты за 2017 год исполнение доходов федерального бюджета, администрируемых Росприродназором, составило 3,8 млрд рублей, или 44,2% от первоначального прогноза.

Читайте так же:  К какой амортизационной группе относить автомобиль

Было признано, что Росприроднадзор собирает деньги в бюджет плохо. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», администрирование ФНС страховых взносов привело к росту их поступления на 7,2% (или 455,7 млрд рублей) по сравнению с 2016 годом, при этом темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы. Таким образом, выбор сборщика платежа предопределен — ФНС, демонстрирующая постоянный рост поступлений денег в бюджет. В Росприроднадзоре, правда, попытались заметить, что если экологический налог будет собирать ФНС, то уж на природу он точно не пойдет, но аппаратный вес Росприроднадзора даже близко не стоит с налоговиками.

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 27-28 сентября в Москве, в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Теперь необходимо обратиться к теории, что важно для дальнейшего понимания проблемы. Ст. 4.2 закона «Об охране окружающей среды» подразделяет объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: 1 — значительное, 2 — умеренное, 3 — незначительное и 4 — минимальное. Категории определяются на основании Постановления Правительства от 28 сентября 2015 г. N 1029, в частности для отнесения к 4 категории требуется наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды. Если их нет — нет и платы за НВОС, об этом, в частности, говорится в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354: «Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС».

Указанная позиция верна, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается) — Письмо Росприроднадзора от 20.03.2017 N ВС-06-02-29/5525 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

П. 1 ст.1 главы «Экологический налог» определяет налогоплательщиков как организации и ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.

При отсутствии критериев объекта НВОС, организации и ИП налогоплательщиками не являются (например, грузовые транспортные средства не являются стационарными источниками выбросов и не являются объектами НВОС). П.2 этой же статьи указывает, что не являются налогоплательщиками организации и ИП, осуществляющими деятельность на объектах 4 категории при условии подтверждения соответствующим свидетельством о постановке на учет.

Отсюда возникает несколько проблем:

1. Необходимо определить является ли объект оказывающим НВОС.

2. Если да, получить свидетельство о постановке на учет объекта 4 категории.

По данным полученным через портал Росприроднадзора «ПТО УОНВОС», в настоящее время в федеральном реестре объектов НВОС зарегистрировано 91 223 объектов, в региональном — 158 805, итого 250 028 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 134 807 объектов были поданы, но отклонены Росприроднадзором, как не соответствующие критериям НВОС.

Ответственность за не постановку объекта НВОС предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ (от 30 до 100 тысяч рублей). С 2020 года ответственность будет наступать уже по п.2 ст.116 НК РФ: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям. Санкция — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Много ли объектов не поставлено на учет сказать сложно, но, например, в декабре 2017 года судами общей юрисдикции было рассмотрено 37 дел по ст. 8.46 КоАП РФ. Все решения вынесены в пользу Росприроднадзора (в подавляющем большинстве это штраф 30 тысяч рублей). Отметим, что если Росприроднадзор вел учет объектов НВОС, то налоговики будут вести учет налогоплательщиков, оказывающих НВОС.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Это же положение содержится в ст.1 главы Экологический налог.

П. 2 ст. 3.1. главы «Экологический налог» определяет налоговую базу, как объем или массу фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

В судебной практике и сейчас встречаются споры по определению объема отходов и их превышения установленным лимитам: например, АС Республики Татарстан 01.08.2018 вынесено решение по делу № А65-41566/2017, которое интересно своей типичностью. Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд с заявлением к ООО о взыскании 1 911 520 руб. 04 коп. платы за НВОС за 2014 г. В ходе проверки был выявлен факт размещения обществом на полигонах отходов в большем объеме, чем указано организацией в отчете за спорный период. Ответчик пытался возразить, что Росприроднадзор не доказал наличие у общества отходов в указанном объеме, к тому же общество не является собственником отходов и, как следствие, лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как передало отход специализированной организации для размещения на полигоне.

Интересны выводы суда, которые несложно переложить и на налоговые споры после 2020 года: факт несоответствия количества строительного материала, приобретенного обществом, и количества размещенных в последующем отходов не опровергает достоверность актов передачи отходов третьему лицу. Для целей Закона не имеет определяющего значения количество имевшихся строительных материалов равно как установление причинно-следственной связи между количеством построенных обществом объектов и массой образовавшегося в результате такого строительства отходов. Ключевое значение придается количеству размещенных отходов, которое в рассматриваемом случае подтверждается актами самого общества, составленными в рамках договорных отношений с третьим лицом.

К тому же специализированной организации отходы были переданы по договору оказание услуг по сбору отходов в целях их дальнейшего размещения. Условия о передаче отходов в собственность третьего лица названный договор не содержит. В связи с этим прием отходов третьим лицом для их дальнейшей транспортировки и передачи для размещения не влечет за собой переход к третьему лицу права собственности на них, а значит плату за НВОС должен осуществлять их собственник.

Читайте так же:  Минюст выступил за введение минимального размера алиментов

Правда, Росприроднадзор не смог доказать, что образовавшаяся разница отходов представляет собой бой бетонных изделий и расчет платы по наиболее высокой плотности отходов оказался необоснованным и неверным. С организации взыскали 594 тыс. рублей.

Несложно представить, что если бы истцом был не Росприроднадзор, а ФНС, предмет спора не ограничился бы только объемом и плотностью неучтенных отходов, в частности могли быть поставлены и вопросы о приобретении строительных материалов, обоснованности расходов на их перевозку, несоответствия объемов отходов, закупленным материалам и т.д. Но даже если бы организация оказалась кристально чистой, а нарушения ограничились только экологическим налогом — добавились бы штраф и пени.

Вообще, глава Экологический налог усеяна отсылочными нормами к природоохранному законодательству, что дает возможность государству в будущем, не меняя положения НК РФ и «не повышая» налоговой нагрузки, вносить изменения в природоохранное законодательство (на уровне Постановлений Правительства), ужесточая требования к НВОС, производственному экологическому контролю, перечню загрязняющих веществ и т.д. Открытым остается и вопрос квалификации сотрудников ФНС при проверке правильности исчисления экологического налога, имплантации экологического налога в автоматизированные системы контроля ФНС и т.д.

Конечно, природу необходимо беречь, а негативный эффект от экологического налога даже близко не приблизиться к эффекту от роста НДС до 20%, но в совокупности со снижением покупательской способности населения и ростом инфляции, помноженном на усиление фискальной функции ФНС — бизнес (прежде всего производство и стройка) получат дополнительный рост налоговой нагрузки.

Об экологическом налоге, НДС 20%, а также легальных способах оптимизации налогообложения мы подробно говорим на расширенном закрытом семинаре 27-28 сентября 2018 года в Москве. Приходите!

Взвешенная и рациональная налоговая политика – это неизменная составляющая стратегии развития России на 2019-2020 годы. Под этим понимаются любые действия государства в сфере налогообложения, которые осуществляются в рамках ранее утвержденного плана. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, их разработкой занимается Минфин, который рассчитывает оптимальный уровень налоговой нагрузки и, исходя из внешних и внутренних экономических факторов, утверждает реализацию ряда мер на определенный период.

Налоговая политика на 2019- 2020 гг. — это публичная информация, которую Минфин размещает на своем сайте (как правило, это происходит до начала наступающего года). Опираясь на эти сведения, можно понять, какие будут созданы фискальные условия для развития частного бизнеса, какой набор инструментов будет использоваться для сокращения теневого сегмента, удастся ли полностью сбалансировать бюджеты и какие законодательные нововведения будут приняты для решения таких задач.

Получение прибыли вне налогообложения – это крайне актуальная проблема для экономики страны. Предприятия и физлица, которые не платят фискальные платежи, не принимают непосредственного участия в формировании бюджета, вследствие чего наблюдается явный дефицит его доходной части. Но Минфин намерен бороться с теневым сегментом, используя все доступные ему инструменты и методы, даже если для этого придется внести изменения в действующий закон. С этой целью в рамках реализации налоговой политики на 2019-2020 годы будут использованы такие меры:

  • переход на онлайн-кассы в розничной торговле, за счет чего продавцы лишатся возможности скрывать свои продажи. При использовании таких касс платежные данные мгновенно передаются в ФНС, которые фиксируют платежи;
  • ужесточение таможенного контроля, для чего будет создана единая система «прослеживания» продукции от момента поступления для оформления и до продажи конечному пользователю (планируется запуск пилотного проекта);
  • формирование нового госреестра актов гражданского состояния;
  • создание единого федерального регистра, в котором будут аккумулированы сведения о гражданах;
  • запуск автоматического обмена налоговыми данными, вследствие чего будет сложнее уклониться от уплаты обязательных сборов и платежей и т. д.

Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, Минфин намерен полностью систематизировать процесс взимания фискальных сборов и упорядочить налогообложение. Для этого в ходе выполнения тезисов налоговой политика РФ на 2019-2020 годы планируется:

С другой стороны, для нефтедобывающих предприятий будет разработана альтернативная система налогообложения – НДД (налог на добавленный доход). В первую очередь это коснется пилотных объектов, которые расположены на месте зрелых и новых месторождений. При этом налоговой базой будет считаться доход от добычи углеводородов за вычетом совокупных расходов по разработке этих недр. Предполагается, что ставка по НДД составит около 50%.

Не оставит без внимания Минфин и физических лиц, на что указывают другие положения утвержденной налоговой политики РФ на 2019-2020 годы. Основная задача в данном направлении – это сокращение числа неофициально трудоустроенных лиц и самозанятых граждан, которые предоставляют услуги или продают товары, не оплачивая фискальных платежей. С этой целью Минфин планирует:

  • уточнить действующий перечень видов деятельности плательщиков УСН (по реестру), в отношении которых может использоваться более выгодный тариф начисления страховых взносов;
  • проанализировать целесообразность предоставления льгот самозанятым гражданам (до конца 2018 года они уже были освобождены от уплаты страховых взносов и НДФЛ);
  • расширить круг лиц, в отношении которых будет использоваться ставка НДФЛ в 0%;
  • при подсчете суммы безнадежных долгов включать в их состав задолженности граждан, получивших статус банкротов, что позволит уменьшить объем налогооблагаемой базы;
  • упростить задачу по покупке онлайн-касс для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН, предоставив им возможность снизить сумму налога, исходя из того, что стоимость одного аппарата составляет 18 тыс. руб.;
  • ограничить для ИП количество объектов недвижимости (в том числе, исходя из совокупного размера общей площади), в отношении которых может использоваться ПСН при осуществлении деятельности по сдаче в аренду жилья или нежилых помещений.

5 проверенных методов оптимизации налогов в 2018-2019 годах

Бизнес.ру проанализировал популярные способы налоговой оптимизации. Далеко не все они безопасны. В статье – риски, ответственность за незаконные методы и схемы оптимизации налогов и 5 безопасных способов снизить налоговую нагрузку в 2018-2019 годах.

Читайте так же:  Что делать, если в приговоре не указана судьба вещественных доказательств?

Штрафы и санкции за применение нелегальных методов и схем оптимизации налогов в 2018-2019 годах

На сегодняшний день известно более 150 методов и схем оптимизации налогов. Далеко не все они законны. Недобросовестные предприниматели заключают сомнительные договоры, уменьшаются активы и скрываются доходы. Если налоговая выявит, что компания применяет незаконные методы и схемы оптимизации налогов, она начислит сумму неуплаченных налогов и применит штрафные санкции.

Важно! Прежде чем применять какой-либо метод снижения налоговой нагрузки, удостоверьтесь в его законности. Более удобный и надежный вариант – доверить эту работу профессионалам. Рекомендуем сервис Главбух Ассистент – там ваши налоги оптимизируют бесплатно.

Опасные признаки, которые могут стать сигналом для проверки ФНС, смотрите в этой статье.

Таблица. Ответственность за незаконные методы и схемы оптимизации налогов 2018-2019

Нарушение правил учета доходов и расходов

20 процентов от суммы неуплаченного платежа

Штраф на ответственного 2000-3000 рублей

Непредоставление информации по сделкам

Штраф 5000 рублей

Подача и фиксирование недостоверных данных, что стало причиной занижения обязательств

Неуплата или неполная уплата обязательного платежа

20 процентов от суммы недоплаты. При повторном нарушении процент увеличивается до отметки 40

Штраф 200000-500000 рублей на руководителя или принудительные работы на 5 лет и лишение права занимать руководящие должности

12 способов экономии на налогах: видеозапись закрытого вебинара

Метод снижения налоговой нагрузки № 1. Применение спецрежима

Традиционный способ снизить налоговую нагрузку – перейти на спецрежим: УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент.

Роман Шишкин , к.ю.н., помощник президента МКА «Филиппов и партнеры» по особым поручениям:

Наиболее распространенный режим – упрощенная система налогообложения (УСН). Налоговые ставки в данном случае составляют 6 % на облагаемый доход от деятельности и 15 %, если налогоплательщик выбирает вариант исчисления налоговой базы в виде дохода минус расходы. Очевидно, что оба варианта экономически выгодны по сравнению с основной ставкой налога на прибыль в 20 %.

Подробнее о спецрежимах можно прочитать здесь. А здесь вам помогут подобрать наиболее выгодный режим для вашей компании и помогут с учетом и отчетностью.

Любовь Козлова , ведущий специалист-эксперт банка для предпринимателей Точка:

В зависимости от предполагаемых доходов и расходов рассчитайте налоговые платежи по каждой системе налогообложения и своевременно сообщите о своем выборе в налоговую. Еще рекомендую внимательно изучать региональное налоговое законодательство : иногда «на местах» устанавливают пониженную ставку, чтобы стимулировать развитие предпринимательства. Например, налоговая ставка УСН при системе «доходы минус расходы» составляет по налоговому кодексу 15%, но в Свердловской области — 7%. К сожалению, не все бухгалтеры это учитывают.

Совет: воспользуйтесь сервисом “Главбух Ассистент”, чтобы не пропустить новые способы экономии на налогах.

Важно! Если находитесь на спецрежиме, снижайте налоговую нагрузку с осторожностью: контролирующие органы могут расценить это как уклонение от налогов. Впрочем, возможность для налоговой оптимизации есть и в этих случаях.

Любовь Козлова , ведущий специалист-эксперт банка для предпринимателей Точка:

ИП на упрощенке или ЕНВД могут уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов. Нужно сначала заплатить фиксированные страховые взносы (ПФР и ОМС), и если взнос полностью покрывает или превышает сумму налога, налог платить не нужно. Если сумма взноса меньше налога, нужно уплатить разницу. Чтобы полностью избежать авансовых платежей по налогу, взносы лучше оплачивать до конца каждого квартала. ИП с сотрудниками тоже может сэкономить на налогах, выплатив все взносы. Но уменьшить выплату налогов в таком случае получится только наполовину.

Лимит доходов для ИП на упрощенке — 150 млн руб в год, в него нужно уложиться. Например, можно договориться с контрагентом о более ранней или более поздней выплате по договору.

Важно! Будьте осторожны с дроблением бизнеса под упрощенку. За последние 4 года арбитражные суды рассмотрели более 400 дел на сумму, превышающую 12,5 млрд рублей. В рамках этих дел оспаривались ненормативные акты налоговых органов, содержащие выводы о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды из-за схем дробления бизнеса (письмо ФНС России от 11.08.2017 г. № СА-4-7/15895@).

Роман Шишкин , к.ю.н., помощник президента МКА «Филиппов и партнеры» по особым поручениям:

Очень важно иметь логическое обоснование одновременного применения общей системы налогообложения и спецрежима. Убедительные аргументы: начало нового направления в бизнесе, открытие компании в другом регионе, наличие заказчиков без НДС, возможность предоставления более гибких цен и т.д.

Здесь – критерии опасного и безопасного дробления.

Метод снижения налоговой нагрузки № 2. Освобождение от НДС

Получить освобождение от уплаты НДС могут организации, и ИП, на общей системе налогообложения в отношении не подакцизных товаров. При этом выручка от реализации товаров без учета налога за 3 последовательных календарных месяца должна составлять не более 2 млн. руб. Субъект предпринимательства может пользоваться привилегией, начиная с месяца, следующего за отчетным периодом. В НК РФ (ст. 149) регламентировано право предпринимателя на освобождение от уплаты НДС как по видам деятельности, так и по отдельным операциям. О том, как считать ставки НДС, и какова налоговая нагрузка на предприятие от нее, можно узнать здесь.

Дарья Логунцова , юрист департамента правового и налогового консалтинга «Прифинанс»:

Освобождение от НДС предоставляют в срок до 12 месяцев без права отказаться от него. Однако налогоплательщик может потерять такое право, если выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС за 3 любых последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб. и если плательщик начнет продавать подакцизные товары. Освобождение от НДС распространяется только на внутрироссийские операции, ввоз продукции на территорию РФ нельзя освободить от НДС (ст. 145 НК РФ).

Еще один вариант снизить налоговую нагрузку за счет НДС – избирательно выбирать партнеров для сотрудничества: они должны применять систему налогообложения с НДС.

Предприниматель на общей системе налогообложения приобрел у поставщика товар на 100000 рублей, а продал его за 200000 рублей. При этом он должен уплатить НДС по ставке 18 процентов: 200000*18/100=36000 рублей. Если предприниматель будет закупать товар у плательщика НДС, в бюджет ему нужно заплатить (200000-100000)*18/100=18000 рублей. Если поставщик не является плательщиком НДС, в бюджет покупателю придется уплатить полностью всю сумму налога в 36000 рублей.

Читайте так же:  Обособленные подразделения и налог на прибыль по ним в 2019 - 2020 году

Метод снижения налоговой нагрузки № 3. Налоговые льготы

Определенная категория субъектов предпринимательства может снизить размер бюджетных налогов и взносов за счет понижения ставок, уменьшения базовой расчетной суммы или освобождения от необходимости уплаты обязательных платежей. Привилегией могут воспользоваться самозанятые лица, предприниматели, которые не привлекают наемных работников, а также субъекты хозяйствования, ориентированные на продвижении инновационных производств. Узнать подробнее о том, кому положены налоговые льготы, и как их оформить, можно здесь.

Дарья Логунцова , юрист департамента правового и налогового консалтинга «Прифинанс»:

Применять налоговые льготы могут исключительно резиденты РФ. Виды льгот:

  • Налоговые вычеты;
  • Пониженные ставки налога (например, по НДС);
  • Освобождения для отдельных категорий налогоплательщиков (например, от НДС освобождена реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций);
  • Налоговый кредит (например, инвестиционный налоговый кредит для предприятий определенного вида деятельности в соответствии со ст. 67 НК РФ);
  • Иные формы.

Компания разрабатывает технологии информационной безопасности. Государство относит это направление к приоритетным. Руководитель субъекта предпринимательства оформил льготу и смог уменьшить налоговую нагрузку за счет снижения величины налога на прибыль. Дополнительно предприниматель может воспользоваться региональными льготами.

Метод снижения налоговой нагрузки № 4. Грамотное оформление затрат

Самый простой способ оптимизации налогов – грамотное оформление затрат. Закон предусматривает возможность уменьшение дохода, подлежащего налогообложению, на сумму затрат, понесенных на обеспечение функционирования субъекта хозяйствования. Чем больше затраты, тем меньше размер налога. К такому способу оптимизации налогов следует отнестись ответственно, поскольку при проверках тщательно оценивают затратообразующую часть бюджета компании. Каждая статья затрат должна быть документально подтверждена. В противном случае сомнительные суммы исключат из вычета и на них доначислят налог, а руководителя подвергнут санкциям.

Владимир Старинский , управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:

Грамотная учетная политика позволяет самостоятельно определять, когда и сколько платить налогов. Вы можете самостоятельно решать, какие расходы и доходы принять в конкретный период и распределить налоговую нагрузку по периодам в зависимости от финансовых возможностей организации. Кроме того, сократить налоговые расходы можно путем передачи части функций сторонним организациям. Например, если в штате нет юристов или бухгалтеров а эти услуги оказывают другие компании, то их оплата является налоговыми расходами, и нет необходимости перечислять налоги с зарплат. В настоящее время такой метод применяют все больше организаций.

Чем вам поможет аутсорсинг и сколько это стоит, узнайте здесь.

Государство ввело налоговую льготу для предпринимателей на спецрежимах: ЕНВД или ПСН (патенте). Максимальный размер подобного вычета – 18 000 руб. за каждый приобретенный аппарат. Причем вычет касается не только покупки кассы и фискального накопителя, но и оплаты услуг оператора фискальных данных, настройки и регистрации ККТ, сопутствующих работ.

Юлия Русинова , директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ:

Для предпринимателя здесь главное – выполнить два условия. Первое – приобрести кассу, включенную в реестр ККТ. Второе – зарегистрировать ее в налоговой до 1 июля 2019 г.

Чтобы получить налоговый вычет, ИП на ПСН достаточно представить в ФНС уведомление об уменьшении суммы платежа по патенту. Причем он вправе подать его одновременно с заявлением на получение нового патента. Уведомление можно составить по рекомендованному ФНС шаблону или в свободной форме.

Для ИП на ЕНВД налоговая доработала действующую форму декларации. В ней появился раздел «Расчет суммы расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, уменьшающей сумму единого налога на вмененный доход за налоговый период». В разделе укажите название модели кассы, ее заводской и регистрационный номера, дату регистрации аппарата в налоговой, сумму расходов на покупку. Уведомление и декларацию можно подать в налоговую в бумажном или электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС.

Какие изменения законодательства повлияют на оптимизацию налогообложения в 2019 году

В 2019 году в режиме пилотного проекта введут нескольких видов налогов, которые значительно увеличат налоговую нагрузку на бизнес. Дополнительно вводят экологический, туристический налог и налог для самозанятых лиц. Из этих трех видов обязательных платежей получится оптимизировать только экологический платеж за счет внедрения технологий и проведения мероприятий, ориентированных на снижение влияния на окружающую среду.

Изменения в 2019 году:

  • С 1 января 2019 года вырастет базовая ставка НДС с 18 до 20%, при этом в отношении пониженных ставок (0% и 10%) изменений не планируется.
  • С 2019 г. налогом на имущество организаций облагается только недвижимость. С автомобилей, оборудования и других движимых основных средств не нужно будет платить налог на имущество.
  • Предельная база по взносам на пенсионное страхование возрастет до 1 150 000 руб., на взносы по временной нетрудоспособности и материнству — до 865 000 руб.
  • С 2019 г. не будет пониженных тарифов для коммерческих организаций и ИП на УСН, а также для аптек, уплачивающих ЕНВД. Они будут платить взносы по основным тарифам, которые останутся теми же, что и в 2018 г.

Изображение - Что понимать под необоснованной налоговой выгодой с 2019 - 2020 года proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.business.ru%2Fimages%2Fkostin

Денис Костин , управляющий партнер группы компаний «Аксиома», директор ООО «Универсальная юридическая контора»:

Главное изменение в 2019 году – это повышение ставки НДС на 2 % (с 18% до 20 %). Соответственно, стоимость работ и услуг будет повышаться, этот процесс уже начался. Для тех, кто занимается экспортом товаров, это довольно выгодно. Пороговое значение перечисленных средств при возмещении НДС снизится (вместо 7 млрд руб. будет действовать предел в 2 млрд руб.).

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

Изображение - Что понимать под необоснованной налоговой выгодой с 2019 - 2020 года 23423424
Автор статьи: Филипп Соловьев

Здравствуйте! Я Филипп, уже более 12 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 321

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here